20 – 26 декабря. В поисках чуда

Совершенно сознательно начинаю эту дневниковую неделю поперек календаря – с субботы: иногда логика сюжета важнее хроникальной привязки. Так уж получилось, что финальная неделя календарного года в Жилихово началась на один рабочий день раньше официальной датировки. Финальная по пафосу, по эмоциональному подъему и, конечно, по новогоднему настроению. Зимы мы ждать отчаялись, а потому провайдерами новогоднего настроения стали воплощенные нами глобальные задумки и люди, благодаря которым эти задумки стали явью. Удивительно, что всё чудесное и невероятное сбежалось как раз в эти, самые нужные, шесть предновогодних календарных дней. В это время, по старой детской традиции, приспело бы чуду явиться. И всегда очень отрадно, когда это чудо стучится именно к тебе.

 20 декабря. День ринго

В субботу, 20 декабря, мы смогли осуществить уже давно задуманную бомбу: в Жилихово встречали почетных гостей. К нам приехал президент Белорусской федерации ринго, чемпион мира по ринго в своей возрастной категории, заведующий кафедрой физвоспитания Лицея БГУ Иван Иванович Колтун, который вместе со своей помощницей Маргаритой Суворовой провел у нас в школе презентацию ринго, открытую тренировку для всех желающих детей, а также показал мастер-класс – сыграл с детьми несколько партий. Дело в том, что с федерацией мы заговорили о мастер-классе еще тогда, когда наши ребята впервые сыграли в Минск-Арене, и закинули удочки приблизительно на конец четверти. Конец четверти близился – приходило время раздавать сестрам по серьгам.

Праздника ждали уже с утра. На волне знаковых для спортивно-образовательной среды событий у нас прошел первый в истории учебного заведения Чемпионат школы по ринго.  Для того чтобы размяться и проникнуться боевым духом увлекательной игры, с 9.00 утра мы начали разыгрывать медали в младшей группе среди юношей и девушек. Дорога из Минска в Жилихово не самая короткая, поэтому, не теряя времени, мы позволили нашим младшим определить сильнейшего. И уже малыши задали тон ожесточенным спортивным баталиям (пусть первые места и остались за пятиклассниками – самыми старшими в младшей группе).

Почетные гости начали оправдывать ожидания без долгих церемоний. Буквально сразу по приезде президент федерации собрал всех учеников и учителей в аудитории для презентации игры, рассказал об истории ринго, пояснил нюансы правил и показал видео с разными тактическими командными фишками.

После этого, уже на эмоциональной волне встречи с новыми людьми, наши дети побежали в раздевалки спортзала готовиться к открытой профессиональной тренировке от мастеров БГУ. Иван Иванович взял на себя старшую группу, а его ассистентка Маргарита – младшую. И это было не показательное выступление для фотокамер – Белорусская федерация ринго устроила настоящую проверку на выносливость нашим юным спортсменам, показав все тонкости полноценной разминки перед выходом на соревновательную площадку.

После тренировки мы пригласили наших гостей посмотреть соревнования в старшей группе. Отрадно заметить, что Иван Иванович делал для себя какие-то заметки, раздавал подсказки играющим ребятам (то есть можно сказать, что наших детей «взяли на карандаш» для будущих сражений). Через некоторое время школа узнала своих героев. Что среди юношей финал разыграют Денис и Никита из 10 класса, мало кто сомневался. Но, например, победа Вики из 9 класса для меня стала большой неожиданностью. День спортивных удивлений и открытий себя оправдывал.

После матчей за первое место случилась незапланированная часть встречи. Сам президент федерации вышел на площадку и сыграл с лучшими игроками несколько партий (как с глазу на глаз, так и в парах да тройках). В общем, все были безумно довольны произошедшим и восхищены, насколько простым, непафосным и приятным в общении может являться важный, влиятельный человек. Награждение победителей мы отложили на праздничный новогодний вечер 26 декабря.

А здесь я хочу отдельно остановиться на том, кто приехал, и тех, к кому приехали (ведь лично я отправился из города в поисках людей и продолжаю и продолжаю их находить). Если бы мне десять лет назад сказали, что главным человеком в моей работе по линии «дети и спорт» станет Иван Иванович, я бы как минимум улыбнулся. Но за всё время моей работы в школе он и федерация ринго сделали для моих детей больше, чем вся система образования в целом. Казалось бы, человек далеко не медийный (как полагается президенту федерации) и слишком простой для разной показательной тусовки, но его преданности делу остается только позавидовать. И тем, с каким рвением и самоотверженностью он поднял федерацию, и тем, как скромно, без претензии называться новатором года он из сезона в сезон приводит в этот спорт новых детей, я буду восхищаться вечно. Он готов срываться в любой день и ехать в любую точку земного шара, где он и его игра могут быть полезны. Альтруист и подвижник, Иван Иванович Колтун вместе со своей командой сегодня подарил нам праздник.

Кстати, по случаю приезда почетных гостей у нас в Жилихово накрыли (как мне сказали) «скромненький стол». Я видел его одним глазом: там было всё. Всё, что может вообразить себе человеческая фантазия. Это даже не стол – накрыли комнату. Соленья, варенья, курица, сало, колбасы, картошечка, салатики – я тут подумал: какой, к черту, на дворе кризис! Этим людям ничего не страшно. Такой гостеприимности, широте и размаху можно только поражаться. Сергей Сергеевич тут ни при чем – Сергей Сергеевич в стороне. Конспектирует. Я же ведь всё о людях. Я обожаю этих людей.

24 декабря. «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» Финал

Следующая волна, которая накрывала школу в предновогоднюю неделю, – волна интеллектуальных игр (о том, как состоялся почин, мы писали в предыдущей публикации). В среду же, 24 декабря, случился финал – главная игра первого сезона ЧГК в нашей школе. Во время отборочных туров мы сформировали из детей команду школы, которой в канун Рождества предстояло сразиться с мощной сборной учителей (возглавляемой директором школы), вероятно в таком формате участвующей тоже впервые.

Вообще мероприятия, в которых совместно, на равных правах участвуют учителя и ученики, безгранично сплачивают коллектив, то есть не когда учителя готовят, а дети участвуют, а когда вместе, друг против друга или смешанными коллективами. (Кто был в лагере, вспомните спортландии «вожатые против пионеров»; у нас в Лицее БГУ подобная практика была постоянной.) Поэтому столкнуть лбами в интеллектуальной борьбе наставников и подопечных нам хотелось очень давно. Создавать ощущение семья – чем, если не этим, заниматься в школе (особенно в той, в которой всего-то полсотни детей)?! Тем более очень приятно, что все откликнулись сражаться и отнеслись к игре не как к простому развлечению – поединок прошел очень напряженно. (Включаю шаблонного футбольного комментатора.) В упорной, бескомпромиссной борьбе победу одержала команда учителей – 7:6. Впрочем, помним: в процессе важен процесс, посему просто оцените атмосферу.

В этом сезоне большой нашей удачей стало сотрудничество с белорусским интернет-магазином OZ.BY. Команда этих людей заинтересовалась всем, что у нас происходит, и поддержала проект, организовав нашим знатокам призовой фонд – все дети получили в качестве подарков замечательные издания и детской, и научно-популярной литературы.

Так что почин «интеллектуальные игры – интеллектуальные подарки» поддержан. «EDU.topia» выражает огромную благодарность коллективу OZ.BY за помощь в организации игр «Что? Где? Когда?» в Жилихово (отчет на странице OZ.BY Вконтакте можно посмотреть по ссылке) Еще мы договорились, что сову лучшего игрока всегда будет получать игрок команды учеников (делаем же все-таки для детей). Так вот лучшим игроком в этом сезоне признали Катю из 10 класса, следовательно, в следующей четверти именно она получила право выводить собственную команду на бой (мы верим, что игры ЧГК в нашей школе – это уже традиция).

А вот это наша дружная команда. Новое поколение выбирает интеллектуальные игры.

23 декабря. Снится сон (Интернат)

К описанию следующего дня нашей волшебной недели подхожу с особым трепетом. Долго не могу сесть сформулировать, чтобы не промахнуться. Чтобы не ошибиться в эмоции, точнее, в ее силе. Передавать словами такое трудно: оно остается в душе, где-то в самых сакральных ее коридорах, и очень нехотя облекается в текст. Но это событие, пожалуй, стало для меня поворотным в моем понимании своих детей, в моем понимании того, что же нам тут нужно делать. Опять нарушаю хронологию – от дневника здесь останется только форма, ­– просто хочу выстроить события в порядке значимости.

Странно так бывает. Живешь себе в Минске, периодически видишь всякие благотворительные акции, флешмобы, телевикторины и прочее. А приезжаешь сюда, в Жилихово, и понимаешь, что благотворительность (стремление творить благо) здесь не акция, а образ жизни. Здесь нельзя по-другому, по-другому тебя просто не поймут. Во вторник мы ездили в Копыльскую вспомогательную школу-интернат для детей, оставшихся без попечения родителей (если я вру официальное название, поправьте меня, но это сейчас важно), поздравлять их с Новым годом. И, как всегда, нашли для себя больше, чем отдали.

Радовать детей, лишенных родительского тепла, в Жилиховской школе давно традиция. Наши волонтеры всегда с удовольствием и трепетом ждут предновогодних дней, чтобы снова отправиться в свой личный крестовый поход проверять себя на прочность нервной системы (потому что нельзя оставаться безэмоциональным, когда ты переступаешь порог подобных заведений) и дарить радость окружающим. Школьники и педагоги приезжают в интернат с концертной программой и подарками и стараются сотворить для детей маленькое посильное чудо. Ведь, по совести, так просто стать праздником для человека, находящегося рядом с тобой. Если хочешь чуда, сам стань этим чудом (кто еще в жизни не видел, бегом смотреть «Брюса Всемогущего»).

В этот вечер мы были большая дружная команда – «Дед Мороз и эльфы». Честно признаюсь: мне много раз доводилось работать на новогодних утренниках, праздничных сказках и концертах, но Дедом Морозом я впервые. Так вот – скажу я вам – сам антураж праздника уже делает вас волшебниками. В этом костюме (помимо того, что он умножает твое физическое тепло на десять) есть что-то мистическое. Переодеваясь в самого любимого детского персонажа, ты не имеешь права не соответствовать.

За любым добрым делом, безусловно, стоят люди. Александр Солженицын в «Матрёнином дворе» обыгрывал фразу «не стоит село без праведника». Так вот за последние полгода я тоже узнал людей, без которых не стоит село, людей, на которых земля держится. Каждый год такое чудо для детей возможно благодаря стараниям нашего педагога-организатора, учителя начальных классов, которая каждый день дает детям заряд позитива и ежеминутно отпечатывает в наших головах мысль о том, что вместе лучше, чем порознь. Социальный педагог, которая научила нас прописной евангельской истине: все люди хорошие, все дети хорошие, просто кому-то не хватило понимания, кому-то любви, кому-то счастья – самый мудрый подход, который только может быть в общении с людьми. Также я хочу сказать огромное спасибо семье Крючковых, которая в Минске координировала сбор игрушек для интерната.

По дороге, пока мы ехали в Копыль, я рассказал детям кусочек из монолога «Письмо Деду Морозу» (спектакль коллектива «Квартет И» «Песни и письма мужчин среднего возраста времен караоке, дорожных пробок и высоких цен на нефть» — всем очень советую). Так вот там были такие строки: «Дорогой Дедушка Мороз! Спасибо тебе за то, что ты добрый. А потому несправедливый. Тебе один ребенок прочитал стишок хорошо – ты ему подарок, другой плохо прочитал – ты ему тоже подарок. Это же абсолютно несправедливо! Но так правильно. Спасибо тебе, что дал мне понять: доброта важнее справедливости» (официальной видеоверсии спектакля нет, но монолог можно прослушать по ссылке). Пожалуй, это главная цитата прошедшего полугодия. Вероятно, за ней я так долго гонялся.

Веками доказано: чем больше ты отдаешь, тем больше получаешь взамен. Подобные поездки одинаково важны как для маленьких, к которым мы приезжаем, так и для больших, которые приезжают. Любой душевный порыв нужно постоянно поддерживать и периодически разжигать, как огонь, который так важно сохранять внутри каждого из нас. Когда маленькая девочка из интерната рассказывала Деду Морозу (мне) стихотворение про маму, я мельком глянул на своих эльфов и Снегурочку: девчонки дружно ревели, утирали слезы рукавами, но продолжали мужественно стоять в той роли, в которой они сюда приехали. Как сказала мне одна из старшеклассниц, «в этот момент мне хотелось усыновить их всех». А я в ту самую секунду еще раз поймал себя на мысли, как же я безумно люблю всех своих детей. Это уже другой уровень отношений, восприятия друг друга. Второе полугодие мы начнем при совершенно иных исходных. Сегодня мы перешли на качественно новую ступень.

Ах, да! «Дед Мороз и эльфы» в портретах:

И еще одна музыкальная находка в тему дня:

26 декабря. Финальные посиделки

Ну, казалось бы, что еще можно придумать? Чем крыть будем? На интернате нужно было заканчивать четверть с криком «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» Но нет, 26 декабря, в последнюю пятницу четверти, состоялись традиционные (хотя в итоге получились не совсем традиционные) финальные посиделки четверти. Не совсем традиционные потом, что, помимо финальных, они были еще и новогодними плюс финальными за первое полугодие. Так что подходило время итогов. В пятничный вечер мы собрали мероприятие три в одном: и новогоднее, и финальное, и концептуальное.

Вначале это был классический новогодний капустник, с награждением победителей чемпионата школы по ринго, слайд-шоу о нашей жизни во второй четверти, песнями, сценками (мои младшие сделали постановку отрывков из сказки «12 месяцев», Андрей из 7 класса представлял очередное видеотворение) – в общем, всё по законам жанра (даже аппаратура отказала эпично, пафосно, в традициях финальных вечеров).

Затем молодежь перешла к танцевальной части. Дискотеку мы сделали в формате летних лагерей, с записками, поздравлениями, посвящениями и открытым микрофоном. Венчалось всё действо тем, что по пионерским каноном называется «свеча»: все собрались в холле школы, выключили свет, зажгли свечи, сказали друг другу теплые слова и попели под гитару да клавиши.

Знаете, я боюсь показаться нескромным, но вы можете представить себе состояние, когда у вас ВСЁ ПОЛУЧАЕТСЯ. Вообще всё задуманное. Я к концу 2-ой четверти был совершенно в таком лирическом настрое. А прошло ведь только полсезона. Пол уникального, сумасшедшего сезона в прекрасном, спонтанном, романтическом и очень настоящем проекте, флагманом которого стала Жилиховская школа. Пожалуй, за эти полгода мы осуществили всё, что задумывали (а местами, порой вдруг, даже больше). У нас были клипы, концерты, ринго, ЧГК, поездки, посиделки, трудовые десанты, медийные площадки и даже брендовые спонсоры. Но самым главным по-прежнему остаются люди, которые тебя окружают, ради которых тебе хочется раз за разом творить, выдумывать, подрываться среди ночи и оголтело метаться в поисках нового чуда.

В пятницу мы отыграли последнее мероприятие в уходящем году – новогодний праздничный концерт и посиделки. Это наша новая большая семья. Это наша крепкая, надёжная команда. Спасибо, ребята.

Последней песней посиделок мы с Дмитрием Маратовичем выбрали «Ангеля-хранителя» Игоря Крутого: «В небе ночном на исходе лета // Ярких жемчужин рой.// Не покидай, сотканный из света Ангел-Хранитель мой!» (посиделки не снимаются на камеру, поэтому финалим последней песней концерта с эпичным отказом аппаратуры)

8 Responses to “20 – 26 декабря. В поисках чуда”

  1. Эмоции просто переполняют меня! Какие же вы молодцы! Это так замечательно, что существуют такие энтузиасты! Большой вам поклон! Скажите, пожалуйста, Вам приходится отказываться от личной жизни или в этой блестящей суматохе Вы умудряетесь быть прекрасными везде? От много ли вообще нужно отказаться, чтобы суметь так вырваться? Спасибо.

  2. Есть закон: тот, с кем ты работаешь в данный момент, должен стать смыслом твоей жизни. Только в этом случае у вас есть шанс получить в итоге что-то путное. Так что полное включение: сто из ста, двадцать четыре из двадцати четырех. Иначе и не стоит начинать. Разговор о ста процентах человека (http://edutopia.by/2014/01/02/nedomyisl-3-teoriya-sta-protsentov-cheloveka/) мы уже заводили не раз.

  3. То есть, раз уж Вы показываете мастер-класс, хотите сказать, что вы бросили жену и детей (иное семейное положение), чтобы уехать в деревню?

  4. Боже упаси мне кому-то показывать мастер-класс! Мы учиться приехали, а не учить. Это проект исключительно наблюдений за собой, системой образования и собой в системе образования.

    А к личной жизни он вообще не имеет отношения. Это разговор о концентрированной профессии, о возможностях молодых специалистов, романтике и энтузиазме. Так что не будем путать темы.

  5. Как же не имеет? Если 100% здесь, то в другом месте ничего! Получается, что люди семейные и с отношениями просто при всем желании не могут так работать!
    Спасибо Вам! Будем думать!

  6. Вы сейчас из нас сделаете противников семейных ценностей! Я совершенно не против крепких семей с кучей детишек и разными дружными праздниками. Более того, я преклоняюсь перед людьми, у которых получилось совместить успех в профессии и роль заботливого родителя.

    Я веду к тому, что победа на одном фронте неизбежно ведет к потерям на другом. Чтобы чего-то добиться, нужно чем-то пожертвовать (или, в крайнем случае, это «что-то» отложить до лучших времен).

  7. не слушайте Сергея — он упорно максимализирует данную проблематику :) На его месте я бы не стал так рьяно подходить к слабо изученному вопросу

  8. Правильно! Не слушайте меня! Делайте свои, интересные, персональные проекты, подходящие вам по стилю, философии и харизме!

Обсуждение - Оставьте комментарий