About

Как и откуда появилась «EDU.topia»?

Перед вами всё те же люди, которые в 2007-2010 гг., будучи студентами филологического факультета и Института журналистики БГУ, создали беспрецедентный филолого-журналистский проект «ALMANAH», посвященный реалиям тогдашнего высшего белорусского образования (по крайней мере, гуманитарной ее части); создали, попутно сложив себе разной степени скандальности репутации в попытке просканировать то, что представляла собой цитадель гуманитарной мудрости. Во время нашего прекрасного студенчества вышло в свет восемь номеров «Альманаха» (кто не помнит, как это было, добро пожаловать на http://www.almanahphylfak.narod.ru) – наставало время активной педагогической практики, и – более вам скажу – мы были во всеоружии запустить девятый «Альманах», собственно, этой практике посвященный. Да логика сюжета сложилась иначе.

Казалось, четыре года филфак шел к тому, чтобы торжественно объявить нам: «Господа: педпрактика!» Четыре года – оптимальный, видно, срок выдержки среднестатистического студента-филфаковца – нас психологически, ментально и – о, неожиданность! – теоретически готовили ко вбрасыванию на передовую. Для большинства народа страшное, для меньшинства – желанное слово «школа» и сама школа, разумеется, и были той передовой, на которую уходили колонны бойцов.

Собравшись позже, по факту окончания практики, на итоговую конференцию, посвященную проблемам современного школьного образования, мы увидели, что ни о каких проблемах господа дискутирующие говорить намерены не были. Прямо как новости на белорусском канале смотришь. Более того, тех, кто пытался критически / скептически взглянуть на школьную практику и выковырять-таки пару-тройку проблем, после торжественного заседания тихонько зажимали в уголке и назидательно махали пальчиком «ай-ай-ай!» То есть целью конференции, видимо, было создать эдакий идеальный образ школы – храма науки, дабы не всех передергивало от одного напоминания о распределении, а штат молодых свежеголовых специалистов пополнялся и студентами филфака тоже. Дело благое и стратегически верное. Но мы ведь о проблемах.

Студенты выступающие с радостью делились слезливыми впечатлениями об экзотическом промысле в разных жанрах аудио/видео/графического искусства, сетуя на то, как им детишек подопечных хватать не будет. Что характерно, многие студенты унесли с собой с педпрактики массу положительных впечатлений. Да, для нас это была некая экзотика, эдакое туристическое путешествие по тайге. Масса впечатлений, куча фотографий, раз в день смена статуса Вконтакте. Но от того, что мы съездили в тайгу на экскурсию, тайга не перестала жить по своим законам. Механизм работы школы как системы все равно остается за кадром. Чтобы изучить механизм, необходимо самому в этой системе стать винтиком, а не соглядатаем.

Поэтому для чистоты эксперимента мы решили внедриться в самую гущу событий, можно сказать, в лоно школьного образования (как поется теперь, «школьное лоно чудесное, с дружбою, с книгою, с песнею…»), чтобы после иметь моральное право рассуждать о системе. Нам органически необходимо было посмотреть на процесс совсем изнутри с целью понять, почему школьное образование год от года все более и более не может соответствовать вузовским требованиям, почему каждая вступительная кампания слабее своей прошлогодней модификации на порядок и правы ли те, кто утверждает, что сейчас наступило время краха белорусского образования.

Но, копая глубже, мы убедились, что ни полугода, ни года не будет полностью достаточно, чтобы осознать, во что ты попадаешь, а главное, чтобы попытаться хотя бы слегка, по ощущениям, сформулировать основные проблемы теперешней системы (сформулировать, на самом деле, – это еще полбеды; раз ты такой умный, так давай предлагай варианты – а сие уже требует в этой системе жизни хоть некоей продолжительности).

Я (Бородич С.С.) проработал в школе три сезона (2010-2013), а сейчас взял перерыв, чтобы во всем увиденном расставить акценты (и профессиональные, и нравственные) и чтобы для себя определиться, в каком направлении мне следует жить, чтобы остаться в системе образования и при этом не потерять уважение к себе и своему предмету (русский язык и литература) и сделать эту систему хоть на йоту лучше.

Какие три главные проблемы мешают запуститься системе нашего образования как механизму?

На самом деле, это три проблемы не только образования – это проблемы нашей (славянской) ментальности в целом (по крайней мере, первые две). Чтобы в каком-либо процессе обозначился прогресс, для начала нужно сказать самому себе: «Стоп: вот здесь у меня лажа». Или «вот отсюда начинается плохо», или «здесь мы допустили ошибку», или любая другая сводящаяся к этой формулировка. Мы почему-то боимся признать существование проблемы. У нас всё всегда хорошо, а иногда патологически хорошо. А ведь в этом нет ничего зазорного: с понимания ошибки начинается накопление опыта. В таком случае мы никогда этот пресловутый опыт не накопим. Ведь, по совести, мы ни в чем не потеряем как государство, если вдруг (не дай Бог!) однажды заявим: «Ну простите, мол, не подумали, дров наломали». Пока мы не будем готовы признать проблему, ничего в системе образования не сдвинется с мертвой точки.

Отсюда следует и вторая наша масштабная беда – тотальная фальсификация показателей. Если у нас всё хорошо (чего не бывает в принципе ни в одной системе), то, когда вдруг плохо, приходится это «плохо» выдавать за «хорошо». Рисуют все: все школы, гимназии, лицеи помешаны на сфабриковке результатов экзаменов, контрольных работ и прочих показателей учебной деятельности. А посему мы не имеем реальной картины собственного же уровня. А играть куда проще, когда знаешь собственные карты. А так… Смотри пункт первый: у нас всё хорошо.

Ну, и одна проблема, касающаяся непосредственно системы школьного образования, – снижение (отсутствие) авторитета учителя в обществе. Как-то так постепенно получилось, что профессия учитель – это уже не показатель элитарности. Более того, человеку, желающему вступить на стезю сеятеля, уже принято сочувствовать. Как так получается, не будем распространяться во вступительной статье – посвятим этому отдельное публицистическое пространство.

Как будет работать проект «EDU.topia»?

«EDU.topia» рассчитана на неравнодушного читателя. Неравнодушного в первую очередь к состоянию нашего школьного образования. Поэтому мы призываем включаться в обсуждение всех, кто знает эту систему изнутри: и учителей, и школьников, и родителей, и выпускников. Может быть, среди теперешних студентов найдутся и нам единомышленники-дураки-правдоискатели.

Блог будет обновляться каждую неделю статьями о том, что разрушает наше образование, что может его спасти, случаями из практики, выкладками на морально-этические околошкольные темы и чисто методическими работами плюс заметками по педагогике. Внимательно следите за обновлениями и не стесняйтесь быть соавторами проекта: мы ни в коем случае не будем блокировать мнение того, кто с нами категорически не согласен. Все мы в конечном итоге ратуем за качество нашего образования – просто кто-то это делает в менее эпатажной, а кто-то в более эпатажной форме.

По итогам всего теоретически опубликованного за полгода создатели «EDU.topia» направятся в одну из белорусских школ на практике опробовать собственные громкие романтические лозунги, и далее проект трансформируется в дневниковую запись нашего сражения на местности.

Зачем?

Давайте попробуем разобраться в проблемах нашей образовательной системы, предложить пусть мелкие, но очень нужные на определенном отрезке работы ходы и представить своё видение методики и манеры общения в формате «учитель-ученик». А по итогам написанного на собственном примере проверить, насколько осуществимо сказанное и каков размер наших розовых очков. Ведь если задуматься, то, что кажется утопическим в рамках целой системы, может оказаться вполне правдоподобным и осуществимым на примере одного класса, одного кабинета, одного учителя, одной школы. Конечная цель возможно утопического и обреченного на провал, но тщательно вооруженного и бескомпромиссного в первую очередь к самим себе проекта – повышение статуса учителя в обществе. Мечты распались, но пришли мечтатели.

От авторов

P.S. Создатели блога благодарят (в рамках филологической игры – «БЛОГОдарят») всех учителей, преподавателей и наставников за то образование и воспитание, которое они нам дали (или мы получили – тут кому какая формулировка ближе). Не то образование, ЗА которое стыдно, а то, ПЕРЕД которым будет стыдно совершить что-нибудь против совести. Приятно осознавать, что у тебя есть те люди, существование которых заставляет тебя мерить всё исходя из постулата «Смогу ли я им после этого в глаза смотреть?» Спасибо всем, кто поместил в наш организм совесть и нравственную систему координат. Без нее гуманитарию пропасть.

Дружественные проекты (гарнитур «EDU.topia»):

Неофициальный журнал филологического факультета «Альманах «Подвиг филолога» – http://www.almanahphylfak.narod.ru

Образовательный проект «Другая Школа» – http://vk.com/other_school

Публицистический блог «Антиклопедия журналиста» – http://paper-soiler.blogspot.com

ДЗІВАК ЧАЛАВЕК

Дзівак чалавек…
Глядзіць на расінку макавую
і цэлае сонца бачыць перад сабой.
Дзівак чалавек…
Бярэ звычайную ракавіну
і чуе ў ёй акіянскі прыбой.
Дзівак чалавек…
Бачыць сцяжынку гладкую,
а марыць аб трудных, цярністых
шляхах
з іх круцізною, з іх небяспечнай
загадкаю
і будзе ісці, пакуль мае сілу ў нагах.
Дзівак чалавек…
Са стратаю непапраўнаю
не мірыцца ён нізашто ў душы.
3 няпраўдай не мірыцца
і з крыўднаю праўдаю
не хоча мірыцца —
хоць кол ты на ім чашы.
Дзівак чалавек…
Яму ў многім адмовілі.
А ён не здаецца,
а ён не спіць па начах.
Ён верыць усё ў свой перпетуум-
мобіле,
у панацэю, у цудадзейны рычаг.
Дзівак чалавек…
Яму — Хірасіму, Асвенцім,
яму, замест імя,—
асвенцімскае таўро.
А ён паўтарае,
што ёсць дабро на свеце,
што будзе дабро
і што пераможа дабро.
Дзівак чалавек…
Не можа не спадзявацца,
не можа не верыць,
не можа ніяк!
Дзівак чалавек…
I гэта яго дзівацтва ратунак
яго,
яго чалавечы знак.

Анатоль Вярцінскі

1. Чайф — Мы делаем шаг (см. трэк 13)


2. Сплин — Рай в шалаше

3. Общество мертвых поэтов (Робин Уильямс)

А здесь наш эфир у Евгения Ливянта в программе «Работа над ошибками»:

Ищите нас в деревне Жилихово Копыльского района Минской области. И пожелайте удачи.