Вот это кино

Лента 06

Помнится, когда-то в тексте про всех корреспондентов, посетивших нашу землю, я в формате «To Be Continued» обмолвился о том, что в конце марта нам позвонили с киностудии «Беларусьфильм» и рассказали, что существует заказ Министерства образования снять документальное кино про нашу историю. Прошло почти два месяца, и в начале мая в моем мобильном снова высветился студийный номер: с нами хотели разговаривать уже предметно. Съемочная группа готова была выехать на местность и начать присматриваться к антуражу будущего действия. Сегодня речь пойдет о том, как к нам приехали киношники и невольно катализировали процесс, который уже давно подспудно шел. С середины мая в Жилихово начался настоящий драйв и перед нашими глазами развернулась мощнейшая сюжетная лента.

Как я не раз говорил, позвонили насчет фильма нам уже давно. Еще в конце третьей четверти мы знали, что нами интересуется киностудия, но одно дело – предварительная договоренность, а другое – непосредственно съемки. Чтобы не травмировать психику ни своих друзей, ни руководящих постов, до поры до времени мы не стали распространяться о звонке и дожидались, когда дело перерастет в нечто более конкретное. И вот свершилось. В мае нам звонят согласовывать дату знакомства.

Я, наученный горьким опытом, предупреждаю киношников сразу: чтобы не получилось так, как с «Комсомольской правдой», прежде чем приехать, лучше направить официальную бумагу в Копыль, а одну – непосредственно на имя директора (дабы соблюсти все этические и дипломатические формальности и не остаться в статусе гостей нежданных). Мол, мы с коллегой не против съемок, тем паче перед камерой уже давно не тушуемся, но поставить в известность начальство надо.

В понедельник (день у нас методический) мы договорились пересечься в Минске, сесть в одну машину и отправиться в Жилихово (дорога долгая – за это время можно перезнакомиться, о себе рассказать да узнать концепцию режиссера фильма – что конкретно он задумал снять, что требуется от нас и так далее). Так вот в дороге открылась нам любопытная вещь, которая сложила в моей голове недостающие элементы пазла в законченное логическое целое. Мне с момента первого звонка не давал покоя вопрос, как именно на нас вышли. С чего бы вдруг кино снимать (да на государственные деньги) про весьма молодой и не настолько сильно распиаренный проект? Да, нам изначально сказали, что за блогом следит Министерство образования (все-таки «Настаўніцкая газета» – это газета для одного читателя: она финансируется Министерством и подотчетна ему, а никто так внимательно не читает газет, как цензоры; когда в «Настаўніцкай» вышел репортаж, про нас сразу узнали в чиновничьих кругах), но в машине на пути к объекту выяснилось, что корни у этой истории уходят глубоко в мою педагогическую практику. И здесь я вынужден отмотать пленку на пять лет назад.

Когда-то (теперь, кажется, уже совсем давно) в самом начале пути, когда я, будучи студентом пятого курса, только пришел работать в школу и получил в ведение свій самый первый (один только) девятый класс, у нас резко встал вопрос о честности проведения выпускных экзаменов (об этом я писал в одной из первых статей проекта). И когда нас вызвали в кабинет завуча и стали рассказывать о том, что, если годовая и экзаменационная отметка не совпали, вы с помощью лезвия и ручки стержня того же цвета должны сделать всё возможное, чтобы этого не случилось, я (красивый, двадцатидвухлетний) по наивности своей просто решил переспросить, правозаконно ли действует мое школьное начальство, и записался на прием в Министерство образования. Принимала меня на тот момент инспектор по воспитательной работе (кстати, русский филолог по образованию), с которой мы к тому моменту уже пересекались на конференциях да форумах русистов. Тогда, в далеком 2011-ом, нам удалось отбить честные экзамены в моем первом девятом классе за всю карьеру и дети мои получили то, на что написали, без подрисовок и фальсификаций. За прошедшее время жизнь нас разбросала: меня, например, она закинула в Жилихово, того самого инспектора – в первые заместители министра образования. И это не Министерство образования следило за нашим блогом, а непосредственно тот человек, который когда-то помог мне отстоять первые честные экзамены в карьере. И в один прекрасный день, когда зашел разговор о спектре тем для документального кино, она показала пальцем в нас и посоветовала в год молодежи взять в оборот именно этот сюжет: мол, молодые креативные парни, нестандартная педагогическая ситуация – надо снимать. Вот так странно и неожиданно всё в этой жизни связано. Честно, на секунду я даже задумался, что чертовски благодарен моей предыдущей администрации за то, что когда-то заставляли меня рисовать отметки: в противном случае в моей телефонной книжке не было бы столь важных (а порой и определяющих) для моей судьбы контактов.

Еще пару слов хочу сказать о нашей съемочной группе (подробнее об этих интереснейших людях я расскажу в другой статье, непосредственно посвященной этой команде, но кое-что сейчас нам знать необходимо для логики развернувшегося сюжета). Кинорежиссер-документалист Виктор Аслюк сам в свое время окончил филфак БГУ (т.е. его эта история интересовала еще и как нашего коллегу) и учился он на одном потоке с тем самым первым замминистра образования, так что мы знакомы вот таким закрученным образом через третье лицо. Его супруга, она же сценарист, Ольга Дашук (дочь известного белорусского кинематографиста Владимира Дашука) на протяжении этого времени держала с нами связь по телефону и вела переговоры. С ними в команде от студии документальных фильмов «Летапіс» работает оператор Анатолий Казазаев, плюс водитель беларусьфильмовской машины – вот такая команда ехала с нами на первое знакомство. Всё это мы выяснили за два часа дороги на объект, параллельно с коллегой рассказали вкратце свою историю, которую вы во всех подробностях можете прочитать в блоге.

Так вот вернусь к моменту до лирического отступления. Я предупредил группу, что с начальством следует общаться официально, но то ли они отнеслись к нашей просьбе не совсем ответственно, то ли (люди творческие) просто забыли эти формальности, как бы то ни было, директора наши не «сконтактились» и о том, что к нам едет съемочная группа, в Копыле не знал никто. Ну, просто въехала в деревню машина с надписью «Беларусьфильм» (сколько их, таких, въезжает!), да и все. В итоге мы попали на те же грабли, на которых уже танцевали со всей входящей прессой. Когда киношники приехали в школу, с ними долго не разговаривали и отправили восвояси, мотивируя это двумя пунктами. Во-первых, до тех пор пока не поступит официального приказа районного начальства (а школа, напомню, подведомственна копыльскому отделу образования, спорта и туризма), директор школы не уполномочена впускать посторонних людей на территорию режимного объекта. Во-вторых, почему такая странная тема и такие непонятные люди в качестве героев? Не лучше ль снимать фильм про людей, которые действительно отдали образованию большую часть жизни и проработали на этой земле дольше года, а не приехали временно попиариться? Посыл в целом таков, резюме – поезжайте в Копыль и получите разрешение райотдела.

Ну да ладно, киношники – народ настырный: в Копыль – так в Копыль. В копыльском отделе образования их тоже не ждали (начальник разговаривала с ними по телефону), но тут открылись еще некоторые подробности наших взаимоотношений с руководством. Как только приехала команда «Беларусьфильма», район с удовольствием и во всех красках рассказал всё, что о нас думает, эдакий красочный, развернутый да с аккомпанементом компромат (правда, они не знали, что киношники вернутся к нам в общагу и как на духу расскажут услышанное). Итак, информация Tor Secret из когорты «Предупрежден – вооружен» (записано со слов съемочной группы). Сергею Сергеевичу вменялась профнепригодность. На его уроках нет дисциплины, дети сидят под партами (помните, в рассказе про пятый класс я сказал, что эта информация вылезет впоследствии), не умеет проводить контрольные диктанты и всячески не считается с начальством. Дмитрий Маратович же фактически у нас не работает: он вышел на замену декретному и контракт его ни в коем случае продлен не будет, к тому же он учится непонятно на каком (чуть ли не на первом) курсе университета, да и университет еще какой выбрал – литовский! Что-то тут нечисто: уж не оппозиция ли он? В общем такой радушный (во всех видах кавычек) прием. Но, по крайней мере, теперь мы знали, что именно на нас есть у начальства, и могли более осознанно стратегически с этой информацией работать.

По общему впечатлению киношники были в легком шоке от увиденного (по задумке снимать они ехали совершенно иной фильм), но на данный момент как есть. Мы расставались до завтра – за это время нам пообещали досогласовать все с начальством и вернуться уже документально и бумажно подкованными. На следующий день в Копыль позвонили из Министерства образования и рассказали, кто конкретно приезжал к ним вчера (Виктор и команда все-таки вошли, так сказать, неаккредитованными), – на следующий день снимать было можно везде где угодно и всё что угодно.

Итак, неделю с 17 по 21 мая в школе начались большие съемки. Ребята из команды студии «Летапіс» снимали, что называется, «потоковое» видео: камера стояла в коридоре, к нам заходили на уроки, запись велась в спортзале, в столовой – в общем, везде. Киношники поставили нам задачу как можно быстрее привыкнуть к присутствию камеры и перестать обращать на нее внимание (все-таки многие дети при виде объектива на первых порах тушевались). Впрочем, как тут не растеряться: ешь ты, например, в столовой рыбу, а вездесущий глаз аппаратуры наездом смотрит тебе прямо в рот. Даже мы с коллегой, очень лояльно относящиеся к съемкам и уже давно не боящиеся камеры, чувствовали себя неловко. Миша из восьмого класса однажды в столовой наклонился ко мне и шепотом спросил: «Сергей Сергеевич, а если я в туалет пойду, они тоже за мной?»

В общем, съемочный процесс был заряжен и понемногу пошел своим ходом. Неделю с нами работала камера – она проработала бы и дольше, если бы в конце четверти события не приняли новый, совершенно неожиданный оборот…

Продолжение следует…

Беларусьфильм 01

One Response to “Вот это кино”

  1. Поскорее публикуйте продолжение, пожалуйста!
    И еще очень интересно узнать про ЦТ одиннадцатиклассников.

Обсуждение - Оставьте комментарий