1-6 декабря. Методразъединение

В Жилихово пришла зима. Неожиданно, вдруг, никого не спрашивая. Прокралась ночью и внезапно перевернула все цветовые каналы наших фотографий. Вечером 1 декабря над деревней стоял туман – за ночь он замерз, укрепился, обосновался. Подморозило – эх, красота! Как выяснится позже, это был один из последних всплесков той самой зимы, но тогда, просто увидев из окна вот такую прелесть, ты выходил в мир с предвкушением, понимая, что твой традиционный трехминутный путь до школы займет сегодня добрых полчаса, потому что ты будешь останавливаться, приглядываться, завораживаться и фотографировать (особо гламурные – селфиться, но меня в природе больше всего волнует природа, а не собственная физиономия на ее фоне). В общем, все шли сегодня завороженные. Вот такая зима открывала декабрь. Выкладываю всё, что есть.

Часть 1 «Бучатино»

 Первая декабрьская неделя обещала быть насыщенной: мне предстояло в дебютный для себя раз узреть районное методобъединение учителей русского языка и литературы, которое проходило в соседнем селе Бучатино (кстати, для меня первой звуковой ассоциацией на это название была параллель на какую-то разновидность мяса, как говядина, например; помните шутку М.Задорнова про суслятину?) Так что я должен был постепенно вникать в профессиональную жизнь местного разлива (благо, на районные методобъединения в городе ездил руководитель школьного методобъединения, так что меня до сей поры Бог миловал). Но знакомство с местным колоритом должно ведь происходить не только через фольклор, поэтому интересно мне было как с профессиональной (филологической), так и с журналистской точки зрения.

Итак, в четверг, 4 декабря, все мои уроки исчезли из расписания с той целью, чтобы я смог безболезненно впитать мастер-класс плюс влиться в педагогическое братство нового географического масштаба. Начали мы съезжаться к месту событий к 9 часам утра. Кто-то добирался своими силами, кого-то вез централизованный автобус из Копыля (помните: по районным меркам 5-6 километров до соседнего села – это совсем ничего, но, с другой стороны, попробуй доберись). На улице в права свои вступала зима и всю неделю активно подмораживало. Так что можно, конечно, пешком, но потом шуток не оберешься про всякие замерзшие сопли и т.д.

Нас встречали хлебом-солью, и это не фигура речи. Сразу же за входом, в фойе школы, стояла группа детей с караваем. Разумеется, они были выдрессированы годами, судя по тому, как отчеканили приветственные слова, стихотворения и даже историю Бучатинской школы. Дальше нас повели на экскурсию по школе. На самом деле, методобъединение к методике имеет весьма поверхностное отношение. Здесь скорее следует воспринимать его как выставку достижений: какой школе выпадет честь председательствовать, такая, собственно, и получит возможность похвалиться собственным статусом. Вел экскурсию сам директор – мы узнали и про ремонт в кабинетах, и про плазменные телевизоры, и даже про то, как школа зарабатывает такую внебюджетку, чтобы иметь возможность эти телевизоры приобретать (как, например, наша школа специализируется на сборе яблок, так Бучатинская занимается сбором ольхового семени, а дело это очень выгодное; я справился: это работа на медицинскую отрасль промышленности). Кстати, на этажах нас тоже встречали дети: кто-то что-то читал, кто-то что-то пел – в общем, школа подготовилась основательно, чтобы производить впечатление. Но я ждал всё же методического объединения.

Оно случилось. Нас повели в аудиторию, где местный опытный учитель показал урок по теме «Причастный оборот» с седьмым классом. Разумеется, урок был показательный, заготовленный (ну не могут дети в процессе ни разу не ошибиться, а в уроке, как и в любой деятельности, мне, безусловно, интереснее ошибки, нежели правильные ответы). Затем нас попросили урок прокомментировать (кстати, меня любезно представили общественности – я по традиции оказался единственным представителем мужескаго пола, чем уже вызывал эмоцию), впрочем, от комментария я воздержался: вообще не считаю корректным указывать на что бы то ни было учителю, который во сто раз опытнее меня, причем еще и в присутствии третьих лиц.

Что меня больше удивило в самом уроке, так это то, что ближе к его концу всем присутствующим сначала вынесли бутерброды, а затем и конфеты. После урока всех оперативно пригласили в столовую, где уже был накрыт обед за счет заведения. От подобных проявлений гостеприимства я уже отказался, тем паче что мне нужно было лететь на свое прямое рабочее место, а в самом селе Бучатино я еще ни разу не был (а это единственное село в сельсовете, в котором есть церковь), и я хотел посмотреть окрестности. Вот как выглядит церковь. Позже я узнал ее историю (как во время войны сами жители села по приказу полицаев были вынуждены сжечь старое деревянное здание, из-за чего, по легенде, на село было наложено проклятие), но это уже разговор фольклорный, поэтому от темы отступать не буду.

В итоге для себя я вынес следующее. Методобъединение районного масштаба – это не методическое событие. Это некий ритуал, традиция, если хотите, которую нужно соблюдать, повод для школы показать свою состоятельность как хозяина. То есть с точки зрения методики мне гораздо полезнее было бы остаться на своем рабочем месте и провести все уроки по расписанию. Но с точки зрения глаза журналистского это было, конечно, очень познавательно.

Часть 2 «Если вы альтруист, это ваши проблемы» («Журналы»)

На этой неделе у меня случился первый конфликт с руководством, и виной всему документация. Дело в том, что я заполняю журналы в конце рабочей недели оптом за всю неделю, а это есть нарушение должностной инструкции. Знаете: учитель обязан в конце каждого урока оставлять в журнале запись о проведенном занятии, отметки учащимся плюс дублировать их в дневнике. А если записи такой он не оставил, то как бы он и не работал вовсе (мол, по бухгалтерии ему часы можно не засчитывать). Всё это, конечно, прекрасно, но есть одно маленькое «но». Вот здесь рассудите меня, мудрые и опытные.

Согласно концепции неформального образования, каждую свободную минуту учитель (наставник) должен посвящать детям (подопечным). То есть любую форточку, перемену, лазейку в расписании, даже временной промежуток перехода из одного кабинета в другой ты всегда, при любых обстоятельствах, тратишь на общение с детьми. А по должностной инструкции получается, что со звонком ты должен сказать всем своим: «Извините, отстаньте от меня, займитесь своим делом, а я буду журнал заполнять». Стратегически это грубейшая ошибка. И – хоть стреляйте меня – перемену я потрачу на то, чтобы каждому ребенку в классе сказать хотя бы пару слов (особенно если я классный руководитель): элементарно отметить новую прическу, или спросить, что ребенку снилось, или послушать анекдот, который он принес сегодня в школу (пусть даже он его вычитал из каких-нибудь плоских интернет-подписок), или узнать, прошел ли он в своей компьютерной игре тот двадцать какой-нибудь уровень, который вчера ему пройти не удалось. Если вы живете этим процессом, вам некогда заниматься журналами, пока дети в школе. Это нормально. Это отношения «человек-человек». Так почему же я не могу в конце рабочей недели, когда в школе уже никого нет, сесть и спокойно подбить всю документацию за этот отрезок?! Почему должностная инструкция запрещает мне это делать?! Объясните.

Или вот еще момент. Накопляемость отметок. В каком документе записано, что я обязан оценивать ученика каждый урок? Или через урок? Школа опять же закручивается в своей отметкоцентричности и мешает учителю и ученику сосредоточиться на главном – на учебном процессе, настаивая на том, что главное в процессе обучения – это оценить (а это задача десятого порядка, буду отстаивать эту мысль до окончания сознательной школьной практики).

Под большим восклицательным знаком у меня спорность вот какой истины. В наш адрес высказали мысль о том, что не может у ребенка стоять в журнале рядом, например, 9 и 1. Мол, вы определитесь, двоечник он у вас или отличник, и ведите его в рамках этого уровня. То есть, коль он у вас 3-го уровня, пусть преобладающая доля отметок будет у него на линии «5-6», а со своими «девятками» и «десятками» пусть не высовывается (помните анекдот: если ты дачник, так иди к себе на дачу, а у нас лекция для колхозников). Школа опять мастерски, профессионально развешивает ярлыки. А фокус ведь в том, что ЛЮБОЙ ученик может получить ЛЮБУЮ отметку (дело здесь не в уровне, а в целом комплексе факторов: можно не выспаться, не успеть, встать не с той ноги в конце концов – да мало ли их!) Если ученик сегодня не подготовился, а завтра готов блестяще, это комбинация «1/10» — и нечего тут стесняться!

Как бы то ни было, мы с коллегой получили выговор в карму, строгую рекомендацию заполнять все учебные документы вовремя, накапливать отметки и следить за стабильностью уровня учеников, приправленную афоризмом «Если вы альтруист, это ваши проблемы» (повесил себе на рабочем месте), чем в некоторой степени подогрели рабочую атмосферу. Что ж, посмотрим, чем это для нас обернется. Будем наблюдать.

Часть 3 «День рождения Максима»

Впрочем, на этой неделе у нас был повод противопоставить работу реальную работе бумажной. Еще в начале первой четверти мы заключили с моим классом договор, по условиям которого все дни рождения членов класса мы будем праздновать вместе. И вот пришло время это условие реализовывать: подоспел первый день рождения. Честно сказать, я был приятно удивлен, насколько серьезно и ответственно мои младшие подошли к этому событию. Все случилось в классических подпольных традициях: незаметно (или как бы незаметно) все подкараулили отсутствие именинника, собрались, договорились, распределили ответственность (кто что печет, приносит, покупает, как это лучше обыграть и всякое прочее в этом роде.

В день праздника (а именно в этот день в учительской шел разговор о журналах) мы развешали по кабинету шарики, накрыли сладкий стол, взяли дуделки, надели колпаки и торжественно встречали именинника. Вот такие мы были прекрасные:

Гвоздем программы стало торжественное вскрытие праздничных хлопушек. Такой важный момент у нас даже запечатлен на видео.

А здесь мы все и наш именинник. Ну разве такое можно променять на журналы?

5 Responses to “1-6 декабря. Методразъединение”

  1. Спасибо за клип! ))

  2. Мне здаецца, з журналам вы перабольшваеце, запоўніць радок і паставіць дату займае максімум хвіліну часу. І гэтую хвіліну заўжды можна знайсці, хаця б калі дзеці выконваюць нейкае самастойнае заданне. Гэта такая дробязь для настаўніка, што з-за яе канфліктаваць з адміністрацыяй нават дзіўна. У іх ёсць рацыя: заўжды можа прыехаць якая-небудзь камісія з мноства іх, якія ездзяць пастаянна, і ўзяць журналы на праверку, закалупаць мазгі дырэктару-завучу, а яны потым яшчэ раз закалупаюць вам, напішуць заўвагу/вымову і здымуць трохі грошыкаў. Гэта таксама не страшна, але навошта?..
    А вось наконт таго, што адзнакі ў вучня павінны быць на адным узроўні, я з вамі згодная: гэта абсурд. Тут мае думкі і аргументацыя цалкам супадаюць з вашымі. У мяне хапае такога, што сёння ў вучня 8, а заўтра 1. Зрэшты, мне прэтэнзій не прад’яўлялі наконт гэтага, толькі сказалі, маўляў, калі стаіць кол ці двойка, на наступным уроку вучань павінен атрымаць нармальную адзнаку ў журнал, нельга не паставіць нічога. Неяк так.

  3. Сергей, как будете на филфаке (ну вдруг!), загляните ко мне на кафедру русского языка, я Вам расскажу, что, по мнению министерства образования, сейчас должен делать куратор. Думаю, повеселитесь. А я буду рада Вас видеть )

    [Ваш университетский куратор]

  4. Наслышан-наслышан (и что должен делать куратор, и что должен делать научный руководитель, и что должен делать преподаватель, работающий с иностранными студентами.

    Очень рад Вас слышать! Обязательно зайду при случае.

  5. Цитата: «Разумеется, урок был показательный, заготовленный (ну не могут дети в процессе ни разу не ошибиться, а в уроке, как и в любой деятельности, мне, безусловно, интереснее ошибки, нежели правильные ответы)».

    См. ссылку http://sch207.minsk.edu.by/ru/main.aspx?guid=8493
    Очень полезная статья о том, КАК надо проводить так называемые неподготовленные уроки. О, безгрешный!

Обсуждение - Оставьте комментарий