На войне как на войне

napoleon_kutuzov

Цикл публикаций про четвертую четверть и конец сезона я хотел бы открыть текстом с весьма необычным заглавием. И поэтому, предвосхищая неоднозначность его толкования, спешу уберечь всех от соблазна строить проекции, искать переносные значения и потаенные смыслы. Так сложилось, что в процессе эволюции нашего проекта мы перешли от чисто дневникового формата ведения блога к хронолого-тематическому, то есть вычленению некоей одной линии сюжета для каждой статьи. И сегодня мы действительно поговорим о войне: отечественной и мировой, настоящей и игрушечной, в литературе и в жизни. Здесь нет скрытого знака борьбы с системой, одиночества, бунта и прочего пафосного, что можно раздуть, обладая даже средним уровнем фантазии. Просто в начале четверти – о войне в трех частях.

ЧАСТЬ 1. ВОЙНА ЛИТЕРАТУРНАЯ

Так составлена школьная программа, что фактически всем классам по началу четвертой четверти выпадает по русской (или белорусской) литературе разговор о войне. В 5-ом классе это «Бородино», в 6-ом – богомоловский «Иван», в 7-ом – «Альпийская баллада», в 8-ом – «Горячий снег» или «А зори здесь тихие», даже в 11-ом есть лирика ВОВ и «Судьба человека». Это обусловлено, конечно, в первую очередь календарем (все-таки 9 Мая не последняя дата в реестре воспитательных школьных мероприятий), разве что за исключением 9-го и 10-го классов, где специфика построения программы переносит акцент на хронологию литературного процесса. Именно поэтому каждый первый урок четвертой четверти в любом классе я начинаю с небольшой диагностики общеисторического фона: мол, знают ли дети основные концепты этого периода. Думаю, коллегам, оказавшимся в подобной ситуации, мои наблюдения будут полезны.

Для начала дети не соотносят Великую Отечественную войну со Второй Мировой – они уверены, что это два разных, не связанных друг с другом события. То есть факт, что «в ночь с 21 на 22 июня 1941 года без объявления войны…» они оттарабанят Вам без запинки, но дальше начинается темный лес (всё, что касается «краёв»: события после 9 мая и, например, 1939-го года внедрить в картину мира уже проблема). В восьмом классе, например, мне сказали, что Вторая Мировая война была где-то в «тысяча шестьсот каком-то году» (несмотря на то что ребенок четко представлял границы Великой Отечественной). А в седьмом на вопрос, что такое Хиросима и Нагасаки, предположили, что это ругательные слова, которые выкрикивали японские самураи, когда шли драться (помните сюжет «Холокост – клей для обоев»?)

Но забавнее всего получилось в пятом. Мы начинали разбор стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино». Очевидно, что со всеми историческими деталями битвы дети незнакомы, поэтому во время первого урока я вывел на экран карту войны 1812 года, с обозначенными географическими точками, стрелками движения войск и т.д. Но изначально хотел выяснить, знают ли они полководцев. Сперва мы определились, кто такой Наполеон (разумеется, если не торт), а затем я ради любопытства бросил в зал вопрос: «Может, кто-нибудь знает, какой полководец выводил русский войска против армии Бонапарта?» И дальше между нами происходила совершенно гениальная сцена. В лицах.

Я даю подсказку – закрываю рукой один глаз.

Все:

– Пират! Это пират!

Кто-то попросил первую букву.

– К…

– Какашкин?

– Ку…

– Кукушкин?

– Кут…

– Кутушкин?

– Куту…

На четвертой букве Денис назвал Кутузова. Сама ситуация ярко напомнила мне сценку «Уральских пельменей» «Учитель года». Как бы то ни было, начиная урок литературы по произведению военной тематики, вы должны быть готовы к тому, что от детей данный контекст уже дальше, чем был от нас в их возрасте. Это не хорошо и не плохо – это данность, с которой надо работать (и работать, в общем, несложно). Но на просветительскую волну и урок по ликвидации исторической безграмотности всё же настроиться стоит.

И вот еще. В пятом классе – вы помните – отрывок из «Бородино» учат наизусть. Так вот знаете, какие аргументы сработали, чтобы доказать детям, что не знать хоть пару строчек из Лермонтова стыдно? Я предложил пятиклассников обойти родителей, бабушек-дедушек и старших школьников и попросить вспомнить что-нибудь из «Бородино». Условие было следующим: если хоть кто-нибудь не вспомнит, то можно не учить. Осознание того, что все знают «Бородино», – весомый аргумент для выполнения этого задания.

А еще я показал детям видео, на котором девочка совершенно гениально декламирует лермонтовский текст целиком (полагаю, вы знаете этот ролик: он достаточно популярен в сети). Так вот зацепка на «слабо» (четырехлетняя девчонка выучила целиком – мы что, не выучим отрывок?) тоже сделала свое дело. А ролик с удовольствием посмотрели даже мои одиннадцатиклассники.

 ЧАСТЬ 2. ВОЙНА ИГРУШЕЧНАЯ

 Этой весной свершилась давняя задумка Дмитрия Маратовича. Дело в том, что по выходным в свободное от работы время он является инструктором клуба Laserwar, специализирующегося на разного рода стрелялках (конкретно мой коллега занимается Лазертагом). Для тех, кто понятия не имеет, что это такое, и считает, что учитель белорусского языка на досуге отстреливает людей, расскажу. Лазертаг – это наследник пейнтбола (стрельбы красками), только более продвинутого уровня, эдакий Level 2.0. Стрельба ведется бесконтактно: на головах участников крепятся чипы, которые срабатывают при «попадании». Существуют разные сценарии подобных баталий, в зависимости от интересов и возможностей заказчика, но в целом Лазертаг – штука спортивно-корпоративная, а задача команды – выиграть заранее прописанный сценарий. Кто жаждет больше подробностей, может пройти сюда.

Лого (оригинал)

Так вот мой коллега давным-давно задумывал привезти несколько боевых комплектов в Жилихово, чтобы дети смогли поиграть в настоящую «войнушку» (тем более даты позволяли приурочить ее к славному празднику Победы). Наконец 27 апреля мечта Дмитрия Маратовича стала реальностью: мы доставили в наши края 10 комплектов костюмов для игры и надувные декорации-барьеры. Школьный стадион идеально подходил в качестве стратегической площадки – школа начинала праздник

01

02

Для начала все участники собрались на стадионе и Дмитрий Маратович провел инструктаж – объяснил, как пользоваться оборудованием и как, собственно, во всё это играть.

03

04

Все были вооружены и оооочень опасны (но чертовски симпатичны!)

05

06

07

 А затем перешли непосредственно к действию. Командам предлагался следующий сценарий под кодовым названием «Удержи точку». Посередине поля устанавливались три столбика с чипами. Если в него выстрелить, тот загорался цветом соответствующей команды (красным или синим) и запускал накопительный секундомер. Задача команд – сделать так, чтобы столбики продержались в их цвете суммарно 15 минут, т.е. захватить рубеж, а потом его оборонять. Каждый из участников команд «заряжен» на три жизни. Если в тебя попадают трижды, твое оружие блокируется и ты должен бежать на базу (к своему краю стадиона) и подзаряжаться. Получается такой челночный бег с элементами тактики и стратегии. Вот так это выглядит в лицах:

08

09

10

11

12

 А вот так – в динамике:

В Лазертаг смогли поиграть все, даже самые маленькие:

13

14

15

А команда учителей добавила еще и боевую раскраску (давайте так будем на все методобъединения ездить!)

16

17

В общем, в последнюю неделю апреля у нас в Жилихово состоялась та война, которая приносит счастье.

ЧАСТЬ 3. ВОЙНА СВЯЩЕННАЯ

Как проходит празднование 9 Мая в центре Минска, я знал давно и не понаслышке. Но, как обставлено это в деревне (учитывая гораздо более трепетное отношение к памяти здесь), мне всегда было любопытно. И поэтому, когда нам предложили остаться на «митинг ко Дню Победы, я не мог не воспользоваться шансом. Правда, меня насторожило слово митинг (с ним все же связаны совершенно определенные ассоциации), однако тем отличается взгляд журналистский от взгляда обывательского: не знаешь – посмотри, а не предполагай.

Организация праздника, как водится, была возложена на плечи нашего вечно молодого и неугасающего педагога-организатора Аллу Николаевну. Хотя как сказать возложена? Сама Алла Николаевна признавалась, что День победы – один из ее любимых праздников и она считает своим долгом сделать всё, чтобы люди вокруг почувствовали это праздник в своей душе. Посему подготовка стартовала глобальная. Конечно, парада бронетехники не намечалось, но просто оцените размах и трудозатраты. Вообще я всегда удивлялся, откуда в нашей школе в любой день и в любое время можно найти одинаковые комплекты праздничной формы в любом количестве (об этом мы уже говорили в публикации «СДКмерон»), и, как всегда, выясняется, что основная атрибутика (которая не была закуплена и накоплена одновременно с педагогическим опытом) делается вручную – ну, например, за вечерней беседой или еще за какой-нибудь вереницей дел, исполняемых одновременно.

Шествие детей, посвящение в пионеры, праздничный концерт, теплые слова – Алла Николаевна и ее подопечные сделали всё, чтобы День Победы действительно походил на праздник, а не на митинг. Команда «EDU.topia» присоединяется к большому поздравлению и прилагает фотоотчет «Награждаем. Вручаем. Прикалываем».

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

P.S. В Жилихово уже привыкли, что наша дружная команда энтузиастов, когда куда-нибудь едет, вечно что-нибудь выигрывает. Периодически это никого не удивляет, но непременно безмерно восхищает.

Так вот в начале четвертой четверти команда старших классов под руководством Аллы Николаевны выиграла ежегодный экологический конкурс «Пралеска-2015» (где все ГУО упражняются в эстетическом использовании отходов да мусора) аж в четырех номинациях!

Поздравляем героев, которые успевают не только сражаться с учебой, работой и рутиной, но и походя брать золотые медали и первые дипломы, добираясь до мест соревнований даже тогда, когда нет ни транспорта, ни топлива.

УРА!!!

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

Обсуждение - Оставьте комментарий