Пир во время чумы

Титул 01

Майский международный турнир по ринго, визит высокого профсоюзного начальства в наши края, ворох методических публикаций в весенних номерах «Русского языка и литературы», воспитанник Жилиховского УПК на обложке журнала «Пачатковае навучанне» и большие гостевые посиделки в формате «”EDU.topia” собирает друзей» – все наши достижения четвертой четверти собраны в одной статье. Пожалуй, последние достижения, свершившиеся перед тем, как огромный вихрь непредсказуемых событий закружит всех участников этой истории в конце первого сезона.

Знаете такой «принцип одного окна»? Когда приходит какое-нибудь распоряжение, а в итоге на нем ручкой появляется система ссылок и переадресаций: «К исполнению такому-то», затем «к исполнению такому-то» – и так много-много этажей. Вот в школе тоже есть такая фишка, и однажды свалился нам на голову конкурс эссе «Формула успеха молодого педагога». Поскольку наша блогерская деятельность, мягко говоря, в деревне не тайна, ласточка с этим поручением прилетела мне. В общем, нужно было наваять некое творение в вольной форме и до 1 мая отправить его на электронный адрес организаторам конкурса. У меня работа подобного плана уже была заявлена в теоретической части «EDU.topia» («Над моим домом всегда красивое небо») – оставалось ее только адаптировать и освежить в ракурсе проработанного года. В начале четверти почтовым голубем полетела моя графоманско-педагогическая единица в сражении участвовать.

Тем интереснее стал тот факт, что недалеко по срокам после отправки файла меня побеспокоили из родной же школы и попросили скинуть эссе им тоже почитать. Чем нечитаное эссе не устроило школу? А тем, что в наши края собрался большой профсоюзный начальник по мою и Дмитрия Маратовича душу. Мне свои люди сообщили в понедельник, что, собственно, завтра непосредственно нас с коллегой побеспокоят (и школа по этому поводу активно готовится). Я в своей голове, конечно, мог соединить два множества, но каким конкретно образом связано мое эссе с приездом важного гостя, вынужден был только гадать (мол, хвалить будут или ругать – вероятности здесь 50 / 50).

Во вторник сразу по окончании занятий нас пригласили в специально отведенный для общения кабинет (математики) на встречу в формате тет-а-тет. И ровно тогда выяснилось, что «к нам приехал, к нам приехал» не кто-нибудь, а председатель Минской областной организации Белорусского профессионального союза работников образования и науки Башко Николай Николаевич (в общем, главный профсоюзный человек в области). С первого взгляда он показался дружелюбно настроенным и линию поведения «равный с равными» выдержал до конца и блестяще. Он намеренно не садился за учительский стол – выдвинул на центр ученическую парту и предложил нам разместиться вокруг нее (первый тонкий психологический ход засчитан).

Он познакомился с нами, представился сам (у него за плечами богатый опыт учительской работы на периферии, к тому же в Копыльском районе с визитом он уже бывал), спросил, как нам тут живется, и перешел сразу к делу. Что больше всего меня поразило, он абсолютно полно и грамотно владел текстом (то есть он действительно приехал как заинтересованное лицо обсудить эссе): он цитировал, высказывал свои мысли насчет написанного, с чем-то соглашался, с чем-то категорически спорил. Мне очень понравилась его мнение, касающееся субординации между учителем и учеником. Вряд ли буду дословен, но суть и тон постараюсь сохранить. Учитель и ученик – родственные души. Какая может быть субординация между мужем и женой, например? Вот и говорить о таковой между учителем и учеником так же глупо. Согласитесь: нечасто от образовательных чиновников услышишь столь здравую, глубокую и гуманную мысль.

Но конечная цель визита заключалась далеко не в лирической беседе по материалам написанного. Сказал он вот что (предварив опять же весьма солидной тактической окантовкой: «Я уже семь лет кабинетный сотрудник, а не практикующий учитель, поэтому во многих вещах, касающихся работы на местности, вы разбираетесь лучше меня»). Когда в школу приходит молодой специалист со свежими идеями, в процентном соотношении со всем остальным коллективом он оказывается в меньшинстве. Чтобы протолкнуть какую-либо инициативу, он должен заручиться поддержкой директора, затем получить одобрение в районе, дальше – в области и т.д. Пока инициатива дойдет до верха, «стухнет» и молодой специалист, и его идея. Поэтому нужно собрать при Областном институте развития образования некую рабочую группу, состоящую из молодежи, которая будет сразу генерировать идея, а директорам школ эти идеи будут спускаться уже как приказ к исполнению (ежели они, идеи эти, конечно, окажутся здравыми). А раз у нашего тандема уже есть марка, такую инициативную группу можно выстроить как раз вокруг «EDU.topia»

За сим он откланялся, оставил нам свою визитку и попросил обращаться, если возникнут какие-нибудь вопросы. К тому же помахал нам рукою он до июня, предупредив, что в начале лета будут подведены итоги конкурса и мое эссе имеет в нем все шансы на победу. Тогда, мол, и начнем тесное сотрудничество в разработке идеи инициативной группы молодых специалистов. Честно признаться, в тот момент мы подумали, что иммунитет наш относительно системы достиг нереальных размеров. Правда, в итоге оказалось, что видели мы профсоюзного лидера в последний раз. Когда в вертикали образования мы стали non grata, то ли идея затухла, то ли наши лица как выразителей идеи уже не подходили. А может, эссе плохое. Как бы то ни было, визитку мы сохранили. Глядишь, когда-нибудь…

В четвертой же четверти состоялся последний в этом сезоне турнир для школьников по Ринго. На этот раз все проходило в новоявленной мекке Ринго – поселке Смиловичи (местный преподаватель физкультуры после знакомства с Иваном Ивановичем и компанией стал активно развивать этот вид спорта у себя в школе и сейчас ребята из Смилович являются чуть ли не сильнейшими в Беларуси).

На этот раз проблем с автобусом у нас не было – сражаться пришлось с небесной канцелярией. Так уж вышло, что 16 мая выдалась самая отвратительная погода за все весенние дни. Было жутко холодно, а коридорах построек и конфигурациях стадиона гулял сумасшедший ветер, да такой, что организаторам турнира пришлось в экстренном порядке организовывать в школе импровизированное место, где они могли бы отпаивать горячим чаем замерзших спортсменов. К чести школы стоит отметить, что с задачей вся команда достойно справилась.

По иронии судьбы, с этих соревнований ни на одном носителе не осталось ни одного официального упоминания о нашем участии: фотоаппарат мы с собой не взяли, да и на сайте федерации отчетностей было негусто. Хотя, может, всё так совпало из-за того, что народ был занят борьбой с погодой, а не поиском свежих ракурсов. Либо же потому, что мы снова (третий раз кряду) привозим почетное «деревянное» четвертое место (на этот раз подобное утворил десятый класс в мужских и женских парах). Максимум, что удалось накопать, – это селфиобразные мобильные пассажи:

Ринго

Май в этом году случился печатный и кругом в публикациях. В братском журнале «Русский язык и литература» (главным редактором которого является безмерно уважаемый мной преподаватель русского языка на филологическом факультете Елена Евгеньевна Долбик) подряд выходят две статьи с «EDU.topia»: методическая по изложениям и философская о преподавании литературы.

02

03

04

05

Но самой главной победой весны стоит признать, конечно, начало нашего сотрудничества с изданием «Пачатковае навучанне». Дело в том, что этот журнал на обложке печатает фото обыкновенных учеников школ Республики Беларусь (т.е. любое учебное заведение, даже частные лица, вправе попытать счастья и прислать в редакцию фото умилительного да благоразумного школьника). Так вот однажды Алеся из 11-го класса устроила своему младшему братику спонтанную фотосессию. Все, что получилось, она прислала мне поумиляться.

Матвей 01

Матвей 02

Матвей 03

Матвей 04

Согласитесь же: прелесть. Но мы с коллегой, не только смирившись с прелестностью, заключили, что это идеальная задумка для обложки очередного «Пачатковага навучання», и наудачу отправили пробники в редакцию с предложением устроить ребенку профессиональную фотосессию (те кадры все-таки были сделаны на мобильный телефон). Ответ пришел незамедлительно, и вот после насыщенного трудового дня Дмитрий Маратович с профессиональной аппаратурой отправился в дом потенциального героя обложки (а это сын нашего социального педагога, про которого я писал в самом начале цикла) и настрелял вот что:

Матвей 05

Матвей 06

Матвей 07

Матвей 08

Фото приняли в оборот, и – вуаля! – в конце мая лицом обложки издания «Пачатковае навучанне» стал воспитанник ГУО «Жилиховский УПК детский сад – средняя школа» Матвей Уласович (имя скрывать здесь бессмысленно: журнал можно было приобрести в методических киосках). На финальных посиделках года мы торжественно презентовали нового героя дня публике. Можно начинать выстраиваться в очередь за автографами. За присланную фотографию, между прочим, платят тридцать одну тысячу рублей!

Пачатковае навучанне

Ну и, конечно, одним из самых значимых (и неоднозначных) событий месяца стали большие гостевые первомайские посиделки. Почему значимых? В этом году в проект к нам подключилось так много людей со стороны (которые, живя и работая далеко от нас, помогали вывозить детей в город, устраивать благотворительные мероприятия), что мы уже давным-давно задумывали посиделки друзей «EDU.topia», чтобы благотворителям показать детей, ради которых они старались, а детям – людей, которым они небезразличны. К тому же целый год наши с Дмитрием Маратовичем гастелловские и лицейские товарищи угрожали нам собственным присутствием и намеревались приехать в гости. Тут, на месте, у нас уже давно созрел вокальный костяк, поэтому провести вокальное «стенка на стенку» было бы тоже очень неплохо.

Всё идеально совпало в дате 1 мая. Для начала, это выходной (а чтобы до нас доехать и уехать назад, нужно выписать из жизни день); во-вторых, пятница (то есть не так обидно жертвовать одним днем, если на горизонте выходные); да и в учебное время привезти всех гостей тоже накладно, ибо всё действо соприкасается с учебным расписанием (а оно, как известно, неприкосновенно). Так вот неоднозначным событие выдалось потому, что школа, как мне было сказано ранее, – это режимный объект (т.е. работает она в строго отведенные для того дни и часы), а 1 мая – общегосударственный выходной, посему извините-подвиньтесь, школа закрыта. 2-го – пожалуйста, после уроков – ради Бога, но 1-го – ни-ни. А поскольку, на мой взгляд, приглашающая сторона подстраивается под приглашенную, мы пошли в клуб к Любе. На следующий день мероприятие из общешкольного стало общесельским. А по школе мы разбросали такие «бомбы»:

Посиделки (лого)

Бомба!

 Внимание всем-всем-всем!

Это тайный пригласительный билет, прочитав который нужно немедленно от него избавиться.

 Завтра, 1 мая, в Жилихово состоятся необычные посиделки. К Сергею Сергеевичу и Дмитрию Маратовичу приезжают их друзья детства. У вас будет уникальная возможность увидеть редкие видеозаписи и узнать, почему Дмитрий Маратович может быть похожим на хомяка с косичкой и на Ксюшу Ситник одновременно, а Сергей Сергеевич – на Катю Пушкареву и на старушку-хиппи. Также в программе дня песни под клавиши, гитары и аккордеон, сладкий стол и – при благоприятных погодных условиях – волейбол.

 Гости приезжают к 15.00. Всё начнется в 16.00 в клубе. Если вам это интересно и Вы не хотите пропустить уникальное действо, будьте завтра в назначенное время в указанном месте (или просто идите на звук).

 По нашей прекрасной традиции, ВСЕ РАДЫ ВИДЕТЬ ВСЕХ! ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

Еще хочу сказать пару слов о доверии. О доверии здешних детей (а на примере здешних – всех детей) к дружелюбным взрослым, о доверии людей к людям вообще. В назначенный час (а кто-то и с опозданием) к нам заехало три машины гостей. Как только авто въехали во дворик, малышня, не дожидаясь представления, уже полетела обниматься. Обратите внимание: этих людей дети видели впервые, но установки, что к нам приехали наши друзья, было достаточно, чтобы они с ходу стали здесь своими. (Во время посиделок старшие с младшими уже вовсю занимались косичкоплетением.)

Посиделки 01

Пока завершались последние приготовления, я провел небольшую экскурсию по деревне (школа, как и предполагалось, в выходной день была закрыта, так что мы смогли только намотать пару кругов вокруг оной. Мы показали гостям общагу да окрестности, и все направились в клуб. Культурная программа состояла из двух частей: сначала мы представили всех гостей и показали видео, связанные с нашим детством и присутствующими людьми. Анонсированные Дмитрий Маратович – Ксюша Ситник и Сергей Сергеевич – Катя Пушкарева да старушка-хиппи тоже были (впервые эксклюзив на просторах Интернета).

Кстати, после показа этого видео мои школьники потом в социальных сетях пересылали мне воспоминания собственного детства и свои посиделочные видео.

А затем для ценителей этого жанра мы устроили вокальную посиделочную битву. Кто не представляет, как выглядит Океан Ельзи, разложенный на тысячу голосов, демонстрируем (снимали на фотоаппарат, так что видео периодически опережает звук, но и звук, и видео живые).

А вот огромное единение местных и приезжих – песня «Журавли» всем клубом:

В общем, было душевно, тепло, красиво и по-родственному:

Посиделки 02

Посиделки 03

Посиделки 04

Посиделки 05

Посиделки 06

Посиделки 07

Посиделки 08

В конце дня всех гостей повели за стол, где они смогли познакомится поближе с нашими друзьями и рассказать о себе. Также, безусловно, узкий формат – это подспорье для подобных бонусных фото:

Посиделки 09

Посиделки 10

Раз уж народ собрался фольклорный, на этих же днях рассказали мне вот такую историю (всем, кто учился на филфаке и балдел от наличия там кафедры теории литературы да фольклорной практики вперемешку, посвящается). Как-то ехали по деревне в автомобиле два парня, не местные, видать заблудились. Решили остановить проходящую мимо женщину и выведать дорогу. Затормозили, подняли боковое стекло и окликают:

– Бабуся! Как проехать туда-то, туда-то?

Женщина поворачивается и возмущенно-обиженно заявляет:

– Якая ж я бабуся: я яшчэ я*уся!

Занавес. Эти люди бессмертны.

Фольклор

P.S. Что получилось у нас в итоге и к чему мы пришли к концу учебного года? А получилась у нас весьма странная и грустная вещь. Наши отношения с администрацией школы и района сложились так, что, если мы хотим куда-либо выехать, мы идем не в школу, а напрямую на автобазу Копыля; если мы хотим мероприятий, мы идем не в школу, а в сельский клуб; если мы хотим готовиться к ЦТ, мы не идем в учебные кабинеты, а прячемся по хатам. То есть все мероприятия, которые априори должны находиться в ведении школы, мы растаскали по альтернативным точкам. Помните: мероприятия – это проблемы. Школе они не нужны. И это очень обидно.

И вот еще. Хочу перевести кадр несколько в другую плоскость. Как выяснилось, Дмитрий Маратович работает вместо декретного сотрудника. Правда, учительнице белорусского языка, которая на данный момент находится в декретном отпуске, по срокам еще там находиться год. Так вот имейте в виду: пока мы в клубе распеваем на четыре голоса, администрация всячески уговаривает эту женщину выйти раньше, чтобы в следующем сезоне Дмитрия Маратовича с нами не было. А поскольку мы договорились работать в тандеме, уходит один – уйдёт и второй.

 

One Response to “Пир во время чумы”

  1. Океан Ельзи приємно здивував! Привіт з Києва!

Обсуждение - Оставьте комментарий