Новые люди

Любая медийность не проходит бесследно. Есть в ней стороны ой неоднозначные, и отношение к ней может быть разное, но конечная цель любой медийности – привлечь в дело новых людей (читай: новые возможности). Согласитесь: сложно объяснить человеку, почему твой проект достоин внимания или почему в него следует вкладывать силы и средства, ежели он ни о тебе, ни о проекте ничего не слышал. Когда-то мы заявляли, что способны стать для наших детей возможностью, ступенькой к пресловутому расширению кругозора. Сейчас же, после опубликования нескольких репортажей обо всем происходящем, у нас (у школы) появилась возможность новых знакомств, новых связей и, следовательно, новых перспектив. О том, как в жизни «EDU.topia» появились новые люди, давайте и поговорим.

Часть 1 «Послушайте мою историю»

Всю сознательную дорогу  я неизбежно окружен людьми. Так уж сложилась моя жизнь, что на пути мне встретилось много замечательных преподавателей, друзей, коллег, учеников – людей очень интересных и, главное, интересующихся. Мне всегда любопытны их истории, а сам я постоянно живу с уверенностью, что всё, что я делаю, также найдет благодарные уши товарищей. Посему каждые полгода я традиционно устраиваю рейд по местам боевой славы (захожу в старую школу, в университет, который окончил), и мы с преподавателями обмениваемся событиями, произошедшими за отмеренный отрезок.

Так и в текущем сезоне по истечении семестра заглянул я на кафедру теории литературы (фольклорное ее отделение) поделиться с моими любимыми фольклористами нашей авантюрой (а авантюра – согласитесь – очень даже фольклорная). К тому времени как раз в блоге вышел эпизод с составлением журнала «Летописец» (где мы песни да рассказы собирали), поэтому на филфаке я был совсем уместен. Я начал прорабатывать линию о том, что при определенных усилиях можно в Жилихово и окрестностях провести полноценную этнографическую экспедицию. Заручиться поддержкой местного начальства и на выходе издать книгу по Копыльскому району (филфак бы за это взялся). Мой преподаватель Ольга Викторовна Приемко предложила летом снарядить команду филологических бойцов, студентов-практикантов, и реализовать идею. Тем более что за время пребывания здесь я наслушался множества рассказов, легенд, связанных с историей этого края, поэтому сам проект был бы очень интересен. Но для него нужны не одни руки – поднимать такую махину надо солидным количеством людей и с подключением районной или областной администрации. Как бы то ни было, возможность такая есть и есть люди, готовые за это браться.

Выход самой первой статьи на TUT.BY (та, которая «Быт или не быт») взорвал общественность. Мало того, что в разы подскочила посещаемость блога, так нам еще стали приходить приватные письма от коллег, находящихся в подобной ситуации или в подобном статусе (учителя сельской школы). Скажу честно: в день публикации время где-то до трех часов ночи мы потратили на разбор почты, потому что хотелось каждому, обратившемуся лично, тоже хотя бы пару слов отправить. Чтобы вы представляли себе, как это выглядит, приведу пример подобного классического письма (разумеется, без имён):

«Приветствую, коллега! Прочитал вашу статью, могу сказать, что вы описали также и мою жизнь молодого специалиста в сельской местности! Учитель истории, снимаю вместе с коллегой-географом квартиру, а так всё, как и у Вас. Желаю успехов в нашей нелегкой работе! Да, зарплата очень маленькая, но, когда приходишь в класс и видишь, что детям интересно то, что ты рассказываешь, на этом держится энтузиазм!

 Об успехах пока рано говорить, так как только закончил универ, сейчас притираюсь к новым условиям. Могу сказать, что с администрацией повезло, адекватная. Работать, в общем, пришлось с нуля с детьми: прошлый историк, девушка, ушла в декретный – по знаниям дети совсем-совсем-совсем… Но, как я понял на своём опыте, мужику проще работать в школе: сказывается психология. Но при этом нас только трое в школе – остальные женщины. По истечении 2 четвертей очень много эмоций, иногда приходят мысли, что сейчас профессия учителя – это не мужское занятие. Разные эмоции, мысли, многое сказывается, но все же дети есть дети, есть в них то, что цепляет».

Некоторые были с достаточной долей иронии:

«Статья очень вдохновляющая. Помогла ответить на вопрос, что последние 5 месяцев в школе делаю.

 Нахожусь в похожей ситуации (если интересно, то опишу). Мне 30 лет, пошел (или вернулся) в педагоги. Сам из Гродно, олимпиадник-республиканец, без экзаменов поступил в БГУ, исторический факультет, профсоюзная работа, закончил, распределили в Червень, забрали в армию. От распределения откосил, работал в Минске, поступил в магистратуру БГПУ, параллельно предложили работу руководителем филиала минской фирмы в Гродно. Открыл с нуля, 4 года руководил. Надоело на одном месте – оказался не столь востребован, как думал, на рынке труда. Предложили работу по хозяйственной и административной части в системе образования (родители, педагоги со стажем, помогли, и вообще бабушка еще ГеоФак БГУ закончила в 50-е), но у меня на тот момент не было педагогического стажа. Согласился год поработать учителем в школе в Гродно.

 Школа в центре Гродно, контингент ниже по району: рядом две солидные гимназии и лицей. Школьники от отчисленных из них «центровых» ребят, тех, кто на гимназии и не претендует или конкретно неблагополучных семей, живущих в центре. Если был в Гродно, то понимаешь, что здесь много исторических домов, в которых остались жить на квартирах от бабушек/дедушек, а дети (т.е. родители моих детей) не способны получить квартиру в новом доме на окраине (или не хотят, а выселить/предоставить новую квартиру и облагородить дом ни сил, ни желания у властей нет). Пускай после отбора в солидные центровые школы остались те, кто есть — успеваемость ниже по району, среди детей половине ничего не надо, все пофиг, а родителям их тем более. Пускай даже 2/3 будут мотивированы к учебе, 1/3 часть не к ним тянется, а мешает остальным (мнение всех педагогов, даже за чаем на методобъединении обсуждали).

 11-й класс — осталась половина, которая усиленно готовится к ЦТ с репетиторами и осталась ради среднего балла, половина ничем не занимается и состоит на учете в ИДН (как правило). Их выгнали из хороших школ при хороших родителях, между собой две группы не общаются, разбиты по 2-3-4 человека, на уме или репетиторы, или уверенность, что их сразу заберут (ага, конечно!) в универы в Польшу.

 Отмечу, что сам историк (кстати, неплохой краевед), но веду географию (что с историей связано, да и в старших классах сплошные страноведение, экономика и хозяйство со значением полезных ископаемых). Так, может, свой блог на ТУТе завести, раз меня, как Остапа, понесло?!»

Я привожу эти тексты не для того, чтобы похвастаться: мол, посмотрите, нам, как Льву Толстому в Ясную Поляну, пишут. После того, как народ фактически «оборвал» наш почтовый ящик, я еще более укрепился в мысли, что в Беларуси очень не хватает некоего координационного центра для молодых специалистов. Да, при трудоустройстве им оказывается поддержка со стороны государства (обязательное распределение, обеспечение жильем, «подъемные») – всё это так. Но за сим их на два года бросают: живи-вертись как хочешь, и, в общем, никому дела до тебя нет (больно уж велик поток, круговорот молодых специалистов в природе – за всеми не уследишь). А ведь для тех, кто только вступает на педагогическое поприще (деликатное, скажу я вам, дело), очень важно осознавать свою нужность, то, что их идеи (пусть дерзкие, пусть излишне романтические, но все же свежие, креативные) кому-нибудь нужны: начиная от руководителей учреждений образования и заканчивая целым образовательным пространством в масштабах всего государства. И дело это не только Министерства образования и подведомственных структур – дело это еще и прессы. В Беларуси очень мало журналистов от образования – мне кажется, эта ниша еще ой не заполнена и ветвь сия крайне востребована (мы и в прошлом году старались посильную лепту в развитие данного промысла внести). Я говорю о некоем форуме, о некоей площадке для молодых специалистов, где они могли бы обмениваться идеями, наработками, ошибками, если хотите, и – главное – группироваться по мироощущениям, объединяться в команды единомышленников, которым комфортно будет работать именно гуртом, толокой, группой. Эх, баллотироваться в министры образования, что ли?!

Руки

Часть 2 «Не надо театральностей!»

Приблизительно в ту же постпиарную эпоху нам пришло письмо следующего содержания:

 «Не могу оторваться от вашего блога!) Вы большие молодцы! Очень хотелось бы вам как-то или чем-то помочь, если вообще есть такая необходимость)

 Я и мой супруг занимаемся строительным проектированием (он конструктор, я архитектор). Но есть множество друзей-знакомых, которые заняты в абсолютно разных сферах. Может быть, есть какой-то конкретный вопрос?»

Для тех, кто считает, что все на свете алчные и расчетливые, и привык искать в любом жесте подвох и заднюю мысль, перевожу на русский. Есть люди, живущие в Минске, совершенно незнакомые нам. Они заинтересовались нашим проектом и хотят чем-нибудь помочь нашим детям (благо, они достаточно успешны и обеспеченны, чтобы позволить себе безвозмездность).

Так вот эти замечательные люди (они мои ровесники, между прочим – чтобы заниматься благотворительностью, необязательно становиться седовласым владельцем сети ресторанов) предложили оплатить выезд наших детей в один из минских театров. Изначально они предлагали просто вывезти детей в театр (автомобилями), но, памятуя о том, какими техническими обстоятельствами обставлен подобный выезд, мы решили все же заказывать транспорт официально. А через пару дней от наших новых друзей пришла на ящик связка электронных билетов в Белорусский музыкальный театр. Ну а нашей задачей теперь было придумать антураж, которым подобный жест можно было обставить. Помните: прошлые игры «Что? Где? Когда?» спонсировал OZ.BY? Так почему бы на этот раз в конце четверти не сделать билеты в театр призовым фондом ЧГК? Вообще разыгрывать на «Что? Где? Когда?» билеты в театр – очень неплохая идея. Надо зацепиться за нее. Разумеется, в Минске такие штуки проворачивать проще, но этим и скучнее (когда это мы делали проще?)

В связи со всей этой историей я заставил себя тщательно обсмаковать вот какую мысль. Вообще в славянской ментальности заложено природное стремление к благотворительности, широкому жесту, помощи, безвозмездности. Я когда-то (еще в теоретической части) говорил о воспитании в детях духа волонтерства. Очень рад, что сейчас, по прошествии года практической работы, у меня появился повод к этой мысли вернуться. У нас в стране есть много людей, готовых вкладываться в подобные проекты (обеспечивать им прочный тыл). И наша задача сейчас – стянуть все волонтерские силы в одну точку (пусть эта точка будет нашей, а не пятой, как порой выходит). Это не только раскрасит сам проект новыми возможностями, новыми людьми – это еще и даст детям колоссальный пример такого поведения, покажет, что не все в жизни завязано на пресловутых товарно-денежных отношениях. А оно посильнее любых запланированных воспитательных мероприятий будет.

Театр

Часть 3 «Привет из Канады, или Теория знающего друга»

В начале марта мы получили, наверное, самое странное письмо за всю историю существования проекта:

 Привет! К сожалению, я сейчас живу далеко (последнее время живу в Канаде), но я буду в Беларуси 1-10 марта, и было бы здорово, если можно было бы заехать в гости с вами вечерок посидеть. В двух словах, наверное, сложно объяснить, зачем мне это. Скажем так: давно я ничего светлого в Беларуси не встречал, а мне хочется верить. К тому же педагогика в генах корнями в два поколения, да и пара идей требует свежего взгляда. Даже не знаю, что добавить – первый раз напрашиваюсь. Это все звучит как-то странно уже :)

Понимаю, что это письмо больше других требует перевода. Я попробую. Человек родился, вырос и выучился в Беларуси. Более того, его родственники работали в преподавательской структуре БНТУ. Но с течением времени он понял, что инженерное – это не его, уехал из Беларуси и занялся IT-бизнесом. Однако, поскольку сам растит троих детей, очень интересуется системами образования и, в частности, состоянием образования в Беларуси. И вот однажды он натыкается в сети на нашу историю и загорается идеей знакомства.

Вот вы, уважаемые собеседники блога, можете допустить мысль о существовании людей, которым просто интересно собирать других людей? Интересно путешествовать и смотреть, какой породы тараканы в наших человеческих головах. Человек, который может потратить время на перелет маршрутом – прости, Господи! – Канада-Жилихово ради вечера беседы на тему образования и воспитания. Помните, не так давно в комментариях кто-то поднимал тему кудрявых ежиков, которые прячутся по кустам и не догадываются, что у них существуют единомышленники? Кто-то скажет: это сумасшествие. На мой взгляд, существование подобных людей оправдывает жизнь как таковую. Можно бесконечно спорить на эту тему, но умение делать что-либо по зову сердца, по велению собственной логики сюжета – это и есть свобода.

Так вот (я, конечно, немножко приукрашаю: человек в Беларусь по своим бизнес-делам прибыл, но всё же) 3 марта проездом Ванкувер-Минск, взяв у друзей машину, к нам приехал таинственный гость из Канады. Раньше в Советском Союзе были очень популярны эдакие интеллигентские «кухонные» разговоры, когда люди собирались в коммуналках и, туша сигарету в банке с килькой, вели беседы об искусстве, философии и образовании (у «Чайфов» даже песня есть такая – «Это внеплановый концерт на кухне»). У нас получилось приблизительно то же самое: мы общались без перерыва в течение пяти часов в комнате нашей общаги, гость периодически выходил покурить, сдабривал русский текст оборотами разговорного английского, но беседа не останавливалась. Я не вел никакой диктофонной записи, поэтому не претендую на дословность, однако же очень хочу, чтобы основные мысли нашей спонтанной и очень странной встречи всё же прозвучали (если фактологически я где-то допущу оплошность, полагаю, наш новый друг меня исправит).

Начали разговор мы о системах образования в разных странах (наш герой осведомлен, помимо белорусской, о швейцарской, китайской и, разумеется, канадской). Так вот, например, в Швейцарии ребенок по окончании школы (по статусу наш одиннадцатиклассник) не может сразу получать высшее образование – сначала он получает профессию, идет в некое учебное заведение, где четыре дня из пяти происходит профессиональная подготовка и лишь один изучаются предметы «для общего развития». На выходе человек имеет профессию, способен с ее помощью зарабатывать деньги (причем весьма неплохие), содержать семью, и потом он сознательно (!!!) решает, достаточно ли ему для счастливой жизни того статуса, который он имеет, или он желает все же получать высшее образование. Причем, если верить информации, 70 % населения останавливается именно на этой ступени, то есть не тратит государственные деньги на ненужное ему в будущем высшее образование по принципу «чтобы было». Согласитесь: в этом есть очень рациональное зерно. Отличие от белорусской (шире – постсоветской) модели именно в сознательности выбора и прикладном характере образования (я получаю образование, потому что оно мне нужно для конкретных целей). У нас же после 11-ти классов большинство абитуриентов руководствуется принципом «поступить хоть куда-нибудь», да и то далеко не всегда это их выбор – зачастую детское поступление – это волевое решение родителей.

Или вот еще. Наш друг живет во французской провинции Канады. Так вот он рассказывал, как выстроено с финансовой точки зрения там школьное образование и как зависят друг от друга районы и относящиеся к ним школы. Всё население района платит так называемый «налог на школу» – 1 % от стоимости своего дома в год (независимо от того, учится у них кто-нибудь в этой школе или нет, закрепление чисто территориальное). Следовательно, чем богаче район, тем больше денег поступает в бюджет школы. Чем больше денег поступает в бюджет школы, тем более развита в школе ресурсная база. Чем более развита ресурсная база, тем более высококвалифицированных учителей школа способна привлечь под свои своды. Чем больше в школе высококвалифицированных учителей, тем выше престиж школы. Чем выше престиж школы, тем больше людей хотят жить, учиться, строиться в этом районе. Чем больше людей строится в этом районе, тем больше денег в казну получает школа. Круг замкнулся – вариант идеальный. Как часто бывает, честному советскому человеку есть чему поучиться у «проклятых капиталистов». Как сказал наш гость, «all about money» – всё так или иначе завязано на деньгах. Чем больше денег ты имеешь в собственном распоряжении, тем больше у тебя возможностей, а соответственно, свободы. Энтузиазм – штука хорошая, но скоропортящаяся. За энтузиазм автобус для выезда детей не купишь.

Кстати, под этот шумок мы стали говорить о событиях недавнего прошлого, о пиаре, статьях, выездах, автобусах, образе учителя, дисциплине и т.д. И наш гость рассказал нам очень интересную теорию, коей я тоже хочу с вами поделиться (если я понял ее адекватно). Он говорит о том, что нужно разделять два явления, две личности, если хотите (сложно вторую назвать профессией): УЧИТЕЛЬ и ЗНАЮЩИЙ ДРУГ (терминология нашего гостя). Учитель – это урокодатель, тот, кто приходит, проводит занятие (профессионально, методически грамотно, полезно). Он дает детям многое, но это многое есть его профессия, его деятельность не выходит за рамки школьного кабинета. Учитель есть элемент системы (а без системы образование, как и любой институт, существовать не может, иначе всё погибнет). Знающий друг – это человек, включенный в жизнь подопечного (необязательно напрямую из сферы образования). Он не только дает ему информацию – он проживает ее вместе с ним. Но – опять же – к системе образования такой человек не имеет отношения и глупо с этой системы требовать воспроизводства таких людей. Это скорее стечение обстоятельств (кому-то повезло на того самого «знающего друга», а кому-то нет). Так что, согласно этой теории, мы с Дмитрием Маратовичем несколько поторопились называть себя учителями. К классическому учительству (в рамках канадской доктрины) мы и правда не имеем отношения. Вот таким пассажем наш новый друг озадачил нас вопросом не только о нашей роли, но и о нашей номинации в системе (или вне системы) образования.

А еще он нам рассказывал о том, как воспитывает собственных детей, как составляет для них план (to-do-list) на день и выводит его на домашний экран, чтобы воочию фиксировать успехи и достижения своих ребят. Честно говоря, запуская этот проект, я и подумать не мог, с каким количеством интереснейших людей сведет нас судьба всего за сезон. Это ведь только первый сезон, а впечатлений, ощущений, заметок и методических, и воспитательных, и общечеловеческих хватит на то, чтобы снова взять годичную паузу и сидеть переваривать услышанное-увиденное-прочувствованное. Все-таки посвятить жизнь тому, чтобы искать людей, – это вполне достойная её цель.

Уезжая (уже глубоким вечером), наш гость протянул нам связку билетов в Национальный художественный музей на выставку «Изобретения Да Винчи». А мы с коллегой на крыльце в позе немой сцены еще добрых десять минут стояли. Черт, у нас будут насыщенные каникулы!

P.S. Кстати, с нашим нежданным мартовским гостем мы до сих пор в переписке. Он следит за блогом, интересуется достижениями детей и всегда готов помочь не по годам мудрым советом. Этой публикацией, между прочим, машем ему привет. Спасибо за участие!

Канада

Обсуждение - Оставьте комментарий