3-9 ноября. Новенькие

Начиналась вторая четверть привкусом грандиозных ожиданий, уже капитально продуманных учебных планов (все-таки спонтанность нашего заселения сюда помешала толково обставить начало года, и в сентябре приходилось ориентироваться скорее по ощущениям, нежели по строго выверенному алгоритму) и слухами о приближающейся зиме. За каникулы с Лерой из 8 класса и компанией мы успели внеклассно освоить Шекспира и Пушкина, со всей остальной школой провести тысячу тренировок по ринго (в преддверии больших соревнований), а я лично – на время потерять боевого товарища. Дмитрий Маратович уехал на сессию, и мне предстояло переквалифицироваться в «два-в-одном» – учителя русского и белорусского языка.

ВОЗВРАЩЕНИЕ

Но про «два-в-одном» поговорим в следующей заметке, а начать бы я хотел с нового портрета. В восьмом классе случилось пополнение (скорее даже, возвращение). Из ссылки в копыльские ГУО вернулся их бывший одноклассник Богдан (именно так его называют между собой, хотя имя у него другое) Почему событие знаменательное? Дело в том, что всю первую четверть мы с товарищем слышали про восьмой класс примерно следующее: «Ну, да, теперь он хорошо работает, потому что Богдан ушел!» или «Вы бы попробовали с этим классом поработать, когда там Богдан был!» и всё такое в этом духе. Помните, когда одну из статей в блоге я посвящал именно восьмому классу, в ней был эпизод, где сами дети попросили дать открытый урок, чтобы доказать всей школе, что они изменились (ну, или то, что их воспринимали неправильно). Насколько я понял, это тоже стало следствием каких-то особых отношений бывшего одноклассника с этими ребятами. Рассказывали разное: и то, что этот пресловутый Богдан кидался мебелью, и то, что посылал педагогов по матушке, и то, что сбегал с уроков – в общем, много разного. Опять же, я рядом не стоял и ничего не видел, посему ориентироваться могу только на отрывочные сведения, полученные (или случайно выхваченные) мной из кулуарных бесед, но в целом все они сводились к одному: с ним было плохо – без него стало хорошо, и теперь, когда он вернется, всем надо быть начеку.

Вы понимаете, что вопрос «почему не прижился в Копыле» вошел в рейтинг обсуждений как самый насущный (вообще в системе «коридорных» разговоров обсуждения того, почему, у кого и где не сложилось издревле держатся в топе). То есть, по сути, вне наших тепличных условий (а шесть человек в классе – это очень и очень тепличные условия) парень промотался ровно четверть. Конечно, переход из малокомплектного класса в среднестатистический городской всегда весьма болезненный. И если отличники и дети, капитально заряженные на учебу, этот дискомфорт преодолевают походя (все-таки умение учиться самостоятельно не девальвируется с увеличением количества детей в классе), то так называемые «трудные подростки» (категорически не люблю этого слова, но – позвольте! – стараниями психологических служб сие сочетание введено в обиход чуть ли не как термин), то есть немотивированные или слабо мотивированные дети, ощущают его полной грудью. Чем меньше человек у тебя в классе, тем в большей степени ты можешь заниматься с каждым индивидуально. Если же в одной аудитории, положим, учится 25 человек, то учитель основную часть времени работает «в зал», а не в конкретного ученика. Дети, к учебе равнодушные, быстро «просекают» эту фишку, теряют ритм и с каждым уроком расширяют брешь в и без того не шибко собранной системе знаний. А требования ко всем учащимся одинаковые, поэтому шансов работать с хорошим КПД, видать, у нашего возвращенца было по минимуму (да и желания, полагаю, тоже).

Однако – знаете, – если человеку 99 раз сказать, что он свинья, на сотый раз тот обязательно захрюкает. Этот механизм работает и в обратную сторону. Начинай постоянно подозревать в человеке светлые качества (пусть даже несуществующие), и это рано или поздно вынудит его таковые качества проявлять. А разузнать набор положительных качеств вновь прибывшего я пошел, разумеется, не к кому иному, как к нашему замечательному социальному педагогу. И вот что я выяснил. У ребенка все нормально с сыновними чувствами и вообще с привязанностями (несмотря на то что на него уже составлена тысяча разных социально-педагогических актов). Кроме того, мне сказали, что он отличный помощник – никогда не отказывает подсобить в организации какого-нибудь мероприятия либо просто физически помочь. Да, разумеется, у такого ребенка должны быть проблемы с социализацией, но, чем меньше мы на них будем акцентировать внимание, тем незаметнее для общего дела они проявятся.

А еще большое возвращение осложняется тем, что прежнего восьмого класса больше нет. За первую четверть эти дети сделали такой огромный шаг вперед, что путь к предыдущей модификации этого коллектива отрезан навсегда. По большому счету, Богдан не возвращается – он приходит в совершенно новый класс с перезагруженной системой приоритетов, новым стилем и темпом. Поэтому главным здесь я бы обозначил вопрос «кто кого»: новенький предложит классу играть на свой манер или же класс встроит старого товарища в свой новый ритм? Проведя пару-тройку уроков на первой неделе второй четверти, не буду торопиться делать какие-либо выводы – то, как сработался восьмой класс старым новым составом, расскажу в следующей дневниковой записи. Тем паче что в самом начале нового учебного отрезка случилось событие, которое с лихвой перевесило по своему масштабу описанное выше возвращение.

РИНГО

То, что в ГУО «Жилиховский УПК детский сад – средняя школа» спорт любят и ценят, местные жители знают уже давно. Более двадцати лет учитель физкультуры Н.Ф. ведет в этом направлении «подрывную» работу: «подрывает» безделье и тунеядство и приобщает молодежь к здоровому образу жизни, зазывая в спортивный зал школьников от мала до велика. Здесь каждый день проходят секции разных спортивных игр (это не считая часов здоровья и спорта и собственно уроков физкультуры), и неосвоенных игровых видов осталось всего ничего, а школьная сборная по волейболу даст фору многим в районе. Но с этого сезона наша команда открыла для себя новую страницу спортивной жизни, присоединившись к набирающему обороты в Республике Беларусь движению. Жилихово захватила модная спортивная игра – ринго. И во второй части этой дневниковой записи я расскажу о том, как ученики прошли путь от освоения экзотического вида спорта до спортивного комплекса «Минск-Арена». Поэтому ринго можно с полным правом считать вторым «новеньким» в недавней учебной четверти.

До сентября этого года о существовании игры ринго знали здесь, пожалуй, лишь те, кто активно просматривает интернет-страницы в поисках спортивной экзотики. Однако с нового сезона ГУО «Жилиховский УПК детский сад-средняя школа» стараниями администрации и учителей начало сотрудничество с Лицеем БГУ и Белорусской федерацией ринго. Мы с Дмитрием Маратовичем сами выпускники Лицея БГУ и прекрасно знаем, на каком шедевральном уровне там поставлено физвоспитание. Помню, как в уже далеком 2005 году я, будучи десятиклассником, впервые увидел летающее над сеткой кольцо и еще саркастически хихикал: что это, мол, за вид спорта такой самодельный?! Однако тем же летом уже в составе сборной поехал набивать шишки на соревнования в Польшу.

Белорусская федерация ринго существует совсем недавно – в этом году отметила пятилетие, однако преподаватели и выпускники Лицея БГУ уже давно активно занимаются пропагандой этого вида спорта. Теперь у федерации есть логотип, представительство, сайт, история и последователи, которые распространяют любимую игру среди всех заинтересованных ребят в Беларуси. Именно так она и попала к нам в агрогородок.

В начале первой четверти мы устроили презентацию ринго в младших и старших классах. Дети сразу с энтузиазмом взялись бросать резиновые кольца, и мы поняли: необходимо срочно оформлять официальную секцию (программа факультативных занятий по ринго утверждена Министерством образования и может быть внедрена в учебный процесс любого учреждения образования). Сейчас в нашей школе ринго занимаются все желающие два раза в неделю: малыши ходят по субботам, а старшеклассники по понедельникам. В школе обучается чуть более 50 человек – из них больше половины регулярно играет в эту игру, тем более что от федерации мы получили очень интересное предложение. Дело в том, что Белорусская федерация ринго, которую возглавляет заведующий кафедрой физвоспитания Лицея БГУ Иван Иванович Колтун, всегда приглашает всех желающих активно участвовать в международных соревнованиях, этапах Кубка Беларуси, не ограничиваясь только профессиональными спортсменами. Это позволяет пока еще новой для Беларуси игре привлекать на свою сторону все большее и большее количество заинтересованных людей. Вот и нам в этом году предложили поучаствовать в XIII Международном турнире по ринго в Минске, и мы с удовольствием согласились.

Все осенние каникулы наша молодежь не выходила из спортивного зала и отрабатывала приемы командной игры. Стараниями нашего директора, между прочим, Копыльский отдел образования, спорта и туризма (за что ему огромное спасибо) предоставил нам под такое событие автобус (для всех проверок, которые захотят усмотреть здесь нарушение каких-либо правил безопасности, подчеркну: автобус успешно прошел техосмотр, а с детьми и сопровождающими педагогами был проведен инструктаж по технике безопасности с последующей записью в протоколе – здесь смайлик для всех, кто понимает, о чем я).

Так вот в ноябре полным автобусом игроков и болельщиков (восьмой класс поехал новым полным составом, включая прибывшего Богдана) мы отправились покорять «Минск-Арену». Замечу еще, что в XIII Международном турнире по ринго помимо белорусов принимали участие представители Польши, России и даже Кении. В нашей возрастной группе нам довелось сыграть с поляками. Спортивное событие освещал телеканал СТВ, так что жилиховская банда успела еще и засветиться по телевизору (а поскольку у всех телевидение ZALA, потом отматывали назад, прокручивали по новой и снимали на мобильные телефоны телекартинку!)

Наши ребята вполне достойно выступили на международных соревнованиях, но пока до вершины пьедестала нужно еще тренироваться (у нас максимальное 4-е место). В конце этого года в планах проведение чемпионата школы с целью определить лучшего рингиста первой половины учебного сезона, а также приглашение делегации БФР из Минска для презентации игры в районе и проведения открытой тренировки для всех желающих. Так что 2015 год объявляется годом ринго в Жилихово. Берегись, федерация, мы скоро вернемся!

Фотоотчет о нашем покорении:

И немножко неформальностей. Игра «Найди учителя физкультуры»:

Маленькие кулинарные радости в автобусе:

P.S. Часть этой статьи размещена также на портале TUT.BY, с текстом можно ознакомиться по ссылке.

2 Responses to “3-9 ноября. Новенькие”

  1. Запоем прочитала ваши рассказы, ребята. Сама 11 лет отработала в школе учителем белорусского ( а иногда и русского) языка и литературы, и скажу, что кроме замечательного стиля изложения ваши записи еще и неплохое методическое пособие. Просто молодцы. Интересно, насколько хватит вашего энтузиазма. И да, почему так долго нет продолжения?( уже и третья четверть началась

  2. Помните классиков: «Лицом к лицу лица не увидать — большое видится на расстоянии». Очень сложно написать текст сразу по факту события: его надо переварить. Гораздо интереснее оформлять тогда, когда уже успел увидеть последующие, из него вытекающие. Тогда они подвязываются в концепцию и автоматически обрастают романтическим слогом. Это во-первых.

    Во-вторых — правда — очень сложно выкроить время сесть и сделать что-нибудь концептуальное по ходу работы. Поэтому основную массу текстов изготовляешь за каникулы или на выходных. А по ходу недели набрасываешь какие-то отрывочные зарисовки. Все-таки «сырой» продукт поставлять читателю нынче не комильфо.

    Ну и, наконец, такая задержка оправдана и стратегически: чтобы летом не было ощутимой «дыры» в публикациях, сейчас мы немножко оттягиваем хронологию, хотя многие тексты уже написаны наперёд.

    Чтобы следить за нами в режиме «онлайн», подписывайтесь на страницу «EDU.topia» Вконтакте — http://vk.com/edutopia. Там всегда свежие новости.

Обсуждение - Оставьте комментарий