22-27 сентября. Начало работы

К последней неделе сентября мы узнали, что «на картошку» нас все-таки не отправят, т.е. все сельскохозяйственные работы в совхозе окончены без нас. Почему это важно? Дело в том, что с самого начала учебы мы работали в ожидании двухнедельного перерыва-пленения клубневыми. Нелогично планировать какой-либо цельный образовательный механизм, зная, что в любой момент ученики будут выдернуты из процесса на полмесяца и, учитывая то, что новый сезон только начался, разумеется, забудут всё, что успели перехватить в первых числах сентября. Поэтому свои календарные раскладки чертили мы с опаской, боясь вписать какую-нибудь контрольную работу, ибо, чуть что, все равно пришлось бы планировать заново. И вот наконец мы начали твердо стоять на своем учебном расписании, поэтому настала пора приниматься за дело системно. Еще раз акцентирую внимание: работа как таковая началась на последней неделе сентября (по официальным календарным планам, выпущенным Министерством образования, к этому моменту мы уже должны были завершать первую тему).

ЧТЕНИЕ

В первую очередь необходимо было браться за технику чтения моих младших, ибо внутри класса (коего состав – всего шесть человек) между читающими бегло да выразительно и читающими медленно да монотонно пропасть. К тому же проблема многих – в невнимательности и неусидчивости. У пятиклассников слишком много двигательной энергии, чтобы заковать ее в кандалы сорока пяти минут урока, поэтому они качаются на стульях, машут под столом ногами и  используют линейки и карандаши в качестве фехтовательных орудий.

Для начала в пятом классе, где мне были предложены факультативные часы, я взял факультатив не по языку (как обычно берут: все-таки язык сложнее литературы, как ни крути), а по литературе. Вообще советую всем учителям, для которых техника чтения детей не пустой звук в пятом классе дополнительные занятия завязывать не вокруг языка, а вокруг литературы. Для ребенка чтение – определяющее учебное умение (дети читают не только на уроке литературы – фактически по каждой дисциплине нужно читать параграфы учебника), и, если этот механизм будет барахлить, школьная жизнь на ближайшие пару лет превратится в мучение, соответственно, кроме отвращения, ничего вызывать не будет. Официальная факультативная программа называется «Увлекательное путешествие в мир литературы», но мы, конечно, на первых порах будем учиться читать, чтобы в этот мир увлекательно путешествовать.

Поэтому на грядущий четверг (25 сентября) мы подготовили детям несколько упражнений на постановку правильного читательского дыхания, развития интонации и расширения поля чтения. Сразу оговорюсь, что тактику обучения чтению и корректировки этого навыка мы почерпнули из работ М.И.Омороковой, вот некоторые из них: «Основы обучения чтению младших школьников», 2005; «Чтение в начальных классах», 2003; «Совершенствование чтения младших школьников», 1999. Книжки в свою очередь достались мне в наследство от мамы, Ирины Михайловны Стремок, которая всю жизнь занималась русским литературным чтением в белорусских школах (под эту категорию как раз подпадает наша школа) и является автором учебников по чтению для начальных классов (так что здесь мне есть на кого равняться). Ниже привожу образцы подобным упражнений.

Упражнения на дыхание, интонацию

Упражнение на развитие поля зрения

Упражнения для развития навыка чтения

Мы с Дмитрием Маратовичем (всю внеурочную работу, невзирая на то, на кого она записана, проводим на пару) растасовали детей на группы (т.е. исходные шесть еще разделили, чтобы работу максимально приблизить к индивидуальной) и с каждым выполняли разные «технические» задания, начиная с элементарного зрительного числового квадрата (задача испытуемого – не отрывая взгляда от цифры 1, расположенной в центре, найти все остальные цифры, а потом рукой нарисовать траекторию движения собственного периферического зрения):

Числовой квадрат

Наверное, это были самые полезные 45 минут, которые мы провели здесь за последний месяц: дети работали, работа ладилась, мы поддерживали хороший темп, и при этом никому не было скучно. С Максимом (пока самая слабая техника чтения) мы договорились, что каждый день хотя бы на полчаса мы будем забирать его из продлёнки и вместе вслух читать литературные отрывки (в этом деле главное пока – практика, поэтому будем нарабатывать пресловутый читательский опыт).

Но, кроме чтения, я уже хотел закинуть удочки на возможное создание команды для интеллектуальных игр (в наших планах к новому году провести две игры «Что? Где? Когда?»: одну в младшей группе и другую большую, показательную – ученики против учителей). Поэтому днем ранее мы принесли нашим пятиклашкам задания на творческое мышление (и слегка на интеллектуальное развитие). Содержание их было таким:

1. Дорисовать рисунок по заданному элементу.

Рисунки

2. Придумать предмет или явление, которое можно одновременно описать двумя признаками (например, что может быть одновременно ПУШИСТЫМ и ЗЕЛЁНЫМ, ПРОЗРАЧНЫМ И ГОЛУБЫМ и т.д.)

3. Расшифровать слоговые анаграммы (т.е. перепутаны не буквы, а слоги)

Слова

4. Придумать предложение из четырех слов на одну и ту же букву.

5. Продолжить сказку.

Не буду анализировать всю картину: это будет скучно и будет походить уже на серьезное психологическое исследование, а не на публицистический пост. Поделюсь только наиболее любопытными ответами. В задании, где нужно было дорисовывать полный рисунок на основе элемента, помимо банальных домиков и облачков, мне бросились в глаза три идеи: в пересеченных треугольниках увидеть рыбу, в пятне – свет от лампы, а в недорисованном треугольнике – клюв птицы (и дорисовать к нему всю птицу). Полюбуйтесь:

Разумеется, у кого-то даже не получалось подступиться к некоторым типам упражнений и, безусловно, пока рано оценивать творческий потенциал этих ребят, но, когда в задании на составление предложения, где все слова начинаются с одной буквы, мы получаем «Кира кусала кусок кренделька», или «Денис дал Данику драник», или «Северная собака сидит сама», здесь есть с чем работать и работать нужно. Впоследствии мы получим неплохую креативную группу.

Чтобы завершить аналитический этюд, касающийся творческого мышления, приведу продолжение сказки, которое составила (причем совершенно с ходу) одна из наших пятиклассниц. Начало сказки было такое:

Жил-был врач в сельской местности. Был у него дом, а собаки не было.

Однажды он ушёл на вызов к больному, а вместо собаки оставил банку с краской. А тут как раз решил залезть в его дом вор…

Вот что мы получили (орфография и пунктуация автора сохранены):

Токо вор хотел зайти в дом вдруг на вора вылилась краска в доме остались следы вора как он хотел украсть драгацести. Приходит врач домой видит а краски нет пошол врач в гастиницу видит следы по каврам следы красные и врач тут же дагадался што у него б вор и врач тут же поехал щенка купил щенка врач вырастил врач щенка в бальшую сабаку. Однажды уехал врач на ложный вызав а сабака стоит и охраняет дом. Идёт вор к врачу домой думает украду што небудь а собака тем временем лежал и как толька вор показался так и улетел со страху. Приходит врач дамой видит собака охраняет дом и с тех пор врачу не проникали воры.

Этот поток необузданной фантазии и творческой энергии нам еще предстоит пускать в какое-нибудь русло, но пока механизм запущен, а значит, с почином нас, господа!

Кстати, с двигательной активностью на уроке мы тоже потихоньку начали справляться. На помощь пришла (взамен классической физкультминутке типа «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали») игра в статуи. За пять секунд дети должны разбежаться по классу и замереть в какой-нибудь позе. Учитель называет два имени, и ребята, чьи имена названы, должны быстро поменяться местами и принять позы друг друга. Постепенно темп игры ускоряется, и за три минуты такой разминки дети получают возможность «выбегаться». Какой-нибудь гораздо более канонический «Летел лебедь» здесь не подходит: для через силу сидящих на уроке пятиклассников он слишком статичный. А подобная беготня производит эффект поднятой крышки закипевшего чайника: в середине урока мы выплескиваем накопившуюся энергию и получаем возможность усидеть еще 20 минут. Но это только до следующей перемены. А потом… «Сергей Сергеевич! Давайте поиграем в статуи!»

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ

Наконец мы разобрались со всей документацией, заполнили нужные журналы да планы, получили стационарное расписание – теперь было уже уместно заниматься надстройками, т.е. кружковой работой. На неделе нам предстояло выяснить, какова ситуация здесь с музыкальной составляющей (про спортивную я уже писал в предыдущих публикациях). Для «Музычнай гасцёўні» как для кружка нам было выделено время – каждый четверг в 16.00. Поэтому, бросив клич по классам да повесив упреждающее объявление, мы стали (или сели) ждать гостей, дабы иметь представление, какой репертуар актуален в маленькой сельской школе, что играет у детей в наушниках и пересекаются ли (хотя бы отчасти) музыкальные пласты, на которых росли мы и они.

Наши ожидания были раздразнены еще на яблоках, когда дети, работая, напевали себе под нос всякое-разное. И вот, возвращаясь с работы обратно в школу, я невзначай услышал от десятиклассников «Я буду помнить» А.Иванова (разумеется, достроив мысленно цепочку «Боже, какой пустяк» – «Ночь» – «Я постелю тебе под ноги небо»). К тому же на горизонте маячил День учителя – нужно было либо выяснять, как обычно его готовят в Жилихово, либо браться да готовить собственноручно.

На первые посиделки мы собрали около 20 человек (держим в уме, что в старшей школе их всего 30, но к нам еще вдобавок набежала продлёнка). Мы с Дмитрием Маратовичем начали с Меладзе (народ его узнал, кстати) – и понеслось. Дело в том, что петь здесь как раз очень даже принято. Все классические школьные даты отмечаются концертами, и у детей есть уже наработанный музыкальный корпус, который кочует из мероприятия в мероприятие. Конечно, про «J-Морс», или Стинга, или Uma2rmaN здесь слышали весьма отчасти, зато все, от мала до велика, наизусть запевают классические военные песни («Катюша», «Журавли», «В землянке»). К вящей моей досаде, песню «Я буду помнить» знают не от группы «Рондо», а из проекта «Голос» (но так часто бывает в современных школах: с первоисточниками проблемы), поэтому компанию в «Боже, какой пустяк» нам никто не составил. С другой стороны, нам, к великому удивлению и безграничной душевной успокоенности, спели «Чистые пруды» Талькова и «Ты моя мелодия»(!) Магомаева (опять же не всегда представляя о существовании собственно Талькова и Магомаева).

Еще в школе есть уже сложившийся, «спетый» (и, видно, гастролирующий) дуэт из одиннадцатиклассницы Алёны К. (кстати, аккордеон как специнструмент) и Саши Б. классом младше (когда-то в детстве клавиши), поэтому в концовке встречи все присутствующие уже затянули четырехголосие. Только один человек внятно представляет творчество «Океана Ельзи» (так что «Без бою» мы тоже поорали), немножко проблематичнее с детскими песнями (про существование фильма «Мери Поппинс, до свидания!» здесь не подозревали). В основном пели то, что услышали в последних музыкальных передачах или сериалах (поэтому финальные «Опустела без тебя земля», «Эхо любви» и «Там, где клён шумит» выдались на славу). Порадовал меня 8-ой класс: Антон фактически наизусть знал «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» (мы на этой волне зацепили «Милая моя, солнышко лесное», но с бардами пока тоже туговато: Окуждава был в новинку). Мы со стороны педагогов презентовали уматурмановскую «Олю из сети» и бессмертный «Апельсин» («Есть у меня один // Маленький апельсин…»), который впоследствии станет гимном наших посиделок и будет петься на открытие и закрытие любых музыкальных форматов.

Как бы то ни было, факт остается фактом: прошел лишь месяц, а у нас строится четыре голоса, дети знают советскую классику и дружно качаются под «Изгиб гитары желтой». Остальное приложится.

НОВЫЙ КОНКУРС

До наступления Дня учителя мы хотели провернуть еще одно испытание. Вообще конкурсы с задействованием фото- и видеоаппаратуры я жаловал всегда: они так или иначе позволяют детям смотреть, всматриваться, видеть разные ракурсы и по мере сил креативить. Впервые подобное мы опробовали еще в лагере в 2007 году: тогда для своего отряда я проводил конкурс, посвященный юбилейной дате нашего оздоровительного центра – «Отпетые гастелловцы». Тогда задачей детей было узнать, где конкретно в лагере находятся сфотографированные нами точки. Сейчас же с Дмитрием Маратовичем мы решили модернизировать формат.

Дело в том, что с момента заселения нашего в Жилихово, мы сами толком еще не обошли деревню, ибо заняты были сначала обустройством быта, затем введением в школьную жизнь, потом дневниками да проектом. Поэтому сейчас настало самое время как раз нам хорошенько осмотреться (особенно если из этого можно вылепить хороший конкурс). В течение недели мы ходили по деревне, пытаясь подметить какие-либо необычные предметы или ракурсы, и фотографировали их крупные планы. Вот парочка таких с ответами:

Задача детей – узнать, где было сделано фото, и самим сфотографировать всей командой на том же месте (полный каталог фотозаданий можно посмотреть здесь – http://vk.com/phyl_almanah?z=album27601309_203496916) Дополнительная сложность конкурса состояла еще и в том, что на команды дети делились не по собственному желанию, а жребием, причем так, чтобы в каждой команде оказался один старший, один средний и один младший школьник (так что, помимо заданий на внимательность, это была еще и игра на сплочение: все-таки между классами даже в маленькой школе дети могут плотно общаться далеко не всегда). Уезжая в субботу в Минск, на выполнение условий конкурса (оценивалось количество найденных эпизодов, скорость и командность, т.е. присутствие всех участников на снимке) мы давали всем играющим три дня, чтобы подведение итогов пришлось аккурат на капустник ко Дню учителя. Кстати, команда учителей тоже вызвалась участвовать и взяла себе маршрутный лист с заданиями. Вопрос: насколько в выходные дни командный дух победит желание спать и смогут ли дети найтись и сгруппироваться во внешкольное время). Но это уже события следующей недели.

Продолжение следует…

P.S. Уважаемые читатели, коллеги и единомышленники! Если у вас есть какие-то вопросы о том, как живет сельская школа, об особенностях организации учебного процесса, о каких-либо проявлениях менталитета, пишите в комментариях – будем стараться узнавать всё, что вам интересно.

3 Responses to “22-27 сентября. Начало работы”

  1. Поймала себя на мысли, что уже которую неделю с ОГРОМНЫМ нетерпением жду очередной заметки. И с тем же огромным интересом читаю. Мальчики, держитесь! Делаете хорошее и правильное дело.

  2. Я прочитала все заметки и не могу не восхититься! Без лишнего пафоса скажу, ребята, что после ваших подвигов не хочется бросать это дело) только столько вопросов: как все успеваете? откуда берутся силы? желание?
    Ну и зависть хорошая тоже присутствует) Удачи!

  3. Только успокоилась, работаю два года репетитором, а вы, ребята, опять всё разбередили. Вдохновения и времени на реализацию творческих замыслов!

Обсуждение - Оставьте комментарий