1-5 сентября. Знакомство

Заранее хочу попросить прощения у всех ожидающих за небольшое опоздание. Те, кто хоть что-нибудь слышал про школу, прекрасно представляют, насколько дикие по темпу и нагрузке первые две учебные недели, когда нужно оформить всю стартовую документацию, запустить учебный  процесс да еще и настроить общение с подопечными. В нашем случае задача осложнялась еще и тем, что необходимо было решать вопрос с заселением (первые учебные дни мы, помимо всего прочего, занимались обустройством быта) и знакомством с окружающим нас профессиональным (и не только) миром. Поэтому публикуемся немного со смещением, и сегодня являю миру дневниковые записи от первой учебной недели (1-5 сентября 2014 года).

Немножко об организации учебного процесса. В старших классах в сумме 30 человек, большинство из которых местные. Также организуется подвоз из двух соседних деревень, так что внешкольные мероприятия заточены под расписание автобуса (после 16.00 народ разъезжается). В школе нет классической кабинетной системы. Т.к. плотность достаточно большая (это связано с тем, что не так давно школу объединили с детским садом и она стала УПК), кабинеты закреплены не за учителями, а за классами (т.е. классы сидят стационарно, а учителя ходят – это, пожалуй одно из немногих неудобств; второе – в школе нет актового зала). Я веду в 5, 7, 8 и 11 классах (6-го нет вообще, в 9, 10 – директор, по специальности тоже филолог), Дмитрий Маратович – в 5, 7, 8, 9 (в 10, 11 – завуч, белорусский филолог). В стартовой дневниковой публикации попробую  по порядку о каждом классе, в котором проводил первые уроки.

11 класс.

Количество детей – 5 (не пугайтесь: это средняя наполняемость класса в любой сельской школе).

Я понимаю, что 11-ый класс достался мне, что называется, «в догрузку». Не я их растил – это не мои дети, и я им отправлен лишь для того, чтобы они доиграли свои последние школьные дни. Вряд ли я сделаю из них поступленцев заоблачного уровня, поскольку и базу языковую им закладывал не я (впрочем, они и не стремятся: все старшеклассники выпускным экзаменом выбрали белорусский язык и ЦТ будут сдавать тоже по данному предмету). Это всё очень естественно: большею частью народ «трасяначны», т.е. грамматическая база у них в голове белорусскоязычная, поэтому рабочий филологический предмет здесь, разумеется, белорусский (школа, кстати, с белорусским языком обучения, по крайней мере, в начальной школе). Поэтому мы договорились, что русский язык нам пригодится именно для аттестата, и в этих рамках я постараюсь его им преподать. Так что начали мы по классике – с частей речи и членов предложения (это, на мой взгляд, самая разумная тактика, тем более что с частями речи и членами предложения всегда проблемы в любом классе и городской, и сельской школы). Моя задача – в первую очередь откорректировать их грамотное письмо и попробовать вытянуть на какие-нибудь самостоятельные литературные общечеловеческие рассуждения. Класс очень скромный и воспитанный (на перемене мы хорошо поговорили), а впоследствии я понял, что старшие классы пользуются солидным авторитетом среди младших – более скажу, они над ними шефствуют, и, если что, малыши первым делом бегут к старшим. Так что, думаю, сработаемся и на таком коротком отрезке.

! Несколько моментов, которые мне бросились в глаза с начальных дней.

1. Я думал, что на селе сейчас с Интернетом и мобильной связью не так хорошо и мои фишки с электронным почтовым ящиком класса или электронным журналом здесь не прокатят. Однако же почти в каждом доме есть связь – в этом плане сельская школа от городской фактически не отличается.

2. Отличается она другим – подготовкой к учебному году. Для детей и родителей начало учебного года – это такой же календарный ритуал, как посевная или сбор урожая. Поэтому готовятся к нему тщательно. За первую неделю я не увидел ни одного ребенка, который пришел бы на урок без комплекта тетрадей. Или без обложки. Или забыл учебник. В городских школах подобные фигуры дети позволяют себе зачастую. Может, потому, что в городе эти тетради да обложки достать проще – вот люди и не заморачиваются. Может, просто потому, что народ ответственнее, не знаю. Кстати, тетради с обложками, как и полагается в таких местах, продаются в продуктовом (единственном, поэтому – считайте – универсальном) магазине в отделе «Уголок школьника».

3. И вот еще что меня поразило. За неделю я ни разу не услышал мата в коридорах школы, не говоря уже о классах. Дело воспитания или статуса школы, тоже непонятно. Но, как здесь «грязнее» русская речь в плане наслоения белорусскоязычных пассажей, так она чище в плане нецензурной брани. Эстет во мне порадовался.

5 класс.

Количество детей – 6.

Наверное, самый шустрый и по потенциалу самый многообещающий класс. Здесь есть что лепить и есть из кого лепить. К моему удивлению, из 6 человек 5 неплохо (или совсем хорошо) читают (за что поклон в сторону учителей начальных классов). Но класс по уровню очень разнородный: есть явный лидер – девочка Саша С., которой по уровню развития уже давным-давно пора учиться в классе так седьмом. Есть Максим Я., который достаточно слабо читает и очень медленно работает (чем, безусловно, раздражает лидеров). Есть тихая и скромная Карина Ч. – в будущем самый сильный ребенок в классе (если не в школе), но ей нужны победы и успехи, чтобы раскрыться. Все есть, на любой шаблон и вне его.

На первом уроке проводил с ними игру «Расчет» (дети садятся цепочкой, каждый получает порядковый номер, и каждый должен ритмично, не отклоняясь от темпа, называть свой номер и передавать слово любому из цепочки: «Первый-первый – первый-третий// Третий-третий – третий пятый» и т.д.) Пока ритмично не получается, но потихонечку будем нагонять. В конце каждого урока подводим итоги с помощью мягкого мячика (так делаю в каждом классе): задаю вопрос по пройденной теме и кидаю мячик ребенку. Тот должен ответить и отбросить мне его обратно. Засекаю время для всего класса и в конце объявляю результат. Здесь и (простите за ругательство) рефлексия в классическом виде, и двигательная разминка, и работа над скоростью мышления и реакции. И весело, в конце концов.

И вот еще показательный момент. Задал детям нарисовать себе визитные карточки – представиться (рисунками, словами – как угодно). Сначала на уроке за ограниченное время (5 минут) – затем домой, для более обстоятельной работы. Отмечу, что за пять минут спонтанно рассказать о себе детям очень трудно. В основном рисовали компьютер или мяч (все мальчики нарисовали только компьютер). Дома подготовились посолиднее. Свои визитки принесли все, кроме того самого Максима (сказал, что забыл). Я не стал оценивать бумажки до тех пор, пока не получу их окончательное количество, а дети уже начали выбирать лучшее оформление (они, кстати, в один голос стали говорить, что Сашина визитка всё равно победит – показательно, да?) Но на следующий урок Максим принес свою: он вырезал фотографию из детского альбома, наклеил ее на бумажку, подписал, разукрасил и еще заламинировал скотчем. Вопрос о победителе тут же был снят (причем единогласно, всем классом). Каждому свой темп и каждому своё развитие. Но обязательно, всеми силами нужно постараться найти выигрышные стороны своих детей. И дать им (и себе) на этот поиск столько времени, сколько необходимо. Теперь у меня вот такой прекрасный разноцветный пятый класс.

7 класс.

Количество детей – 3.

И это еще в новом учебном году сюда свежие силы пришли – до сего момента седьмой класс состоял из одного мальчика и одной девочки, вот так мило. В сезоне 2014/15 коллектив увеличился ровно в полтора раза, поэтому ребятам стало веселее. Несмотря на репутацию слабейшего класса в школе, седьмой оказался силен в другом. Мало того что эти ребята дословно знают белорусскую обрядность (на занятии по литературе – в теме «Фольклор» – они мне достаточно подробно описали календарный цикл народных праздников и даже вспомнили песни). Когда я принес видео- и аудиозаписи, дружно начали подпевать. Оказалось, что у девочки Ульяны С. мама работала в сельском доме культуры художественным руководителем (как сказала сама Ульяна, «худаком» – такая интерпретация худрука) и даже ездила выступать на «Дажынкі» с коллективом.

Как выяснилось, 7-ой еще и самый афористичный класс. Перлы Андрея Я. (в классе его называют Андрусём) расходятся по всей школе: на каждом уроке я записываю за ним что-то новенькое и очень меткое. На первом уроке литературы я спросил у детей, как они представляют писателя (ведь им уже довелось много прочитать, а много еще предстоит, и мне кажется, им важно представлять, кого они читают: так понятнее будет и содержание литературы). Так вот из 7 класса о писателе я узнал следующее: «Гэта такі стары дзядок з вялізнай барадой. Ён сядзіць за сталом і увесь час піша. І не мыецца, каб не спугнуць вдахнавеніе» (дословно). Так что, если вы увидите старичка с бородой, который сидит за столом и воняет, знайте: это писатель. На следующем уроке я рассказал Андрею, что его реплика про писателя с успехом разошлась по школе. Так его одноклассники ему тут же заявили: «Ты, Андрусь, ужэ пачці пісацель». На что Андрусь с улыбкой парировал: «Неее! Я яшчэ мыюся!»

8 класс

Количество детей – 5.

Наверное, за первую неделю именно этот класс стал для меня открытием. Именно там нам с Дмитрием посчастливилось зацепить самую нужную для работы струну, и поэтому срабатываемость прошла на все сто. Пожалуй, если говорить про первую неделю, то в восьмом классе и с учебной, и с комплексной точки зрения все сложилось идеально.

Восьмой класс имел (по разговорам с педсоставом) репутацию тяжелого (мой любимый случай). На первом занятии я с ходу раздал детям небольшие листочки и попросил написать то, за что, по собственному мнению, их можно уважать или ими можно гордиться (т.е. попросил за пять минут как можно лучше себя похвалить за реальные качества). Вообще себя хвалить – для детей достаточно сложное дело (в школе мы привыкли, что нам указывают на ошибки, а не на бонусные стороны), и первые две минуты большинство из моих восьмиклассников сосредоточенно думало, в чем же они хороши (одна девчонка, кстати, так и не придумала). Для девочки Ани Л. (самой боевой и активной на уроках), например, расписать себя в лучшем свете было не проблемой. Я получил вот такую милую записку:

«Я помогаю по дому, хорошо учусь, отлично рисую и красиво пою, люблю футбол, и в общем у меня много достатков» (после этого пару дней мы с Дмитрием Маратовичем – между собой, разумеется – определяли ее как «девочку с большими достатками»).

Единственный листочек по школе мы получили вот такого содержания:

«Я очень хорошо умею вышивать, вязать. Я очень люблю играть с маленькими детьми. Мне нравится читать стихи» (поставил для себя много восклицательных знаков: этого ребенка еще предстоит раскрывать).

Юноши настороженно спрашивали: «А если я хорошо рыбачу, это относится к моим достоинствам?» Я активно призывал писать всё, что приходит в голову. Как раз за рыбалку мы и зацепимся в нашем контакте с этим классом.

На уроке мы повторили части речи, поработали активно, и – даже для себя я это отметил – это были одни из самых быстрых 45 минут за всю неделю. На перемене мы раскрутили тему рыбалки, я узнал, что парни неплохо играют в волейбол, а они нам пообещали экскурсию по нашей деревне, а также по своим Гулевичам (парни ездят в школу из соседнего села). В этот же день в спортзале мы организовали небольшой волейбольчик – попроверяли друг друга на прочность, а на следующий уже выбрались в Гулевичи под присмотром двух опытных экскурсоводов – своих же восьмиклассников.

Антон В. и Миша Щ. показали все озера, протоки, речушки (Гулевичи очень богаты водоемами), рассказали, где, как, когда и какую рыбу они ловили в разное время, натравили баек про местных жителей, даже рассказали, как этим летом они праздновали Купалье (э-ге-гей, фольклористы, бегите все сюда!) Мы облазали все берега – посмотрите нашими глазами:

Очень показательный момент, на котором наши мальчики поймали друг друга. Когда экскурсия подходила к концу, Антон заметил в сторону Миши: «Ты зараз размаўляеш па-беларуску лепш, чым на ўроку беларускай мовы!» Все-таки, в отличие от городских детей, для которых школьная жизнь составляет как минимум половину жизни обычной, сельские ребята не чувствуют себя в стенах учебного заведения органично. Для них это искусственная обстановка, и поэтому они считают, что вести себя (в том числе и говорить) там надо как-то по-особенному. Отсюда (преимущественно в общении с учебным материалом) они очень зажаты в процессе обучения. Подобрать органичную среду для самораскрытия здесь ключевая необходимость. Когда парни рассказывали про то, как они приживали мальков, копали червей да ладили спиннинги, мне стало так грустно, что завтра я им должен буду рассказывать про окончания спряжений! Уже расставаясь, мы договорились, что на уроке будем общаться так же, как и в жизни. Мы даже не подозревали, к каким результатам это приведет.

На следующий день к уроку были готовы ВСЕ. Абсолютно все и идеально готовы. Они работали как заведенные: они отбивали все мои атаки и отвечали на все вопросы. Они были готовы лучше моих репетиторских одиннадцатиклассников. На данный момент самый сильный урок – урок русского языка в 8 классе после экскурсии по Гулевичам.

Итак, на грядущую неделю мы с коллегой запланировали вот что:

1. Фольклорный квест (у всех детей первая тема по литературам – устное народное творчество, поэтому можно устроить общешкольные тематические бегалки).

2. В середине недели презентуем миру Ринго – ход уже опробованный, ход всегда победный.

3. В четверг общешкольное родительское собрание. Наверное, будем знакомиться с родителями собственных подопечных.

А это моя самая главная победа. В пятницу на урок литературы в 5 классе забежала девчонка из начальной школы и положила мне на стол яблоко: «Сергей Сергеевич, это вам!» Моя коллега из деревни Круча Анна Бурдина была права, говоря о спонтанном проявлении доброты у маленьких детей. Вот мой самый главный контракт, который я уже подписал; вот то, ради чего стоит просыпаться и идти на работу (или не спать и на нее идти). Теперь обратного пути нет: я раздал слишком много обещаний.

P.S. Уважаемые читатели, коллеги и единомышленники! Если у вас есть какие-то вопросы о том, как живет сельская школа, об особенностях организации учебного процесса, о каких-либо проявлениях менталитета, пишите в комментариях – будем стараться узнавать всё, что вам интересно.

10 Responses to “1-5 сентября. Знакомство”

  1. Идея про листочки с записями своих достоинств мне очень понравилась. Обязательно это использую! Про спонтанные проявления доброты вот что хочу сказать. Они бывают не только у маленьких детей. Меня подкармливают:))) абсолютно все дети: 6-ой класс приносит яблоки, 8-ой угостил персиком, даже 11-ый класс, в котором я и не преподаю, принёс виноград. И это всегда так мило и приятно. Ещё назрел один вопрос по ходу чтения статьи. Как подвести итоги с помощью мягкого мячика, если в классе 29 человек? Учителю нужно бегать по классу и бросать мячик ученику прямо в руки???? Что-то совсем не соображаю, как организовать такое. И ещё. В чём цель игры «Расчёт»? Жду с нетерпением ответа на вопросы от коллег и следующей познавательной статьи!!!!!!!

  2. Мячик — это одна из модификаций блицопроса. Его можно проводить в любой форме (если в классе 5 человек, разумеется, перебрасываться легче и эффективнее). Но, когда их толпа, можно устроить аналогичный блиц на скорость по рядам: какой ряд быстрее ответит на вопросы и передаст мячик с первой парты на последнюю.

    А «Расчет» — это простейшая игра на сплочение и концентрацию внимания. Важно, чтобы дети не сбились с ритма и не пропустили момент, когда называют его номер. Скорость и ритм с течением времени можно варьировать..

  3. Молодец. Все понятно. Главное — не разочароваться. В том числе, и в детях…Молодец. Слов нет.

  4. BoSS!!! Радуюсь Вашим успехам. Молодцы, ребята!!!! Огромное спасибо за заметки, невероятно интересно читать. Удивили наблюдения по поводу готовности к учебному году и нецензурной лексики. Хотя…. нет, не удивили, а убедили меня в правильности моих личных наблюдений по этим же поводам. Мне кажется, что на сегодняшний день село (деревня, агрогородок….) — единственные места в стране, где еще сохраняется уважительное отношение к школе и учителю. Здесь еще учитель — уважаемый человек. В городе уже давно профессия учителя низведена до ранга прислуги, которой можно грубить, хамить и нужно её, прислугу, ставить «на место». Наслаждайтесь работой, ребята. Удачи вам!!!

  5. ха! легко работать в такой школе, где по 5 учеников в классе ! А вы бы попробовали работать в крупном городе, не в школе, а в гимназии, где тьма завышенных требований, родителей с претензиями и мнением о том, что учитель им всё должен и не имеет права на ошибки. Где не 5 человек в классе, а 25. И большинство мальчишек, и у всех переходный возраст, и всем к черту не нужны ваш Лермонтов и его мотив одиночества в творчестве. Где вас регулярно будут посещать завуч и директор, будут читать ваши план-конспекты уроков и факультативных занятий. Где платное питание у детей и отсюда свои нюансы классного руководства. Вот лучше бы такой эксперимент провели, и я бы на вас тогда посмотрела и почитала. Если бы у вас осталось время писать что-то, после проверки, посчитайте-ка, скольки тетрадок….

  6. Если легко, тогда добро пожаловать к нам (или в любую сельскую школу, благо специалистов на периферии вечный дефицит). А в школе работали и классное руководство с 25 человеками проходили (отследите наш проект от самого начала – http://edutopia.by/arhiv/.

    И про гимназии наши коллеги тоже писали. К гимназиям, увы, уже давно доверия нет: масштаб фальсификаций да подрисовок там зашкаливает – http://edutopia.by/2014/02/26/gimnazii-kak-elitnyiy-sekond-hend-ili-zabrodivshie-slivki-obshhestva/

    Дело тут не в количестве человек в классе и даже не в месте работы. Во всём, что Вы написали, много ненависти и озлобленности: на родителей, учеников и систему в целом. А в нашем деле работать нужно в удовольствие – по-другому никак не получится. Если Вы так ненавидите злачное место, в коем пребываете, почему Вы там работаете?

    А насколько к черту нужны или не нужны Пушкин с Лермонтовым, это уже напрямую зависит от учителя. У нас на попечении дети аграриев – согласитесь, не самая целевая аудитория для романтизма в лирике. Однако же мы осилили «Ромео и Джульетту» и даже будем заниматься внеклассным чтением. Вопрос в отношении «человек-человек» и в том, как Вы организуете мотивацию.

    Если Вам есть, что сказать об особенностях системы, мы всегда приглашаем присоединиться к нашему проекту: конкретно блог «EDU.topia» и в целом TUT.BY предоставляют платформу для высказывания собственного видения проблемы.

    Так что давайте работать с удовольствием.

  7. Спасибо за Ваш блог!

  8. Удивила фотография большого водоёма. На бумажной карте ничего подобного не нашла)))

  9. Тот, кто кричит про 30 тетрадей в городской школе,а Вы попробуйте кроме своей работы ещё обеспечить себя дровами, топить печку 2 раза в день,носить воду,стирать руками,а если вся вода замёрзла,то растопить снег и помыть голову так. Не хотите ли поменять 30 тетрадей на 5 с таким бонусом??? Не всем так везёт с условиями…И таких школ и деревень много! А ребята…приколисты вы)) Не сиделовь вам в тепле. Молодцы! Интересно читать и комментировать ваши «открытия».Удачи вам!!!

  10. Молодцы, не сдавайтесь и не обращайте внимание на комментарии стервозных тёток (особенно незамужних);)

Обсуждение - Оставьте комментарий