Недомысль # 16. О детском творчестве

На последнюю недомысль меня весьма спонтанно натолкнуло сопоставление событий восьмилетней давности с итогом моей работы в школе сейчас (недавно собирал свой самый первый подведомственный класс, с которого началась моя жизнь в профессии). В 2008 году мне довелось волонтерить в одной из школ-интернатов, где я случайно под столом нашел детское сочинение. Тогда ни о каких образовательных концепциях речи не шло – мы были совсем «зелеными» вожатыми и только искали свою линию в системе. Но сейчас, по прошествии n-ного времени, когда я уже прожил пару жизней с несколькими классами (причем очень творческими классами: у меня под крылом в разное время были и музыканты, и художники), хочу позволить себе пару реплик о детском творчестве и отношении к нему со стороны взрослых (в дополнение к разговору о своем и чужом небе).

Так вот опус, который я нашел под школьной партой, выглядел так.

Если вы не разобрали с картинки, дублирую текстом (орфография и пунктуация автора сохранена)

Летам я прыехаў у дзярэўню Таганрок. Дарога была доўгая я ехаў у цягніку цэлыя суткі і я ледзь не памёр ад голаду. Ну вось я прыехаў і дом быў блізка я ледзь-ледзь дапоўс да дома. Дзед мяне радасна сустрэў, і агрэў мяне калатушкай па галаве. Я згубіў прытомнасць. Я прыйшоў у сябе праз две гадзіны даімчаў да дзверы і мая бабушка мяне павяла за стол есці. Мы селі за стол дзед гаварыць ой нада мне боты зняць ён зняў боты пад сталом і я адразу пасінеў і акамянеў ад воні і ўсе кветкі ў хаце завялі. Калі я з дзедам паеў, ён мне сказаў пайшлі на рыбалку, я адказаў ну паехалі. Дзед узяў… (на этом сочинение безвременно обрывается)

На обратной стороне этого листочка план текста-сочинения “Двое ў лодцы”. Там есть “завязка (месца дзеяння, час дзеяння, знаёмства з галоўнымі героямі)”, “асноўная частка (развіццё дзеяння)” и “кульмінацыя”, которая трактуется как «самы напёржаны момант» (согласитесь: точнее про кульминацию и сказать нельзя).

Судя по всему, это было сочинение по белорусскому языку на тему «Как я провел лето». Трэш это или не трэш, история умалчивает: автора мы не смоги разыскать. Если ребенок стебался, то делал он это виртуозно; если нет, тем еще более прекрасен и аутентичен этот текст. Но важно тут другое: у любого ребенка есть бессознательный позыв к филологическому наблюдению и творчеству (чаще всего пародийному), и учителю очень важно не просмотреть его, отнестись серьезно к любым подобным попыткам.

Я ни в коем случае не говорю (здесь много восклицательных знаков), что задача школы – воспитать графомана и любому преподавателю стратегически необходимо от раза к разу давать ребенку описывать каких-нибудь ёжиков в стихотворной форме (существует, на мой взгляд, идеальный пример комментирования подобных «корявостей» – http://diary.ru/~jazzzzman/?comments&postid=3280250; обязательно ознакомьтесь от начала до конца!!!). Боже упаси: нам ни в коем случае нельзя привить привычку к некачественным стихам. Но творчество – это способ познания мира, и уровень этого творчества будет расти пропорционально уровню восприятия мира (те, кто вожатил в лагере, вспомните: в младших отрядах уровень шуток обычно ограничивается кругом «туалет – половые отличия между мальчиками и девочками», а сценки и постановки отрядов постарше иногда уже приятно и со сцены посмотреть).

Дети часто очень афористичны – записывайте за ними, приучайте их самих вести блокнотики наблюдений, цитат из жизни (общественный транспорт, например – кладезь устного народного творчества). Нужно помогать, направлять, кристаллизовать спонтанное, хаотичное творчество, подсказывать, как его лучше оформлять – и в результате детская энергия будет скорректирована в созидательное, творческое русло. По большому счету, все, что случается с нашими детьми плохого, идет от неверно направленной (или не направленной вовсе) энергии (расхожая формулировка «от нечего делать» объясняет гораздо больше, чем мы привыкли считать).

Мои девятиклассники (помимо того, что они были музыканты), успевали сыпать творческими (именно текстовыми) перлами так, что я еле успевал записывать: наши парни предлагали всей школе попробовать несуществующие рыбные сосиски, по мотивам уроков истории Беларуси в столовой распевали былинного склада песни “Поехали-пое-е-е-ха-ли! // Поехали до ба-а-а-ри-на!”, считали, что “Сивельга” – это болезнь и походя накидывали ее симптомы.

С большим филологическим потоком всегда нужно что-то делать. Мы попробовали клипы. Вот, посмотрите, к чему может привести исходная установка на творчество (авторство клипов детское, учебный сезон 2010/11) – на этом и закончим цикл недомыслей.

[youtube vsnpZ7S2s7I 550 310]

[youtube zBMLixgaaDs 550 310]

[youtube mkB2mBy1Czo 550 310]

One Response to “Недомысль # 16. О детском творчестве”

  1. Стою у торшера в синем,
    ногу за ногу запрокинув.
    Родина меня не помнит,
    ну, а мать меня не покинет!

    Дайте мне показаться поэтом,
    выбегу на улицу голая.
    Психиатр не поймет ответа,
    зато я теперь свободная!

Обсуждение - Оставьте комментарий