9 – 19 декабря. Учебное-интеллектуальное

На этой неделе у нас случился переезд. Пусть небольшой, пусть за стенку да в соседний подъезд, но все же событие в масштабах плотного рабочего графика весомое. Дело в том, что до сей поры мы жили, в общем, в царских условиях (в плане своего быта и нестесненности соседями): в подъезде (пусть занимая в нем только комнату да кухню) мы с Дмитрием Маратовичем жили одни, то есть, каким бы диким ни был наш рабочий график, мы особо никому не мешали. Теперь же к нам в Жилихово переселялась из соседнего села семья с детьми и, разумеется, нам двоим, холостым, занимающим вхолостую три комнаты, нужно было двигаться.

В подъезде жили наши соседи – ребята из конторы (в основном это молодые специалисты, отвечающие за бухгалтерию в агрогородке). Кстати, по ходу четверти в наши края приезжало телевидение (мы к этому отношения не имеем!) снимать репортаж о жизни молодых специалистов – как раз про наших соседей (кому интересно, можно пройти по ссылке, сюжет начинается с отсечки 08:50). Так вот совсем недавно одна из конторских девчонок получила в Жилихово дом и, соответственно, комната во втором подъезде общаги освободилась. Туда, собственно, нас и направляли. Кто помнит, как мы обустраивались в начале года, и кто представляет, что такое переезд (пусть даже за стену), тот нас поймет. Всё начиналось сначала.

Казалось бы, оставлять теплое, уже насиженное место, – дело не из приятных. Во-первых, это хлопотно; во-вторых, нужно заново обживаться в новых стенах (тем более изначально нам казалось, что после расстановки всей мебели в одну комнату, спать в ней мы сможем только стоя); в-третьих, жить одним и жить с соседями – это разные «жить». Но, как оказалось после (вот буквально в следующей публикации узнаете), на нас навалится такое количество разных предновогодних мероприятий, что, обитай мы одни, мы бы физически не справились со всеми домашними хлопотами. Так что здесь стоит отвесить отдельный поклон нашим соседям: в некотором роде и благодаря им в преддверье Нового года Сергей Сергеевич и Дмитрий Маратович с детьми (плюс солидная компания единомышленников) смогли физически вытянуть (придумать и осуществить) столько разных разностей.

УЧЕБНОЕ

Во второй четверти мы активно взялись за учебу. Волна феерии от новизны нас схлынула, дети привыкли к нашему стилю работы, мы осмотрелись и осознанно представили, что конкретно нужно делать в учебном плане, посему необходимо было уже начинать выстраивать образовательную систему координат (не показательную, с открытыми уроками да громкими мероприятиями, а обыкновенную, рабочую, рутинную, если хотите, но ту, которая в далекой перспективе призвана обеспечить учебный результат).

Начали мы, как Вы помните, с диктантов. Дело в том, что к концу второй четверти нам необходимо было подвести детей к первому контрольному испытанию, следовательно, за это время стоило заняться активной урочной и внеурочной работой, чтобы сбить с этого вида контроля ореол ужаса и загадочности (а чтобы привыкнуть к диктантам, нужно элементарно чаще их писать). С 7-ым и 8-ым классами мы стали собираться после уроков (и во все возможные «форточки» в расписании) и, начиная с текстов уровня 5-го класса, потихонечку настраивать резкость во взаимопонимании во время диктовки. Поначалу, конечно, организмы подопечных сопротивлялись (слишком велик врожденный ужас перед диктантами, тем более если второй попытки никто давать не будет), но – к чести детей – сами школьники просили назначать им дополнительные, давать им тексты, на которых можно тренироваться и т.д.

Более скажу: например, Лера из 8 класса попросила у меня сборник диктантов для того, чтобы дома с мамой тренироваться их писать. И к концу четверти (то есть к тому самому, отчетному, диктанту) у нее оказались оформленными 16 текстов (и это с учетом того, что она не пропустила ни одного дополнительного занятия). Весь остальной народ тоже искренне старался: разбирал пунктуационные правила, учился умно, взвешенно слушать, объяснять буквы-знаки, так что вторая четверть прошла под знаком языка более, чем под знаком литературы. Для любителей статистики, разумеется, самое главное – к чему же мы пришли в итоге. Напомню: результаты исходного диктанта в начале второй четверти в 8-ом классе – 1, 1, 1, 1, 1, 2. Результат контрольного диктанта к концу второй четверти с этими же детьми – 1, 2, 3, 4, 5, 7 («семь», как Вы понимаете, у Леры – той, которая осилила дома 16 диктантов). В 7-ом классе картина схожая: от исходников 1, 1, 3 мы получили 2, 3, 6. Как говорили классики, «любовь – это вам не просто так: ею надо заниматься». Если подготовку к диктантам рассматривать как планомерную, постоянную, добросовестную работу (а работа на оттачивание техники – это чаще всего долго, тяжело и скучно), то результаты придут. При 6 учениках в классе они просто не могут не прийти.

В 11-ом классе на излете полугодия нам предстояло пройти проверку изложением. Изложение – это все же более вольный и хитрый вид работы, нежели диктант (о работе над изложением мы даже когда-то писали в теоретической части «EDU.topia»), поэтому задача была лишь в том, чтобы наладить взаимопонимание и стратегически грамотно подойти к этой форме отчетности.

Вообще одиннадцатый класс стал постепенно ко мне привыкать. Мы начали не просто «доживать» последний год, а достаточно толково и по пунктам работать. По литературе у нас наконец закончился поток поэзии (все-таки полторы четверти поэзии – это явный перебор) – оставалось только написать по ней сочинение. Сочинение я мерю особою меркою), о чем сразу и предупредил ребят (плагиат – 4, самостоятельно написанное – минимум 5, плюс можно нести черновики на вычитку). Я прекрасно понимаю: мы работаем вместе только первый год, а сочинение, с которого нам придется начать череду письменных работ, выпадает по лирике Блока, Маяковского и Есенина (а сочинение по поэзии писать трудно даже для филологических классов). Опять же снимаю шляпу перед моими старшими: трое из пяти одиннадцатиклассников выдали мне неплагиат (то есть больше половины класса решила пробовать писать самостоятельно). Я понимаю, что опыта самостоятельных сочинений у них было немного (если вообще таковой имеется), я понимаю, что поначалу выходит коряво и хромая, но ценен здесь ведь порыв, желание сделать по-честному, а остальному можно в процессе и научиться. Так что ставлю себе первый зачет в карму, касающийся именно нашей с 11-ым классом маленькой победы над сочинением.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ

Главной интеллектуальной целью на окончание первой половины сезона мы обозначили организацию игр «Что? Где? Когда?»  и вообще запуск системы такого движения, которое потом можно будет подключить к районному, городскому и т.д. Осложнялось эта инициатива несколькими моментами. Во-первых, в школе очень мало детей (т.е., как ни крути, в старшей группе или в младшей группе совсем невелика ротация кадров, игроков, а значит, нет стабильной конкуренции – отсюда нет устойчивой мотивации играть, точнее, эту мотивацию нужно будет из чего-то надуть). Во-вторых, по материалам моих кулуарных бесед с детьми, процентов 70 народонаселения вообще не представляет, что такое ЧГК, механизм игры (я уже не говорю про Ворошилова, Друзя, Поташева, черный ящик и т. д.) Еще момент в спорном уровне общего интеллектуального развития: как начать так, чтобы залпом не отбить у детей охоту играть и не поселить в тех, кто будет чувствовать себя за игровым столом неуверенно, комплекс интеллектуальной неполноценности.

Суммируем: мы решаем делать нечто, о чем большинство детей (может, за исключением старших) не имеет четкого представления, во что дети, возможно, не втянутся да и с сомнительным будущим (учитывая количество играющих и перспективу первый год внедрения вариться в собственном соку). Но любое учебное заведение, обрастая традициями, крепчает, поэтому набор идентификационных маячков на новом рабочем месте так или иначе надо всегда нарабатывать. Для начала нам нужно было решить несколько стратегических задач.

Ввести в моду интеллектуальные игры здесь задумывали уже давно. Более скажу: наши педагоги всегда (правда, большей частью стихийно) старались устроить среди детей различного рода соревнования на смекалку. Однако сейчас нам предстояло провести смотр интеллектуальных сил всей школы и организовать действующий на постоянной основе элитарный клуб знатоков (по примеру легендарного российского проекта «Что? Где? Когда?»).

Чтобы действо получило именно интеллектуальную оправу, в своей предыдущей школе, допустим, мы условились, что разыгрывать на турнире будут только книги. Таким образом, при желании перенести этот принцип в Жилихово нам нужно было искать некоего партнера в сфере работы с книжной продукцией, чтобы официальный старт интеллектуального сезона был весомым. Дмитрий Маратович, на определенном этапе своей жизни работавший в компании OZ.BY, стал поднимать старые связи. И на этой неделе мы зацепились за возможность заключения некоей меценатской договоренности с крупным столичным брендом (впрочем, об этом давайте чуть позже). А пока вернемся к слову, от которого оттолкнулись, – смотр. Смотр интеллектуальных сил школы проходил в несколько этапов.

11 декабря состоялось сражение умов в младшей категории: играли 4 против 5 класса. В этой битве со счетом 11:9 победу одержал пятый класс. Лучшим игроком команды 4 класса был признан Илья Б. Лучшим игроком победившей команды и первым обладателем хрустального совёнка (переходящий приз в младшей категории) – Виолетта Н. Игра получилось настолько содержательной и оживленной, что капитан команды 5 класса Александра С. даже была приглашена принять участие в играх старшей группы.

На следующий день соревновались старшеклассники. Все учащиеся с 7 по 11 класс дружно отыграли это мероприятие, но цель его была несколько иная, нежели у малышей. Всё старшее звено (а также педагоги школы и администрация) собралось для того, чтобы назвать кандидатов в сборную школы на главные новогодние интеллектуальные игры. В отборочных играх старшей группы победу одержал 11 класс (капитан – Алёна К.), второе командное место – 8 класс (капитан – Валерия Т.), третье место – команда 10 класса (капитан – Екатерина С.)

Таким образом, по итогам предварительных игр мы решили сразу несколько задач:

1) Была запущена сама игровая машина. Теперь народ включился – теперь никуда не денешься, традиции нужно укреплять.

2) Мы посмотрели, на что способно молодое поколение (а способно оно очень даже на многое – за игру не было стыдно ни на секунду).

3) Мы создали ажиотаж перед финальной неделей четверти (а для финальных недель ажиотаж – ключевой момент). Все в предвкушении того, что будет, все настроены на финал (в финале сойдутся сборная учителей и сборная учеников).

Я понимаю, что это только начало – путь еще предстоит, традицию еще надо вЫходить, но заработал механизм – и это самое главное. Фотоотчет с первых в истории Жилиховской школы игр «Что? Где? Когда?» прилагаем.

Обсуждение - Оставьте комментарий