Недомысль # 2. Школа не должна заниматься воспитанием

Комментарий, в ответ на который возникла недомысль:

«Важно то, что самой благородной целью школы было воспитать Человека…»

«Если учесть, что в школе ребенок проводит по 5-6 часов в день, а с родителями пусть даже час утром и хорошо если 3 вечером, то именно школа играет ведущую роль в воспитании, как бы ни старались родители в эти 4 часа»

Нам всем, молодым учителям, всегда говорили, что школа – это совокупность образовательного и воспитательного, причем воспитательное здесь превалирует. Школа в первую очередь должна воспитать ребенка гуманистом, патриотом, Человеком и дальше по тексту. А кто вообще решил, что школа должна заниматься воспитанием? Кто вбил ей в голову эту неразумную мысль?!

Нет, воспитание – дело, конечно, благородное, никто не спорит, но любая хорошая идея, попадая в систему, в вертикаль, в лапы чиновничества, настолько искажается, коверкается и гипертрофированно уродуется, что лучше бы и не начинать предлагать. Помните: «хуже дурака только дурак с инициативой» (А.Градский). Обязательно найдется какое-либо ведомство, которое начнет под данную дорожку разрабатывать комплексы программ, ваять теоретические талмуды (а кто-то еще и пять диссертаций напишет), и в итоге это превратится в очередную показуху, обилие разнорядок и восемь классных часов в неделю на тему «Я воспитываю. Гражданина».

Воспитание, смею вам напомнить, это создание условий для воспитания, т.е. штука абсолютно, исключительно практическая. Человек воспитывается в процессе взаимодействия с другими людьми, в процессе общения (в том числе и с учителями). Никакие лекции, классные часы, культпоходы и проч. никогда не способны выполнить и малой толики того, на что способны, допустим, дружеские посиделки у костра. Поэтому, когда школа берется за воспитание централизованно, декларативно, мы снова получаем очередную показуху. Воспитание должно происходить подспудно, и основная опора здесь – личность учителя. А в таком случае мы снова возвращаемся к проблеме авторитета педагога. Неавторитетный человек не может воспитать, посему школа нынче не способна (и не должна замахиваться) быть воспитателем. Выбор назидания собственным примером – это индивидуальное решение и индивидуальная ответственность педагога (но только в том случае, если он это делает не для галочки, не для того, чтобы потом записать в журнал воспитательные часы).

Школа должна четко для себя определить, что ее основная функция – давать образование. Остальное по мере сил. И, если школа сосредоточится на повышении качества этого своего аспекта, возможно, потихоньку авторитет к ней станет возвращаться, и тогда будет уместно начинать говорить о функциях-надстройках.

Обсуждение - Оставьте комментарий