Недомысль # 3. Теория ста процентов человека

Комментарий, в ответ на который возникла недомысль:

 «И вот еще вопрос: неужели для того, чтобы стать педагогом, надо быть образцом нравственности – сверхчеловеком? Не думаю, что многие (если вообще кто-нибудь) может похвастаться идеальным набором моральных координат».

«Воспитание в любом другом месте не формирует полноценного человека, т.к. другие типы воспитания не включают в себя эмоциональной привязанности и нет любви. За редкими исключениями, потом человек, который любил на работе, воспитывая детей, выгорает и вне работы ни на что не способен».

За последний месяц на моих глазах распались или оказались на грани распада три молодые семьи. И поэтому третий комментарий по теме образа учителя я хочу развернуть в несколько более пространном и отвлеченном ключе, хотя связь здесь, полагаю, более чем крепкая. У учителя не может быть полноценной семьи. По крайней мере, на первых порах. Вообще у творческого человека (а я по наивности своей продолжаю считать профессию учителя творческой) не может быть семьи. Интеллигент – он же по крови своей миссионер. Миссионерство требует самоограничения. А семьи, упомянутые мной, распались по причине дисбаланса между собственно семьей и работой. Посему сложилось так, что уже который месяц пестую-вынашиваю эту идею – да вот повод (пусть косвенный) настал поделиться.

В любом человеке есть сто процентов (сил, энергии, заряда батареи – называйте как хотите). Только сто процентов. И эти сто процентов он может в жизни расходовать по своему разумению. Если он хочет быть идеальным профессионалом, то все свои сто процентов он должен положить на алтарь профессии – следовательно, на остальных фронтах у него по нулям (как говорил один из пациентов незабвенного доктора Хауса, «взамен ты теряешь всего лишь… всё остальное» — http://kinostok.tv/video/107089/doktor-haus-1-sezon-9-seriya).

Если ты свои сто процентов распределяешь поровну между семьей и работой (т.е. по 50), ты становишься так-себе-профессионалом (вполсилы работаешь) и так-себе-семьянином (т.е. автоматически относишь себя к разряду «таких, как все»: большинство ведь так делает). Либо же свои сто процентов ты распределяешь в любой пропорции и, в зависимости от данного выбора, становишься интереснее и перспективнее как профессионал или как хранитель очага.

Многие светлые, искренние, с широко распахнутыми в мир глазами прекрасные люди настойчиво и вдохновенно убеждают меня, что в человеке не сто, а двести, тысяча, миллион процентов и в жизни возможно успевать и сочетать всё, но – хоть стреляйте – не верю. Поэтому не бывает очень много профессионалов «от Бога», не бывает очень много счастливых семейств.

Учитель, выбирая свой путь, должен четко представлять себе, чем он жертвует (или чем он должен пожертвовать). Поэтому я очень верю в молодых специалистов: именно у них есть возможность свои сто процентов не задумываясь, по разухабистости да молодости лет бросить рьяно да в дело. А коли в жизни ты решил успеть всё, полноценным профессионалом ты можешь быть только на определенном ее этапе. А дальше процесс угасания происходит прямо-таки по Чехову.

Разубедите меня.

24 Responses to “Недомысль # 3. Теория ста процентов человека”

  1. То есть, по-вашему, выходит, что учитель, если он хочет стать профессионалом, должен быть счастливым только в одной сфере жизни и несчастным во всех остальных? Разве это принесет заряд энтузиазма, силы и рвения в работе? Может, на первых порах действительно так. Только учитель тоже человек, нуждается в человеческих отношениях, и, возможно, в какой-то момент он почувствует, что ему чего-то не хватает. Вдруг он захочет создать семью? Если он воплотит свое желание в реальность, значит он перестает вкладывать все в работу, следовательно, он уже перестанет быть профи в своем деле и ему пора на пенсию. Получается, учителем можно быть только определенный отрезок времени, потом же меняй профессию и стиль жизни. Где же столько молодых специалистов найти, чтобы они во время сменяли «состарившееся» поколение? И вообще имеет ли тогда смысл выбирать эту специальность, ведь долгое время она тебе не прослужит?
    Правда, можно установить в учебных учреждениях отбор студентов по невероятной трудоспособности, дающих клятву никогда не изменять своему долгу. Как вариант.

  2. Почему Вы утверждаете, что, если человек закрывает для себя все сферы жизни, кроме профессиональной, он обязательно несчастлив? Наоборот, он делает сознательный выбор, подчиняя свою жизнь собственному ремеслу. И в этом деле он становится лучшим, непревзойденным, особенным, что и делает его счастливым. Взять непокоренную доселе высоту в профессии – для определенной категории людей не это ли счастье?! Я знаю некоторых таких.

    Более скажу: много ли Вы знаете выдающихся людей в науке, искусстве, чья семейная жизнь безоблачна и идиллична? В подобных семьях в ходу суперподчинение, где любое движение подчинено реализации профессионального эго творческого человека. Не каждый спутник жизни согласен на такое. Но ведь поэтому обыкновенных много, а выдающийся один. Потому что это аномалия, мутация, уродство. Но на подобном уродстве человечество и движется вперед.

    А то, что учителем можно быть только определенный отрезок времени, – это недалеко от реальности (см. http://edutopia.by/2014/01/10/zametki-na-polyah-nedomyisli-nedomyisl-1-srok-godnosti-uchitelya/). Большинство подающей надежды молодежи становится среднестатистическими, ничем не примечательными взрослыми. Так уж повелось: между творчеством и личной устроенностью, комфортом подавляющее большинство выбирает комфорт (см. «Оттепель» В.Тодоровского).

  3. Знаете, что первое приходит в голову? Так это то, что писал этот пост мужчина. Еще издавна было так, что мужчина — это машина, которая должна отдавать себя работе и зарабатыванию денег. Поэтому даже не странно, что семья будет «мешать».
    Но не задумывались ли Вы о том, что это лишь страх перед новым этапом? Да, я согласна, легче отдать себя одному делу, погрузиться в него с головой и не обращать внимания на остальное. Но есть же миллион примеров, когда человек справляется с несколькими делами сразу.
    Да и семья не столько тяготит, сколько дает поддержу, в ней можно найти отдушину. Вот приходишь после работы (а именно после школы) домой, голова болит от этих неблагодарных учеников, сплетниц-учителей и зазнавшихся завучей, а там ждет теплый ужин, семейные разговоры, радостные детки. Разве это не лучше мыслей о том, как там этот Петечкин напишет завтра контрольную?
    Эта тема очень спорная, никто никого не переубедит, особенно когда спорят мужчина и женщина.
    Но в чем я согласна, так это в том, что учитель сможет больше узнать об учениках, больше их сплотить, придумать им все различные занятия, чтобы они не сидели на лавочках и не потягивали пивко. Все учителя, что у меня были, назовем их учителя со стажем, спешили после уроков домой к своей семье, и про нас забывали, поэтому мой класс никогда не отличался особой дружностью, но внезапно появился молодой преподаватель, который оставался после уроков до 10 вечера в школе, только чтобы нас поразвлекать, оставался после уроков на факультатив, только чтобы мы сдали этот экзамен. Да, за это спасибо, но я не считаю, что чужие дети важнее своих.

  4. Действительно, биографии великих людей пестрят историями несчастной любви. и в этом запутанном и темном деле все несправедливо. Как правило, один любит, а второй позволяет его любить. Сальвадор Дали и Гала. Он гениален, она во всем поддерживала его. Она любила (?), он боготворил ее и посвящал ей свой полотна. Вопрос в том еще, что называть любовью, кого какая любовь устраивает. И что такое любовь для конкретного человека.
    Но до сир пор я говорила о гениальных людях. Таких, как Эйнштейн, единицы. И слава богу. Будь каждый гениальным в своей профессии (гениальный учитель, гениальный шахтер, журналист, фрезеровщик), это стало бы нормой. И понятие гениальности нивелировалось бы.
    Я соглашусь с тем, что у человека есть определенный заряд батареи, но в течение жизни он встречает на своем пути источники подзарядки. Это люди. Семья, друзья, коллеги. Люди же и являются источником вдохновения.

  5. (продолжение)
    Так почему бы не иметь семью? Семья -это не вторая работа, это отдых после работы.
    Про гениальных учителей. Назовите кого-нибудь из всемирно известных учителей, которые прославились именно благодаря преподаванию? Кроме Аристотеля, который учил Александра Македонского. Но он не преподаванием как таковым известен, а своими трудами.
    И потом. Преподавание, на мой взгляд, это не та профессия, которая требует полного самоотречения от окружающего мира. Это же не переписывание книг в келье, в самом деле. Преподавание включает в себя еще и воспитание детей. А это лучше всего работает, когда педагог прививает семейные ценности детям, показывая это на своем примере. Такой ценностью как семья, на мой взгляд, нельзя пренебрегать.
    Давайте представим одну единственную школу, в которой собрались только гениальные учителя (это утопично, конечно, представить-то можно все), которые преданы своему делу, каждый досконально разбирается в предмете, ни у кого нет никаких увлечений, кроме преподавания, все остаются в школе до 10 часов вечера. Это хорошо для детей? Нет. От гениальных учителей весь класс не станет гениальным. Там будет максимум один гениальный ребенок. А вот остальные, обычные дети, не будут иметь представления о семье, потому что преподаватели не считают нужным заводить семью и , соответственно, не прививают это детям.
    На мой взгляд, это большая редкость — гениальный учитель. Но никто не запрещает быть хорошим или даже отличным учителем. Но такой учитель уже априори не отдаст 100% себя школе и своему классу в частности. Он может отдавать даже 70, а потом «подзаряжаться» в семье. Ведь все гениальные перегорают рано, потому что им нечем восполнить силы, потому что кроме их дела у них ничего нет.

  6. to kanberra, to Май

    «Да и семья не столько тяготит, сколько дает поддержу…»
    «Семья -это не вторая работа, это отдых после работы.»
    Это только с одной стороны на работе тяжело, а дома всё для тебя готово и все тебе рады. Есть ситуации, когда тяжело и на работе, и дома: ты пришёл с больной головой, а тут опять готовка-стирка-уборка, а бонусом ещё и конфликт какой-нибудь, и наутро идёшь всё с той же головой, она всё так же болит, в школу, и отдыхаешь уже там. Получается, ты и на работе плохой, и дома не лучше.

    to Май

    «Назовите кого-нибудь из всемирно известных учителей…»
    А назовите кого-нибудь из всемирно известных… врачей, например? Не считаются Авиценна и Гиппократ, т.к. первые. Назовите журналистов (того же Ларри Кинга никогда не транслировали в СССР)?
    Очень узкая область. Я могу назвать Януша Корчака и Антона Макаренко, ведь об их деятельности знают педагоги в разных странах мира; но не имеющие отношения к профессии люди в лучшем случае вспомнят, что есть такие имена, без связи с родом деятельности.

    «…это не та профессия, которая требует полного самоотречения от окружающего мира.»
    Если мы говорим только об абстрагированных знаниях, то нет. А если о знаниях совместно с воспитанием, то требует.
    Почему дети плачут, когда уезжают из лагеря? Ведь нет никакой проблемы встретиться на большой земле или даже на следующий год. Дети в лагере проходят невероятные образовательные и воспитательные процессы, усваивают огромное количество информации и поведенческих норм. И это невозможно воссоздать в той школе, которая есть сегодня.
    Да, нельзя помещать детей в лагерь на весь учебный год, но есть компромисс между школой и летним лагерем — неформальное образование. О нём в отдельной публикации.

  7. «Если мы говорим только об абстрагированных знаниях, то нет. А если о знаниях совместно с воспитанием, то требует.»
    Дмитрий, что Вы этим хотите сказать? Если, допустим, в семье воспитывать ребенка (но в этом присутствует и образовательный момент. многие, например, уже умеют читать и писать до первого класса), то стоит отречься от всего остального? Не работать что ли. И наоборот, чтобы стать успешным учителем, нельзя быть успешным и в личной жизни. Как тогда большинство людей совмещают и работу, и учебу, а кто-то еще и семью? Никто не мешает быть профессионалом в своем деле, но гениальным в своем деле не так-то просто стать. В моем понимании гений — это тот человек, который отдает все 100% своей энергии любимому делу не потому что искусственно себя ограничил от окружающего мира, а потому что иначе он просто не может. А если человек отдает какую-то часть энергии работе, остальную — семье и, скажем, хобби, это не значит, что он не может быть профессионалом в своем деле.

  8. Итак, задача. Дано: электроприбор 1 мощностью 2200 Вт и электроприбор 2 мощностью 40 Вт подключили к сети с постоянным напряжением U1. Искать будем, конечно, силу тока. Нужно понимать, что самой по себе силы тока в розетке нет. Там нет какой-то целой единицы (неких 100%). Сила тока появляется тогда, когда мы включаем электроприбор в розетку. И для каждого электроприбора свои 100%. Можете чувствовать себя напряжением (некоторым ресурсом), к которому подключаются работа, семья, хобби. И они заберут ровно столько, сколько им будет нужно. Можете почувствовать себя электроприбором той мощности, которую себе определите. Помните, что сила тока прямо пропорциональна мощности. Когда Вы взаимодействуете с U1 (работа), Вы даёте те самые 100%, просто для пылесоса и плойки по абсолютной величине будут разные значения, но так эти приборы устроены. Вы подключаетесь к сети с напряжением U2 (семья) и опять выдаёте Ваши 100%. Хорошо, когда человек остаётся собой всегда, не играет роли, не примеряет маски. Сила Вашего «тока» постоянна и высока, т.к. в мире людей такое бывает при изначально высокой «мощности». Такие люди по-настоящему авторитетны. Мне не нужен «сапожник без сапог»: в научную педагогику я поверю только тогда, когда автор смог воплотить свою теорию не руками других учителей на некоторой массе учеников, а сам в своей семье. А то, знаете ли, некоторые горазды воспитывать 1000 детей, не сумев достойно вырастить и одного. Вряд ли в жизни человека есть большее самоограничение, чем семья. Семья – это ответственность. Быть профессионалом – тоже ответственность. А она либо хорошо развита, либо не очень хорошо развита, либо вообще отсутствует.
    Всё, что человек делает, имеет цель. Вот зачем добиваться побед на профессиональном фронте? Понятно, что человеческое существо занято решением двух стратегических задач – потратить время и вписаться в сообщество людей. Решать эти задачи через совершенствование в труде очень благородно, красиво. Но нужно это делать честно: или Вы позёр в золотой маске великана, под которой лилипут, поэтому «за кулисами» работы-сцены пусто, или Вы гармоничная – авторитетная – личность, настоенная на калокагатии. Кстати, женатые люди, стремящиеся получить высшее образование, ответственнее, исполнительнее, добросовестнее и серьёзнее своих холостых коллег (некоторая тенденция всё-таки есть, хоть о её силе, распространённости судить не берусь). И обобщать опыт стоит не молодых пар (тем более, что психологи отмечают инфантилизацию молодёжи, отсюда неуступчивость, эгоизм, душевная лень), а «сталых» пар. Быть семьянином – труд. И здесь не может быть или семья, или работа. Вы либо способны к настоящему труду, настоящей самореализации, либо нет. Думаю, за этим «нет» стоит трусость да лень.
    Можно ещё поговорить о «значимом Другом». Не может быть «значимых всех». Тогда это «значимый Никто». И Вашего «Я» нет – Вы становитесь симулякром.
    Да, педагог – творческая профессия. Когда я читаю книгу, слушаю музыку, смотрю фильм, я в диалоге с произведением. Мы же понимаем, что «я» в романе – это не автор, а повествователь. Алкоголик, шизофреник ли автор произведения всё-таки вторично. Я в диалоге с текстом. А вот творчество учителя воспринимается не через образ «повествователя», а непосредственно от автора. И как может содействовать моей социализации человек, который сам не социализирован? Таким образом, авторитетный творческий учитель быть мутантом, уродом и девиацией не может по определению.
    Семьи создаются по расчёту, по глупости, но хочется, чтобы по любви. Определяясь со своим местом под солнцем, персонаж романа В. Пелевина «Числа» вспоминает рассказ о жизни стаи шимпанзе, где альфы и беты соревнуются в «крутости», а гаммы заняты продолжением рода. Но девочки влюбляются в принцев (у приматов – это альфы и беты), а в действительности получают «гамму». Поэтому в семьях много психологического насилия женщин над мужчинами. Принцы же «не могут себе позволить» обзавестись семьёй. А теперь представьте, что вся элита всех профессий чайлдфри и муж/женафри. Вы из кого новую элиту ковать будете? Поведенческие паттерны формируются очень быстро, а первый социум, в который попадает человек, семья. Перебороть эту первооснову всегда непросто. Как известно, хочешь, чтобы было хорошо, делай сам.
    Можно жить в постмодернизме, но вот в постгендеризме – НЕТ! А туда мы идём, пока интеллигенция-миссионеры заняты абстрактным «добром», бросая этому молоху самое настоящее, действительно ценное – семью. С совершенствованием в профессии не совмещается мещанство, а не семья. Учебное заведение временного пребывания (сад, школа, лагерь) называют вторым домом, второй семьёй, потому что «первая» семья «сбагрила» туда своих чад, увиливая от своей прямой обязанности быть подлинной семьёй, а не «случайной».

    В математической модели ста процентов человека ищите физический смысл. Чтобы понять, твоё ли дело жизни – быть педагогом, мало поступить в педвуз и выучить теорию на десятку. Нужна практика. Так нельзя судить и о семейной жизни, не узнав её изнутри, не прочувствовав на себе. Как же Вы будете давать урок, когда сами его выучили не до конца?

  9. Для Дмитрия Макарчука.
    У меня в лагере был замечательный коллектив, преподаватели, кружки.. А я плакала и хотела домой, продержалась в лагере с неделю и домой поехала. Не смотря на огромное количество прекрасных людей, интересных мероприятий, знаете почему? Потому что у меня семья замечательная. Дети плачут не потому что в лагере так замечательно, а потому что дома хуже.

  10. Сложность ситуации в том, что во всех упомянутых мною в статье молодых семьях (я сознательно беру в расчет именно их, ибо четко представляю целевую аудиторию комментирующих) конфликт случился между устроенностью, спокойствием, оседлостью (кто-то назовет это рутиной) и амбициями. Все этих молодые люди блестяще фундаментально образованы (я с уверенностью могу утверждать, что их образование куда шире и перспективнее / прагматичнее моего). Я с закрытыми глазами причисляю их к «золотой молодежи», а следовательно, весьма амбициозной молодежи, ибо образование дает амбициозность – оно обязано давать амбициозность.

    А для каждого амбициозного человека одним из важнейших (если не ключевым) фактором самоуважения (внутреннего довольства собой) является осознание того, что он что-то сделал в жизни. Не построилдомпосадилдеревовырастилсына, а что-то общественно значимое, резонансное. И только с этим осознанием он может спокойно, с эгоистично приподнятым подбородком смотреть на себя в зеркало. Это ему принципиально для комфортного себя-ощущения.

    Вспомните, почему так бесился толстовский князь Андрей в разговоре с Пьером Безуховым. Он ненавидел свою жену, ведь она ему к тридцати годам помешала сделать карьеру. Тот, Наполеон в душе, вместо того чтобы носиться впереди планеты всей со знаменем наперевес и геройствовать на полях ключевых для страны сражений, вынужден таскаться по балам да по салонам, потому что он муж своей жены, светский человек, черт побери! В этом трагедия толстовского героя. В этом потенциальная трагедия любого амбициозного человека.

    Мой хороший приятель, учитель физики, которому уже 33 года, у которого семья и маленький ребенок, утверждает, что со временем тотальная амбициозность проходит и все мы превращаемся в обычных людей, для которых важны любовь, понимание, сочувствие и борщ. И это не плохо – это просто взросление. Хочу сомневаться. И в свои могучие 25 лет всеми силами буду стараться сомневаться.

    В одном из споров вокруг этой статьи мы вышли на вопрос: «Что для человека важнее: любовь или образование?» Всё зависит от цели, которую человек сам себе определяет: его цель – семья и очаг или его цель – процесс и полезность. И это личный выбор человека. Нельзя быть нейтральным – с течением жизни ты сам выберешь, к какому полюсу ты более тяготеешь и что первее ты принесешь в жертву: амбиции или устроенность. Кого вы готовы терпеть больше: человека-знак-качества со скверным характером или любящую весь мир бездарность?..

  11. Любовь или образование? Какой странный вопрос. Разве можно вообще выбирать между этими вещами? Допустим, ты хорошо образован, хочешь быть специалистом «от Бога», прикладываешь все усилия для достижения своей цели: тратишь время, нервы. Но ведь это совершенно не означает, что ты всю жизнь будешь один, что ты уже как бы заранее обречен быть не способным создать счастливую семью! Да, конечно, чтобы стать мастером своего дела, приходится идти на особые жертвы, но давайте не будем забывать для чего мы живем. Глупо, конечно, говорить, что цель всех — это семья, но я считаю, что все остальное не так важно, если ты всю жизнь проведешь один. Быть может, ты и принесешь пользу обществу. Я сейчас говорю конкретно о учителях и врачах, поскольку считаю эти профессии главными в нашей жизни. Так вот, ну станешь ты отличным специалистом, будешь тратить много времени на то, чтобы быть «в форме» как можно дольше, но ведь без семьи никак. Работа работой, но не она будет дарить тебе заботу, любовь, поддержку, не она будет ухаживать за тобой в старости, и кроме пользы у тебя не останется ничего, твой род закончится, ты не сможешь насладится теплыми, семейными вечерами, улыбкой своего/своей любимого/любимой, радостным смехом своих детей. И зачем тогда жить? Чтобы всю жизнь пытаться сделать это общество лучше? Так один-два человека не сделают это. Да, я преклоняюсь перед учителями, которые делают своих подопечных лучше, пусть и не во всем, но учителя не роботы, которых можно включить и которые будут «пахать» всю жизнь на своей работе и только там. Всем нужна семья, учителя здесь не исключение. Я считаю, что вполне реально успевать и на работе, и в семье. Главное — желание.

    -«У учителя не может быть полноценной семьи.»
    Да с чего Вы взяли это? Только посмотрев на молодые семьи, известные Вам? Так я Вам скажу, что в нашем мире сейчас вообще очень туго с этим. Каждый год расходятся сотни молодых семей, и это отнюдь не от того, что они все такие образованные, хотят стать специалистами «от Бога» и семья им мешает, там очень много факторов. На моих глазах в данный момент тоже рушится молодая семья и, знаете,

  12. *(продолжение)
    совершенно по другим причинам. Поэтому тут это далеко не единственные фактор. Да и какой смысл смотреть только на эти пары? Достаточно вполне успешных молодых и не очень молодых пар, которые, например, оба учителя. Да и это не важно. Один из них, может, достойный учитель, приносящий детям пользу, другой, может, водитель или кто-то ещё. Главное, чтобы у них была любовь. И тогда и в семье все прекрасно будет, и на работе это будет помогать. Так что да, у учителя МОЖЕТ быть полноценная семья.

  13. Ребятаааа! Вы слышите себя?! Что вы говорите?! Создавать семью, чтобы кто-то ухаживал за тобой в старости??? Это пошло, мелко и потребительски! Читайте Чехова. Вид счастливого семейства наводит тоску. «Человеку нужно не три аршина земли.., а весь земной шар!» Эту прекрасную деятельную романтику кто отменял?!

    Кто сказал, что творческий человек обречен не создать счастливую семью? Я говорю о том, что он должен быть готов этим жертвовать в силу пресловутых максимальных ста процентов. И для творческого человека работа никогда не «пахота», работа для него священнодействие, процесс для него таинство (именно этим творческий человек отличается от рутинера).

    И если для тебя главное – «чтобы была любовь», то не сильно ты и амбициозен. Если для тебя счастье концентрируется в теплых вечерах и мясе под майонезом, то ты домохозяйка, и не надо говорить людям о своих амбициях.

    Взрослейте. Через десять лет поговорим.

  14. Физиологию, знаете ли, тоже никто не отменял. Откуда вы взяли эти сто процентов? Где они?

  15. «Создавать семью, чтобы кто-то ухаживал за тобой в старости» — простите, но я не это имело в виду.

    «Вид счастливого семейства наводит тоску » — если человек так считает, значит, у него никогда не было счастливой семьи, чем все и объясняется.

    «Если для тебя счастье концентрируется в теплых вечерах и мясе под майонезом, то ты домохозяйка, и не надо говорить людям о своих амбициях.» — Вы сами себя слышите??
    И если человек говорит, что счастливая семья и любовь далеко не главное в жизни и что желание иметь это показывает не амбициозность, то значит, у этого человека просто пока ещё не было такой семьи и любви.

  16. Вот идёшь по улице и вдруг понимаешь, что на колготках поползла стрелка. Ах, какая нелепость, как унизительно, как позорно! Может, кто-то да заметит эту подлость со стороны вашей собственной одежды, но этому наблюдателю будет так всё равно, что узнай вы об этом, то даже обидно станет от того, насколько мы безразличны другим. Равно как и они нам. Но мы склонны потакать лишь собственным амбициям.
    Конечно, Ваш пепелац без гравицаппы из амбиций особо не разгонится. И на перегонку идут, само собой, дипломы об образовании. Ещё бы, ведь вас досыта накормили будущим ещё в школе. Да, и семья ради стакана воды в старости – та же похлёбка. А Вы понимаете, что тем самым Вас обокрали, обобрали до нитки? Ваше настоящее цинично швырнули в бездонную глотку будущего, которого нет.
    Почему мы посмеиваемся над людьми, собирающимися начать жить с понедельника? Потому что не будет никакого такого понедельника. Нельзя сейчас сознательно быть амбициозным, а потом сознательно повзрослеть, например. Любопытный факт: люди никогда не врут. В самый момент произнесения лжи человек в неё верит, на это непродолжительное время для него звучит правда. Которая через секунду – ложь. В общем, человек – это фрактал. Поэтому «все врут» (но «никто не слушает» об этом, пожалуйста, не забывайте). И опять немного из В. Пелевина: «Когда-то звезды в небе казались мне другими мирами, к которым полетят космические корабли из Солнечного города. Теперь я знаю, что их острые точки — это дырочки в броне, закрывающей нас от океана безжалостного света. На вершине Фудзи чувствуешь, с какой силой давит этот свет на наш мир. И в голову отчего-то приходят мысли о древних.
    «Что делаешь, делай быстрее…»
    Какой смысл этих слов? Да самый простой, друзья. Спешите жить. Ибо придет день, когда небо лопнет по швам, и свет, ярости которого мы даже не можем себе представить, ворвется в наш тихий дом и забудет нас навсегда».
    Если мы в чём-то угадали систему, то комильфо считается с ней бороться. А борьба, кстати, в саму систему встроена. Не стоит крутить педали в обратную сторону. Просто попробуйте не крутить их вообще. Когда Вам говорят, что Вы должны готовиться к домашнему борщу либо к престижному образованию, Вами манипулируют, управляют, Вас предсказывают, делая данные концепты антагонистами (т.е. выбор одного – бунт против другого). Вас сознательно делают несчастным, заставляя думать, что Ваш долг что-то куда-то пожертвовать. Так человек у амбиций или амбиции у человека?
    Зачем определять жизнь в таких болезненных глаголах, как «тяготиться», «терпеть»? Есть ли на человеке знак качества, нет ли, я ни в жизнь не буду его терпеть. Или понимаю, принимаю, люблю, или вообще не взаимодействую с ним. А «весь земной шар» умещается в Вашей голове, в сознании. Если Вы что-то усиленно ищете, подумайте, там ли Вы это делаете и терялось ли оно вообще.
    И в качестве коды прозвучит Б. Пастернак.
    Быть знаменитым некрасиво.
    Не это подымает ввысь.
    Не надо заводить архива,
    Над рукописями трястись.
    Цель творчества самоотдача,
    А не шумиха, не успех.
    Позорно ничего не знача,
    Быть притчей на устах у всех.
    Но надо жить без самозванства,
    Так жить, что бы в конце концов
    Привлечь к себе любовь пространства,
    Услышать будущего зов.
    И надо оставлять пробелы
    В судьбе, а не среди бумаг,
    Места и главы жизни целой
    Отчеркивая на полях.
    И окунаться в неизвестность,
    И прятать в ней свои шаги,
    Как прячется в тумане местность,
    Когда в ней не видать ни зги.
    Другие по живому следу
    Пройдут твой путь за пядью пядь,
    Но пораженья от победы
    Ты сам не должен отличать.
    И должен ни единой долькой
    Не отступаться от лица,
    Но быть живым, живым и только,
    Живым и только до конца.

  17. to Анастасія

    «Итак, задача.»
    Очень стройная схема. Прелесть просто. Ах, если бы в жизни была такая же стройность!

    «…электроприбор 1 мощностью 2200 Вт и электроприбор 2 мощностью 40 Вт…»
    Но, к сожалению, мы все люди. И наша мощность (работа, которую мы можем совершить за единицу времени) катастрофически и неумолимо падает как в течение всей жизни, так и в течение одного дня (именно поэтому иногда нам приходится спать). И когда я 10 часов кряду вынужден выдавать свои скромные 200 Вт, то домой я принесу в лучшем случае 100. И люди, которые живут со мной, потому что в пиковые часы я выдаю до 250, ждут от меня номинальной мощности. Но я (вынужден это признать) не электроприбор.
    Это раз.

    «…подключили к сети с постоянным напряжением U1″
    Помилуйте! Это в какой такой сети (рассматриваем человеческие сферы) вы видели постоянное напряжение? Справедливее сравнить человека с советской ёлочной гирляндой: она рассчитана на напряжение 210-230 вольт, и как только напряжение в сети прыгнет до 240, одна из лампочек (можете не сомневаться) непременно перегорит. А ведь на работе, в семье и даже в отдыхе напряжение скачет так, что не снилось никаким трансформаторам.
    Это два.

    «Вы подключаетесь к сети с напряжением U2…»
    Немного некорректно сформулировано условие: прежде чем подключить прибор к сети U2 (как старые рокеры, право-слово), его отключили от сети U1? Подозреваю, да. Никто не додумается сделать плойке два штекера и одновременно их подключить к разным сетям (хотя, посмотреть было бы забавно).
    Где вы видели человека, который, приходя домой, полностью выключается из работы (и мы говорим об учителях!)? А который, приходя на работу, полностью выключается из семьи? У приборов перед людьми одно большое преимущество: нет памяти и мыслей (я не верю в восстание машин).
    Это три.

  18. По поводу двух сетей и одного напряжения. Не так давно в одном из интервью известный российский телеведущий (на мой взгляд, один из лучших в своей профессии) Дмитрий Дибров насчет отношений семьи и работы высказал любопытную точку зрения, которую потом мы с товарищами в приватном обсуждении дожали вот до чего. У любого творческого человека, утверждал г-н Дибров, могут быть только «монтажные жены», т.е. семейная жизнь может вытекать исключительно из служебной, потому что только жена-коллега может понять, почему ее супруг должен всю ночь пропадать на студии, монтируя свою передачу (она ведь сама знает эту кухню и, вероятно, тоже с ним отсматривает и монтирует очередной выпуск).

    Так вот заявленные мною выше 100 % органично на семейную жизнь могут наложиться только в двух случаях. Первый – это когда муж и жена – коллеги, т.е. когда семейная жизнь полностью вписана в профессию (или наоборот: когда профессия внедрена в жизнь семейную). Тогда твои сто процентов не распаляются на два фронта, а органично направлены в единое русло.

    Вариант второй, более сложный. Вариант, при котором семья никаким образом не пересекается с работой (сознательно, возможно, искусственно созданная взаимоизоляция). То есть, приходя домой, ты полностью отключаешь работу и – важно и обязательно – ни при каких обстоятельствах на нее не отвлекаешься. Даешь себе эдакое обещание. Но, отправляясь на службу, ты отключаешь в себе семьянина и сосредоточиваешься на работе. При этом личная жизнь для тебя сознательно перестает существовать. Таким образом, ты благополучно, не повредив при транспортировке, аккуратно переносишь свои 100 % из дома на работу и обратно. Но для такого расклада нужна крепкая предварительная принципиальная договоренность внутри семьи и внутри работы.

  19. По поводу «монтажной» жены. Не знаю как у педагогов, а на первом курсе мед. университета один милый психиатр нас, девочек, учила:» Милые, никогда не выходите замуж за врача, или выходите, тогда хотя пусть у него специализация другая будет».
    А потом объяснила что когда у мужа и жены одна профессия, они начинают соревноваться, кто лучший профессионал, это крайне негативно сказывается на отношениях.
    Возможно, людям достаточно просто понимать друг друга и держать друг перед другом обещания, а лучше их не давать.

  20. BoSS, это что за бред? Жена-коллега? Ладно, хорошо, предположим, вы вдвоем работаете в одном офисе, целый день вы сидите рядом, 24 часа в сутки вы друг друга видите (человек на такое не способен, ему надо отдыхать). Ладно, это полбеды, вроде в вашей теории все так гладко, прям даже захотелось поверить в эту сказку, особенно в эту фразу «она ведь сама знает эту кухню и, вероятно, тоже с ним отсматривает и монтирует очередной выпуск». Но проблема то партнеров-коллег и заключается в том, что все их беседы сводятся только к одному: к работе. Все недопонимания, что были на работе появляются и в обычной бытовой жизни. То есть что на работе мы говорим только о работе, что дома — только о работе. Вас это устраивает? Меня — нет.
    Давайте рассмотрим другой вариант: когда все разговоры устремляются партнеров-коллег к теме любви. То есть на работе у нас обнимашки-целовашки и дома тоже самое. Ну и от такого же тоже начнет тошнить.
    Так в чем плюс?
    Не бывает этого Вашего «второго варианта», в девичьих романах только если.
    А еще я хочу узнать как в этой семье будут жить дети?
    Родители постоянно на работе. Приходят домой — говорят о работе. А ребенок тогда вообще нужен или он был сделан для галочки, чтобы быть полноценной семьей? Нет, ну, конечно, есть много вариантов «сплавить» ребенка к бабушке, где он будет окружен любовью и заботой, тогда родители просто станут словом.

  21. Может ли учитель иметь семью?

    «Неужели для того, чтобы стать педагогом, надо быть образцом нравственности — сверхчеловеком?» Да.
    «На первых порах у учителя не может быть полноценной семьи». Да.
    «Миссионерство требует самоограничения». Прописная истина.
    «У творческого человека вообще не может быть семьи». Может, если эта семья — понимающие его соратники и единомышленники.

    Соглашаясь со многим в вашей теории, замечу, что сформулировали вы ее не совсем корректно. Исходя из ваших формулировок получается, что безработный отец — лучший отец, а безработный муж — лучший муж. И что все люди, у которых есть работа, которой они посвящают хотя бы 5% «себя», уже неполноценные семьянины.

    Другое дело, если речь идет о времени. Тогда действительно, если вы чувствуете, что не посвящая 100% времени работе вы становитесь худшим учителем, а не посвящая хотя бы 5% времени семье — худшим семьянином, чем могли бы быть, то, конечно, семью вам заводить не стоит. И вообще, если вы сможете прожить всю жизнь, целиком и полностью находя свое счастье в профессии, то создавать семью вам совершенно нет необходимости.

    Не все любящие весь мир бездарны. Не у всех людей-знаков-качества скверный характер.

    Любой человек, не только учитель, выбирая свой путь, должен четко представлять себе, чем он жертвует.

    Потребность в любви, понимании и сочувствии и борще — это не свойство «обычных» людей, которые вам так ненавистны. Это свойство всех людей. Тот 100%-й учитель, о котором вы говорите, получает эти любовь, понимание и сочувствие от своих учеников, которым он отдает себя. А борщ он покупает в буфете.

    «Всё зависит от цели, которую человек сам себе определяет: его цель – семья и очаг или его цель – процесс и полезность». Семья не может быть самоцелью: жизнь человека состоит из множества частей, и семья (если она есть) — лишь одна из них. Другое дело, что создавать семью нужно только и только тогда, когда «процесс и полезность» не приходят в противоречие с семьей и очагом.

    И, кстати, не стоит отбирать у «вырастил сына» общественную значимость. Всё же не только учителя, но и родители/семьи воспитывали известных нам лучших членов общества.

    «Много ли Вы знаете выдающихся людей в науке, искусстве, чья семейная жизнь безоблачна и идиллична? В подобных семьях в ходу суперподчинение, где любое движение подчинено реализации профессионального эго творческого человека». В этом случае речь идет о неудачно созданных семьях, где супруги смотрят в разные стороны и по-разному расставляют жизненные приоритеты. Так бывает, например, если мужчина-учитель женится на девушке, мечтающей о роскоши и отпуске на Кипре, или если женщина-учитель выходит замуж за мужчину, предпочитающего трехразовое горячее питание, выглаженную одежду, идеально чистую квартиру и 3-5 образованных и воспитанных детей.
    Однако в истории много и противоположных примеров выдающихся людей в науке и искусстве, когда два человека занимались одним делом, верили в одно и то же, целую жизнь прожили вместе и оставили после себя не только учеников, великие открытия и произведения искусства, но и детей, продолживших их дело.

    «Обыкновенных много, а выдающийся один. Потому что это аномалия, мутация, уродство». Одинокий гениальный человек — это аномалия, но не мутация и не уродство. Это сознательный выбор человека, который прекрасен тем, что показывает его силу духа, позволившую пойти против общественного требования жениться и плодиться. И на подобном выборе человечество действительно движется вперед.

    «Так вот заявленные мною выше 100 % органично на семейную жизнь могут наложиться только в двух случаях. Первый — это когда муж и жена — коллеги, т. е. когда семейная жизнь полностью вписана в профессию (или наоборот: когда профессия внедрена в жизнь семейную). Тогда твои сто процентов не распаляются на два фронта, а органично направлены в единое русло». Полностью разделяю ваше мнение. Второй вариант гораздо сложнее, но тоже имеет право на существование.

    А теперь немного теории:

    Имея семью, человек может успешно (на 100%) реализоваться и как учитель, и как муж/жена (мать/отец) только в том случае, если:

    1) второй партнер (также учитель или представитель любой другой профессии) разделяет или принимает и уважает взгляды партнера-учителя на учительский долг, понимает особенности профессии учителя (учитель остается учителем и после работы, и ночью, и на больничном, и в отпуске) и морально готов к более или менее аскетичному существованию в материальном плане, если сам не готов обеспечивать желаемый уровень материального комфорта (излишества или роскошь никогда не являлись атрибутом существования учителей — тех, которые отдавали себя ученикам на 100%, — ни в какую эпоху);

    2) этот человек осознает, что должен оставаться верным своим принципам не только с учениками, но и дома, со своими детьми и женой (мужем), и вообще постоянно.

    Чего не стоит делать учителю при создании семьи:

    — выбирать в партнеры человека, не разделяющего и не принимающего отношение учителя к собственной профессии; человека, который не понимает особенностей работы партнера-учителя и обстоятельств, с этой работой связанных (в т. ч. материальных);
    — (для женщин) зачинать и рожать ребенка на пике творчества и успеха, когда ребенок связывается с разбитыми мечтами и возвращением в «суровую реальность» (хотя бывают и исключения — М. Монтессори, см. ниже);
    — создавать семью, не будучи к этому готовым, под давлением «общественного мнения» (см. ниже).

    Причины, по которым такие ошибки совершаются:

    а) из-за нежелания обдумывать свои действия — 100%-сть учителя в этом случае автоматически ставится под вопрос;
    б) под давлением «общественного мнения» (семьи, друзей и проч.), включающего стереотипы относительно «оптимальных» возрастных и социальных рамок вступления в брак («замуж на пятом курсе», «женишься, когда найдешь работу»).

    И на закуску — немного истории:

    Конфуций — стал учителем, будучи женатым и имея сына.
    Будда — женился в 16 лет. В 29 лет (сразу после рождения сына) ушел путешествовать и учиться, в течение 6 лет полностью изменил свое мировоззрение и стал учителем в 35 лет.. Жена последовала по его стопам, став его соратницей. Сын также стал прямым последователем отца.
    Иисус — никогда не был женат (по имеющимся источникам).
    Мухаммед — стал учителем, будучи женатым; после того как стал учителем, женился еще несколько раз (со всеми женами состоял в браке одновременно). По разным сведениям, за всю жизнь имел от 9 до 23 жен.
    Ганди — стал учителем, будучи женатым. Жена разделила мировоззрение мужа и стала его последовательницей.
    Коменский — впервые женился в 26 лет (первая жена и дети умерли). Второй раз женился в 32 года (вторая жена умерла, когда Коменскому было 56). В 57 лет женился третий раз.
    Песталоцци — женился до того, как стал учителем; после того как стал учителем, жена разделила мировоззрение мужа и стала его соратницей.
    Дьюи — был дважды женат, будучи учителем, имел 6 детей.
    Ушинский — женился, будучи учителем. Одна дочь на собственные средства основала мужское училище в Киеве, вторая — начальную школу в селе, где находился дом Ушинских.
    Толстой — стал учителем, будучи женатым на женщине, соответствовавшей его прежнему социальному положению и ранним взглядам. Из-за изменения мировоззрения Толстого в т. ч. в пользу «100%-го учительствования» ситуация в семье стала конфликтной и после 48 лет брака Толстой оставил жену, не разделявшую его мировоззрение. Младшая дочь, поддерживавшая взгляды Толстого, основала музей в Ясной поляне и Толстовский фонд и оставила множество письменных воспоминаний о самом Толстом.
    Корчак — никогда не был женат.
    Шацкий — женился в самом начале учительской карьеры на женщине, близкой ему по взглядам. Жена и коллега — известный педагог, одна из основателей музыкально-эстетического воспитания детей в Советском Союзе.
    Макаренко — женился в 35 лет, будучи учителем.

    Ефросинья Полоцкая — отказалась от замужества, чтобы посвятить себя просвещению.
    Мария Монтессори — никогда не была замужем. Забеременев, отвергла предложение о замужестве и продолжила обучение и карьеру. Родила и воспитала ребенка, не находясь в браке. Сын возглавлял созданную матерью Международную Монтессори-организацию до своей смерти.
    Алоиза Пашкевич — вышла замуж, будучи учителем, за человека другой профессии, разделявшего её взгляды.

    Как видите, стать настоящим, 100%-м учителем (которым я считаю каждого из названных выше людей) человек может независимо от своего семейного статуса: как имея семью так и не имея ее. Главное — чувствовать свое призвание и быть готовым пожертвовать… всего лишь всем остальным.

  22. Я уже собралась разубеждать, как вспомнила про Макаренко…
    У человека в жизни должна быть чёткая шкала приоритетов, чтобы не распылять себя на всё подряд.
    Есть, конечно, нюансы и исключения, но это тема для отдельной философии.

  23. «У учителя не может быть полноценной семьи» — нет, это не так.

    В начале своего карьерного пути, возможно, человек мало думает о семье, а больше о работе. И да, он добивается высоких результатов, становится профессионалом своего дела на все 100%.
    Я думаю, что многие согласятся с тем, что рано или поздно человек захочет иметь семью. Это, своего рода, инстинкт (хотя слово «инстинкт» больше относится к животным, но все же), который срабатывает в определенное время.

    Вот вам пример моей семьи.
    У меня она прекрасная. Бывало такое, что родители,будучи весь день на работе, приходили полностью вымотанные и могли ответить: «Дети, я устал(а), потом поговорим». Однако мы (дети) никогда не страдали недостатком внимания, общения и т.д. Чаще всего происходило так, что после трудного рабочего дня, они отдыхали именно в семье.
    При всем этом они достигли достаточно высоких результатов в профессиональной сфере.
    Мне сейчас приятно читать и слышать отзывы от тех, например, с кем работал мой отец: «Он профессионал от Бога», «Он лучший специалист».

    Чтобы совмещать работу и семью и не «потерпеть крушения» ни в одной из этих сфер, нужно иметь много мудрости.

    Бесспорно, во всем есть свои нюансы. Но хочу сказать: если хотя бы у кого-то одного получилось сделать такое, что ты, казалось, не мог, то и ты обязательно сможешь. Нужно только приложить максимум усилий. Возможно, сразу не получится и сразу не будет идеального результата, но нужно стараться. Так и в нашем случае «семья-работа».
    Нужно иметь мудрость разделить свои 100% так, чтобы хватило сил и достичь высоких результатов в карьере, и иметь счастливую семью. Это возможно.

  24. Совмещение семьи и работы – это явление прекрасное, но не всегда оно возможно. Пускай человек и состоит из 100%, следовательно, их необходимо разделить настолько верно, чтобы от этого распределения не страдали ни семья, ни работа, ни сам человек. Иногда приходится осваивать навыки тайм-менеджмента, чтобы распределять себя и свое время грамотно. Все это возможно только при желании самого человека. Нужно набраться смелости, чтобы добровольно разделить себя на две части, но при этом оставаться целостной личностью.

    Что касается вопроса о том, могут ли супруги иметь одну специальность, то я не вижу в этом ничего отрицательного. В этом нет ничего плохого, если профессиональная деятельность станет еще одним общим моментом в жизни мужа и жены. Я говорю именно об одинаковой специальности, но не об одном месте работы на двоих, так как работа не должна переходить в семейную жизнь и занимать все 100%.

Обсуждение - Оставьте комментарий