20-24 октября. Конец первой четверти

Последняя неделя четверти – это всегда нечто более концептуальное, чем весь остальной учебный процесс. Мы подводим учебные итоги сравнительно большого этапа работы, все живем в преддверии каникул, и, конечно, ореол святости последней пятницы четверти никто не отменял (феномен последней пятницы появился и устоялся в моем учебном сознании еще в Минске: каждую последнюю пятницу четверти мы устраивали музыкальные посиделки со сладким столом, приглашали гостей – выпускников, студентов, учителей, родителей – и презентовали своими силами созданный какой-нибудь видеоклип). Мания снимать видеоролики от меня никуда не делась, и посему конец первой учебной четверти на новом месте мы тоже хотели сделать знаковым. Забегаю вперед: знаковым он и получился.

Часть 1. «Кино и музыка»

Говорить о громких учебных итогах пока нелогично: мы не так давно здесь работаем. К тому же у меня есть одно неприкосновенное правило в системе аттестации: я не имею права требовать того, чему я не учил. Поэтому в первой четверти относительно отметок стараюсь быть предельно лояльным: я принял эти классы от других учителей и о стиле работы и накопленной с предыдущими наставниками знаниевой базе могу только догадываться, ибо сам не видел. Посему сейчас моей задачей было, в первую очередь, осмотреться и запустить новый рабочий процесс. Процесс запущен – первые результаты его начнут проявляться постепенно. Поэтому традиционно говорю себе и всем: терпение и время. Педагогика – наиболее показательная дисциплина, в которой между «посеял» и «сжал» дистанция может быть огромной. Единственное, что скажу: в отличие от городских школ, закончили мы все без «троек» (и даже «четверки» были делом весьма эпизодическим: все-таки в каждом классе мало людей и дети приучены каждый урок быть готовыми к тому, что придется отвечать, писать, вообще работать). На финише порадовал одиннадцатый класс, который в последних орфографических работах подтянул себе баллы по русскому языку. В восьмом классе (о нем я уже много сказал в предыдущей публикации) Миша героическими усилиями вытянул четвертную девятку по литературе (хотя признавался, что больше «пяти» по этому предмету пока не имел). Так что учебное своим чередом.

Обратить внимание я хочу вот на что. В течение этих двух месяцев (особенно в контексте того, что у нас появилась музыкальная гостиная) мы периодически старались заводить с детьми разговор о музыке и о кино (точнее, об авторах, исполнителях, актерах да режиссерах): все-таки отмененную МХК нужно как-то компенсировать. Так вот, Дмитрий Маратович на уроке в седьмом классе выяснил ужасающие вещи: фамилии Бетховен, Моцарт, Мусоргский (можно ближе и проще: Крутой, Хворостовский, Агутин, Пахмутова) народу мало о чем говорят (что мы лукавим – ни о чем не говорят). На вопрос, о каких композиторах они слышали, не задумываясь выпалили Стаса Михайлова и Дениса Майданова. Более того, дети не представляют себе, кто такой Гарри Поттер. В восьмом классе Аня удивила меня, сказав, что не знает Винни-Пуха и Дядю Фёдора. В общем, так самая пресловутая «хіба ў грунтоўным» даёт о себе знать.

Поэтому ближе к каникулам мы вознамерились эту брешь активно латать. Вообще отныне возведем в ранг обычной практики давать детям на каникулы список фильмов, которые они должны (могут) посмотреть, и список музыки, которую стратегически необходимо прослушать. Все-таки в жизни есть некий «культурный прожиточный минимум» (или «гуманитарная потребительская корзина»), который обязан освоить любой человек, чтобы человеком зваться (ну, и чтобы уметь худо-бедно поддержать любую светскую беседу).

Кстати, Дмитрий Маратович мне рассказывал, что уже знакомый нам преподаватель химии, работая индивидуально с учениками, при подготовке к ЦТ (подчеркиваю: ПО ХИМИИ) дает своим подопечным для чтения и обсуждения произведения классической русской и зарубежной литературы. то есть в процессе (или после – я не знаю всех тонкостей ремесла) изучения материала по химии они обсуждают, к примеру, «Униженных и оскорбленных» Достоевского. И поэтому, между прочим, собственно репетиторские дети просят разрешения приводить с собой на занятия друзей, которые тоже не прочь приобщиться к классике. Учитесь, методисты!

Так вот, вернусь к исходному посылу. Для каждого класса (мы взяли пока старшие, в которых ведем) мы заготовили подобный ликбезовский список, исходя из харизмы самого класса: 11-ый класс слушал «J:Морс» и смотрел «Ландыш серебристый» Тиграна Кеосаяна да «Аврору» Оксаны Байрак; 8 класс слушал Scorpions и смотрел «Белого Бима» в дополнение к «Авроре» (плюс, конечно, «Простоквашино» с «Винни-Пухом» да экранизацию «Двенадцатой ночи» Шекспира подкинул, той, которую выбрали на каникулах читать); 7-му классу (Андрей и Вадим из седьмого класса под руководством Дмитрия Маратовича учатся играть на гитаре), раз такое дело, мы единогласно предложили обратиться к истокам – слушать The Beatles, а смотреть, разумеется, Гарри Поттера; своему пятому классу я прорекламировал «Мэри Поппинс, до свидания», из которой много песен на посиделках мы уже спели.

Вообще тут на карандаш просится еще одна идея. Если посмотреть на вещи глобально, то в рамках школы можно организовать киноклуб, где мы с детьми будем смотреть и обсуждать знаковые для отечественного и мирового кинематографа фильмы. А в дальнейшем можно замахнуться и на кружок по мировой художественной культуре: изучать – хотя бы ознакомительно – историю искусства разных эпох, вернуться, так сказать, к советской пролеткультовской идее (причем необязательно привязывать ее к конкретному возрасту или классу – занятия можно сделать открытыми). Но это уже мысль из разряда «закатай губу». Но мысль записал.

Часть 2. «Рекламы»

На самом деле, всю последнюю неделю четверти мы провели на съемках. Дело в том, что в прошлую пятницу мы с коллегой объявили конкурс реклам (помните: тот, который пришел нам в голову месяц назад). Задачей детей было за выходные подумать, что и как они будут рекламировать. И по приезде мы сразу приступили к реализации творческих задумок. Скажу сразу: задумок было много, поэтому период с понедельника по пятницу у нас превратился в один сплошной съемочный день (даже спортивные секции и музыкальные гостиные отошли на другой план). Но игра стоила свеч – на финальных посиделках мы устроили настоящий Вечер пожирателей рекламы (эдакие Жилиховские львы). Дети и учителя накреативили 25 минут чистого видео, и в последний день мы устроили настоящую регламентированную битву (было избрано непричастное к съемкам жюри, перед экраном собрался полный зал зрителей). Вот как это выглядело:

В конкурсной программе были представлены рекламные ролики 3, 4, 5, 7, 8, 10 и 11 классов, плюс видео от нас с Дмитрием Маратовичем являло собой показ внеконкурсный. Спешим поделиться с вами работами этого сезона пожирателей рекламы.

3 класс. Третий класс рекламировал магазин, в котором можно приобрести не только книги и разного рода учебные принадлежности, но и – при желании – маленьких детей. Одиннадцатый класс внес свою творческую лепту в опус малышей.

4 класс. Четвертый класс говорил о дисциплине. Если у вас в классе «хромают» порядок и послушание, вам сюда.

5 класс. Мои черти подготовили презентацию ювелирного магазина, который плавно переходил в косметический. Плюс они первые, кто использовал формат «СТЭМ со звездой», пригласив в ролик неподражаемого преподавателя физкультуры Н.Ф.

7 класс. Мы так уж договорились, что, коль я значусь в организаторах конкурса, я не должен помогать своему классу, чтобы со стороны это не выглядело нечестным. А другому классу – так пожалуйста. Моя драматическая роль случилась здесь, но ценность этого ролика, в первую очередь, в том, что весь текст, сценарий был написан самими детьми, более того, за камерой в качестве оператора и голоса за кадром находился наш самый фольклорный молодой человек Андрей.

8 класс. На этом примере можно было посмотреть, что значит авторские классы. Все-таки есть коллективы, сильные и яркие сами по себе, а есть те, яркость которых во многом результат работы классного руководителя. Восьмой класс показал, как слаженно работает настоящая банда, и сняли целый «Ералаш». Впрочем, «ералашевость» – это особенность харизмы данного класса, как мне кажется.

10 класс. Эти ребята сделали самый глобальный ролик, превратив рекламу в лирический фильм. Четыре минуты – для рекламы, конечно, неформат, но смотрится на одном дыхании.

11 класс. Самые старшие герои оставались героями до конца. Снимали вечером, в темноте, когда школа уже затихла и признаков жизни не подавала. Но виват всем нам, что находятся еще классные руководители, готовые торчать до ночи со своими ребятками, чтобы те сняли классный ролик для конкурса.

Bonus. Сергей Сергеевич и Дмитрий Маратович сделали небольшой рекламный калейдоскоп – филологическую склейку на тему того, как нелегко живется новичкам в суровой сельской реальности. Ну не могли же мы ударить в грязь лицом перед собственной молодежью!

По итогам голосования жюри тройка призеров выглядела так:
1 место – 7 класс
2 место – 10 класс
3 место – 8 класс
(картина, которая очень обидела одиннадцатый)
            Зрители же проголосовали по-своему:
1 место – 10 класс
2 место – 11 класс
3 место – 7 класс
(так что приз зрительских симпатий ушел влюбленным и картошке)

Часть 3. «Посиделки»

Финальные посиделки – это когда все вместе. В самые яркие дни моего минского этапа работы нам удавалось собрать 89 человек посидельщиков (пересчитывали по грязной посуде). Но это городские классы плюс выпускники. Как собираются здесь, мы не представляли, но задумали такую программу. Пятничный вечер включал в себя три отделения: кулинарный мастер-класс и совместное приготовление какой-нибудь вкусности учителями и детьми, смотр-конкурс рекламных роликов и собственно вокальная часть.

Силами педагогов нашей школы, работников столовой и наших детей мы дружно загрузились в кухню, и первому этапу был дан старт. Под руководством социального педагога (человека, в которого мы с Дмитрием Маратовичем все больше и больше искренне влюбляемся) Ж.Н. самые активные и трудолюбивые девчонки пекли пампушки. Все остальные накрывали на стол, учителя разливали чай – в общем, наш большой муравейник зашевелился.

Про часть с рекламами пропущу: о ней уже сказал. Хочу незамедлительно к вокальной. Вы слышали, как поёт вся школа? Учителя, ученики, рабочий персонал, родители? Честно, сложно было передать ощущение эстетического экстаза от «Купалинки» хором на четыре голоса. Я сделал для себя уйму открытий в первые 15 минут распевки. Я не знал, что у нашей учительницы немецкого языка Г.С. шикарный, золотой, лирический голос. Я не знал, что старшие и младшие в 2014 году могут вокально биться в формате «Ляпис Трубецкой» против Юрия Антонова. На следующий день после посиделок Ульяна из 7 класса, делясь впечатлениями с подружкой, скажет: «Так даже на похоронах не пели!» (высшая похвала в деревне). Официального видео мы, конечно, не снимали, но, чтобы передать хотя бы сотую долю атмосферы:

Момент, на котором мы с Дмитрием Маратовичем поздравили всех нас с большой победой. Первой, но большой победой. Эта школа живет по канонам макаренковского трудового лагеря. Это их большая жизнь: они существуют вместе, они готовят вместе, и они поют вместе. Всех с каникулами. Будьте теплее (и, как минимум, в четыре голоса).

P.S. Как в классических фильмах с Джеки Чаном, после большой работы в кадре следует своеобразный бонус для зрителя – режим закадровой съемки. Мы тоже решили поделиться некоторыми эпизодами рабочего процесса, не вошедшими в официальный фото- и видеоряд. Некоторых моментов отсюда до сих пор не видели даже мои ребятки.

3 Responses to “20-24 октября. Конец первой четверти”

  1. Очень интересно. Легко читается

  2. Физрук зачетный :)

  3. Ваш блог — хороший пример креативности молодых учителей! Надеюсь, что ваш энтузиазм разбудит дремлющий потенциал таких же интересных задумок, идей, наблюдений!

Обсуждение - Оставьте комментарий