8-12 сентября. Первые мероприятия

10 сентября. Фольклорный квест

По возвращении в Жилихово с vинских выходных мы взялись за идею, которую надумали еще неделю назад. Дело в том, что в большинстве классов по предмету «Литература» год начинается с темы «Устное народное творчество». И постоянно, методично на уроках мы сталкиваемся с одними и теми же проблемами, отчего каждый литературный год периодически «подбуксовывает»:

1. Детям неинтересно работать с фольклором. Ладно еще в пятом классе целая обойма сказок – с ними повеселее. Но в оставшихся валом народные песни, календарные да лирические. Ей-богу, семиклассникам тоскливо читать про «ой, прости-прощай, мил сердечный друг»! Во-первых, возраст такой: ну, похихикивают они над слезливыми воплями. Во-вторых, еще и не каждому взрослому сие понравится (разве что ученому-фольклористу).

2. Для меня дикость читать песни. Ну ведь правда: они слагались не для того, чтобы их читали. Фольклор вообще весьма синтетическое дело: это обряд, который нужно видеть, он состоит из визуальной части, текста, подтекста (все-таки изначально в каждое обрядовое движение вкладывался определенный магический смысл). А от нас хотят «Что стоишь, качаясь, // Тонкая рябина» текстом, как стихотворение, читать (кто из вас, увидев эти строчки, не начал сразу воспроизводить мелодию песни?)

Коли фольклор – дело многослойное, то и изучение его должно вестись одновременно с разных фронтов и разными методами (включая перфомансные, когда ученик не просто пассивно читает текст, но и включается в некий сюжет – помните Шурика, который хотел именно поучаствовать в обряде похищения невесты?!) Поэтому 9 сентября (во вторник) мы решили проверить, насколько наши подопечные обрядность знают, а если не знают, то основные моменты им показать (здесь хочу выразить огромную благодарность моему преподавателю теории музыки и музыкальной литературы Антонине Васильевне Власко и ее коллеге Светлане Петровне Руденко за то, что в дорогу снарядили нас шикарными материалами по белорусскому фольклору: видео-, аудиозаписями, картинками и теоретическими статьями). На уроке литературы мы с детьми рассмотрели круг народных праздников, я показал им дословно восстановленные обряды («Каляды», «Жніво», «Гуканне саракі»). К моему удивлению, даже пятиклассники в деревне ориентируются в народной обрядности. Когда я демонстрировал видеозаписи, мне даже не нужно было что-то комментировать: дети сами назвали фактически всё, что происходит на видео. Некоторые элементы праздника они еще и смогли объяснить (мол, зачем совершалось то или иное действие). В городе в этом отношении с фольклором туговато, а здесь многие ученики рассказывали, как они сами с семьями гуляли на каких-либо народных праздниках.

На этой неделе мне очень пригодились материалы моей фольклорной практики (здесь уже кланяюсь в сторону филфака). Все-таки одно дело, когда ты читаешь из книжки колядную песню, а другое – когда ты ее самолично слышал от бабушки, что пела тебе в какой-нибудь деревне на стыке первого и второго филфаковских курсов. А здесь мне было что предъявить в ответ: я показал и фотографии из деревни Гуры, где мы когда-то собирали фольклорные единицы, и поставил аудиозаписи живого, не обработанного студийно голоса. Особенно детям понравилась колядная «Ішла свіння па ляду» (вероятно, за счет присутствия в песне свиньи). Андрей из седьмого класса даже голосом попытался повторить интонации бабушки, которая эту песню заводила из моего ноутбука.

Ішла свіння па ляду (фрагмент колядной песни)

В конце дня мы сообщили всей школе, что завтра будет праздничная командная игра для всех классов, посвященная устному народному творчеству, развесили объявления в школе – в общем, всячески накалили атмосферу в преддверье грядущих баталий. Назавтра нас ожидали большие гонки, а впереди – самое прекрасное в профессии: ночь подготовки к тому, чем следующие сутки будет жить вся школа.

Фольклорный квест для младшей группы (5-9 класс) состоял из 3 туров: загадки, пословицы и песни. Для старших (10-11 класс) мы его сделали чуть юмористичнее: отобрали загадки повеселее, а вместо пословиц с песнями подкинули частушки из нашей коллекции фольклорных практик.

1 тур

По всей школе в хаотичном порядке были расклеены 25 загадок. У каждого класса в маршрутном листе проставлены номера пяти из этих двадцати пяти (в зависимости от возраста уровень сложности загадок варьировался). По условиям первого тура каждому классу нужно было отыскать загадки под номерами, указанными в маршрутном листе, а в сам лист вписать отгадки. Тактику действий команды выбирали сами (т.е. они могли бегать всем классом, выбрать капитана и ответственных за каждый участок действий, опрашивать другие классы и проч.) Вот что получил каждый класс себе в маршрутку:

5 класс:
4. То черное полотно, то белое полотно застилает окно.
7. Горбатый мост на четырех столбах стоит.
9. Пришел вор во двор, хозяина в окно унес.
13. Меня никто не видит, а всякий слышит. А спутницу мою всяк может видеть, но никто не слышит.
20. Сначала клин, потом блин, сверху вода – ему не беда.
(Отгадки: ночь и день; верблюд; пожар; гром и молния; зонт)

 

7 класс (помните, что 6-го класса в школе нет):
2. По черной земле белый заяц пробежал.
12. Мать меня рождает, а я её.
16. Какую траву слепой знает?
19. Мышь с двумя хвостами.
22. Что за ворона така: шесть яиц серых снесла, а одно красное?
(Отгадки: мел и доска; крапива; лапоть (ботинок); неделя)

 

8 класс:
1. Чем больше ешь, тем больше остается.
5. Что будет завтра, а было вчера?
10. Кривая собака в печку глядит.
14. Мету – не сметается, рублю – не рубится, ловлю – не дается.
23. Четыре четырки, две растопырки, один вертун, а сам ворчун.
(Отгадки: семечки (или орехи), сегодня; кочерга; тень (или солнечный луч); собака).

 

9 класс:
3. По белой земле ходят: трое работают, двое надзирают, один размышляет.
11. Мать толста, дочь красна, сын кудреват, отец горбоват.
18. В брюхе – баня, в носу – решето, на голове пуговица, одна рука, и та на спине.
24. Дом из жести, а живут в нем вести.
25. Сын моего отца, а мне не брат.
(Отгадки: пальцы, глаза и ум (мозг); печь, огонь, дым и кочерга; чайник; почтовый ящик; я сам).

 

10-11 класс (здесь всех ценителей филологического изящества прошу поднапрячься: мы с Дмитрием Маратовичем долго отбирали лучшее):
6. Одного отца-матери дитя, но никому не сын.
8. Из куста шипуля, за ногу тяпуля.
15. Ходя ходит – вися висит, вися пала – ходя съела.
17. Из-под кустика хватыш.
21. В лесу тук-тук – в избе ляп-ляп. В руках динь-динь – на полу топ-топ.
(Отгадки: дочь; змея; свинья и желуди; волк; балалайка).

Разумеется, любой учитель может подобрать загадки по своему вкусу – мы лишь лоббируем матрицу совместного мероприятия (совместного как для классов, так и для двух литератур). Как бы то ни было, с первых перемен в школе началось большое шевеление.

2 тур

Во втором туре классам предлагалось найти продолжения пословиц, начала которых были записаны у них в маршрутных листах (оговорюсь: первый, второй и третий тур – это всё весьма условно; дети заполняли маршрутные листы на протяжении всего учебного дня в любой удобной им последовательности; туры нужны были лишь для того, чтобы отграничить друг от друга жанры фольклора). Причем задача была не просто продолжить пословицы, но еще и указать место в школе, где они нашли лист со второй частью (это исключало запись ответов с опорой лишь на собственную эрудицию: вполне допускаем, что какие-то пословицы уже есть у детей в словарном запасе). Опять же, список пословиц может варьироваться. Играли мы вот на таких:

1. Адну авечку стрыгуць, а сем трасецца.
2. Баба качаргу мяняла і тры дні гуляла.
3. Госць на першы дзень – золата, на другі – медзь, а трэці – дадому едзь.
4. Гультай за работу – мазоль за руку.
5. Каб не дзірка ў роце, дык хадзіў бы ў злоце.
6. Абедаў, абедаў, а жывот не ведаў.
7. Абяцанка-цацанка – дурню радасць.
8. Кінь за сабою – знойдзеш перад сабою.
9. Калі захочаш сабаку ўдарыць, то і кій знойдзеш.
10. Пераначуем – болей пачуем.
11. Поле пахать – не руками махать.
12. Худо лето, когда солнца нету.
13. Летом пролежишь, так зимой с сумой побежишь.
14. На смелого собака только лает, а труса кусает.
15. Умный себя винит, а глупый – своего товарища.
16. Кто мало говорит, тот больше делает.
17. От глаз пользы мало, если ум слеп.
18. У правды язык суров, зато душа добрая.
19. Хто хоча надта многа, той не мае і мала.
20. Лепш з разумным згубіць, чым з дурнем знайсці.

В маршрутных листах классы получили первые их половины:

Пословицы (первая половина)

А вторые части были развешаны по школе и выглядели следующим образом:

Пословицы (вторая половина)

3 тур

К третьему туру мы подключили некоторых учителей школы. Мы раздали им листочки с текстами песен и заданиями на понимание этих песен. Задачей детей в третьем туре стало найти учителя, у которого, например, находится лист с песней «Саўка ды Грышка ладзілі дуду» (т.е. по форме это классические пикеты), получить подпись учителя, забрать текст, а в маршрутный лист вписать ответ на поставленный вопрос (файл).

Таким образом, классы средней школы играли три тура и по окончании учебного дня (или раньше, если кто-то справлялся) сдавали нам маршрутные листы на проверку.

Для старших классов (зная творческий потенциал подростков) мы видоизменили вторую часть игры: 10-му и 11-му классу в маршрутный лист были вписаны начала частушек (моя любимая забава), а задача детей – дописать их окончания (не нужно дословно попадать в текст – главное креативно подойти к делу). Итак, вот что увидели 10-ый и 11-ый класс в своих листах:

1) Ты не пой, ты не пой,
Ў цібе голас не такой.
Я цібе саветаю
__________________
2) Радзікуль мой, радзікуль,
Радзікуль мой з пікаю.
Падажджы, мой радзікуль,
_______________________
3) Ты не стой пад акном,
Захадзі у хату,
_______________________

 

_______________________

 

4) Я купіла калбасы
У карман паложыла,
_________________________

 

_________________________
5) Адзінока жыць няплоха,
Толька плоха без жаны:
Лягу спаць, а мне не спіцца,
_______________________

Старшие классы, видимо, очень волнует тема танцев. Ибо продолжением первой и второй частушки 10-ый и 11-ый выбрали соответственно:

Ты не пой, ты не пой,
Ў цібе голас не такой.
Я цібе саветаю:
Патанцуй з кабетаю.

 

Радзікуль мой, радзікуль,
Радзікуль мой з пікаю.
Падажджы, мой радзікуль,
А я патанчу з Фіфаю.

На оставшиеся частушки 10-ый класс выбрал более лирические, житейские (кстати, максимально частушечные продолжения):

Ты не стой пад акном,
Захадзі у хату,
Пачастую малаком:
Мы жывем багата.

 

Я купіла калбасы
У карман паложыла,
Для фігуры, для красы
Талію ўмножыла.

11-ый же выбрал классическую в таких случаях линию размышления:

Ты не стой пад акном,
Захадзі у хату,
Ох, пагрэемся з табой
З вечару да ранку!

 

Адзінока жыць няплоха,
Толька плоха без жаны:
Лягу спаць, а мне не спіцца,
Хоць любоўніцу заві.

Для тех, кто увлекается подобным жанром, помещаю исходные версии частушек, которые записывали филфаковцы несколько лет назад по деревням:

1) Ты не пой, ты не пой,
Ў цібе голас не такой.
Я цібе саветаю:
Заляпі газетаю.

 

2) Радзікуль мой, радзікуль,
Радзікуль мой з пікаю.
Падажджы, мой радзікуль,
А я схажу пасікаю.

 

3) Ты не стой пад акном,
Захадзі у хату,
Замяшай кабану,
Абліжы лапату.

 

4) Я купіла калбасы
У карман паложыла,
Толькі гэта калбаса
Мяне растрывожыла.

 

5) Адзінока жыць няплоха,
Толька плоха без жаны:
Лягу спаць, а мне не спіцца:
Сэрца б’ецца аб штаны.
(Справедливости ради стоит отметить, что 11-ый класс – не без помощи учителей и Интернета – первую и четвертую частушку воспроизвел фактически дословно).

По итогам квеста в младшей группе абсолютное первое место занял 9 класс (только ползагадки мы им не засчитали – остальное было выполнено верно). Другие классы расположились поблизости (от 2 до 4 ошибок), что доказало (пусть поверхностно, но все же) их сплоченность и осведомленность в устном народном творчестве: 2 место – 5 класс, 3 место – 7 и 8 класс (одинаковое количество очков). В старшей группе за творческий подход победу было решено отдать 10-му классу (они меньше сидели в Интернете для решения своих маршрутных листов). Кстати, всем педагогам, которые заинтересуются этой формой работы, оставлю здесь бланки маршрутных листов нашего квеста – пользуйтесь на здоровье, можете их дорабатывать по собственному усмотрению: за авторские права мы не держимся.

ФОЛЬКЛОРНЫЙ КВЕСТ

10-11 сентября. Graj w ringo

А сразу после фольклорного квеста мы открыли одного из наших главных джокеров: состоялась презентация игры «Ринго». Здесь снова хочу сделать лирическое отступление и сказать спасибо Ивану Ивановичу Колтуну – заведующему кафедрой физического воспитания Лицея БГУ. Уже который сезон он и команда рингистов из Лицея тихо и методично продолжают делать свою работу. Вроде бы и вид спорта сродни резервации индейцев с безграничнолюдной Америке, и финансирования как такового нет, но я знаю и еще раз в этом убедился: как только у меня появляется новый состав школьников, я всегда могу обратиться в Лицей и за инвентарем, и за советом, и с просьбой провести показательные тренировки, а в ответ получу еще и приглашение для собственных подопечных на соревнования. Иван Иванович, «рынга – гэта супер». Постараюсь не подвести.

В среду после квестовых бегалок мы собрали всех заинтересованных в спортзале (сразу отмечу, что заинтересованных в спорте у нас в школе очень много: физическое воспитание на уровне, а авторитет преподавателя физкультуры зашкаливает, поэтому собрать что-то спортивное всегда не проблема). Понимаю, что ринго рассчитано сначала для того, чтобы «зацепить» младшие классы. Так вот, скажу я вам, было нас ориентировочно за 20 человек и начали мы потихоньку разбрасываться круглыми кольцами (кстати, все, кто ни разу не слышал, что такое ринго, добро пожаловать сюда — http://ringo.by/) Разумеется, ни о каких командных тактиках и нацеленности на соревнования речи пока не идет: сейчас наша задача – найти еще один повод для объединения детей. Так что время ринго еще впереди: 8 ноября мы приглашены на соревнования в Минск, посему давайте на эту дату и будем пока ориентироваться. На следующий день тоже была тренировка. Пока силы разделились так: поскольку старшие в большинстве своем очень неплохо играют в волейбол, они остались с мячом; целевая аудитория ринго сейчас – 3-5 класс. Но, пока в школе нет фиксированного расписания, мы не можем назначить отдельное время для тренировок по ринго, так что приходится делить зал в режиме «здесь и сейчас». Поэтому ждем официального распределения занятости.

Учебное

Что касается учебного, здесь пошла стандартная рецессия. Она объясняется несколькими объективными причинами, хотя кое-что мы упустили сами.

1. Во-первых, с приходом новых учителей каждый ученик осознает возможность, что называется, «перезагрузить карьеру», поэтому на первой неделе все стараются даже сверх меры. А затем наступает резкий спад: народ ленится, успокаивается, да и чисто физически после лета не может долго проработать в активном режиме.

2. Во-вторых, с фольклорным квестом мы сами себе подложили мину. На подготовку такого мероприятия уходит два дня и две ночи, после которых провести сверхинтересные уроки в постоянном движении весьма проблематично. Соответственно, мы немножко не рассчитали силы и не смогли соответствовать даже уровню самих себя образца первой недели.

3. К тому же, как ни старайся, даже самым интересным уроком сложно переплюнуть массовое мероприятие с частушками да подарками. Всё-таки неделя всегда стремится к пятнице, и все сильные мероприятия следует доверять именно ей (той самой пятнице). Учтем на будущее. У учебной недели должна быть эмоциональная логика с кульминацией в вечер пятницы (мои бывшие Минские подопечные не дадут соврать).

Поэтому сказать, что в учебном было что-то сверхъестественное, не могу (хотя фольклорное мероприятие так или иначе играет на урок литературы, а ринго можно расценить как занятия по сплочению коллектива). Андрей из 7-го класса по-прежнему радует афоризмами (на неделе он очень изящно выругался на товарища: «Каб цябе пчала ўшыбла!», в пятом классе продолжаются поиски дисциплины – всё как полагается в начале учебного года. Если бы не одно «но».

12 сентября. Яблоки

В пятницу вся школа была направлена на уборку яблок в соседний сад. Этот сад был отдан школе совхозом для того, чтобы от продажи яблок школа могла заработать денег на собственные нужды. Но яблокам в середине недели мы посвятим отдельную публикацию, так как они в корне перевернули (ну, или вернули на место) моё понимание содержания и предназначения образования в сельской школе.

P.S. Уважаемые читатели, коллеги и единомышленники! Если у вас есть какие-то вопросы о том, как живет сельская школа, об особенностях организации учебного процесса, о каких-либо проявлениях менталитета, пишите в комментариях – будем стараться узнавать всё, что вам интересно.

5 Responses to “8-12 сентября. Первые мероприятия”

  1. Вы малайцы. Усё ж ваша ідэя ўладкавацца разам у адну школу і ламаць сістэму знутры была выдатнай. Па адным вы б маглі зрабіць нашмат меней.

  2. Браво!! С почином вас! «Первый блин» явно не вышел комом (используя фольклорную первооснову). Читаю и ловлю себя на мысли, что не всё еще потеряно в системе образования, пока еще есть такие молодые учителя. Такие — активные, небезразличные, творческие. Спасибо. Равняемся на вас.

  3. Я рада за вас! Узнаю себя лет 25 назад — как вчера было! К сожалению, сегодня, несмотря на какие-то мысли, редкие свои публикации по методике преподавания, в целом, чувствую усталость и разочарование от всей системы образования. Тяжёлая, выматывающая работа, а в начале, как правило, — бессонные ночи! Но желание освоить что-то новое, постичь что-то интересное, удивить ребят своим открытием затмевало все трудности, и ты шел вперед — радостный, уверенный в себе, задорный! Иногда встречаю своих учеников — тех, которые шли вместе со мной в те молодые для меня годы. Они, на удивление, вспоминают какие-то забавные исключения из правил или мои «философские» размышления, которые запали им в душу! А я понимаю, что уже не та и сегодняшним своим ученикам я не могу дать той радости и того задора: раздавлена системой, разочарована, даже грустна. Многие мои коллеги — отличные педагоги — ушли из школы, понимая, что если «выгорел», нельзя к детям! Я задумываюсь о том же! Отлично, если сегодняшние молодые педагоги настроены так же, как ребята из проекта! Дай бог, чтобы государство повернулось лицом к таким вот неравнодушным к своей профессии педагогам и не разочаровывало их, а старалось поддержать и удержать! Вы молодцы! Спасибо Вам! Так держать!

  4. Ребята! Просто супер!Беру га вооружение ваши идеи!Ё спасибо! Молодцы!
    Пишите еще. Вас очень интересно читать!

  5. Полистала дневники. Молодцы!
    Это радует, когда у людей «глаза горят» в профессии.
    Желаю подольше сохранить запал!
    (А на досуге повторить правила буквенных наращений при порядковых числительных, записанных цифрами 😉 )

Обсуждение - Оставьте комментарий