Недомысль # 5. Поколение взяточников

У меня недавно случился очень забавный разговор, как раз в тему публикации. Ко мне пришел один из моих подопечных, с которым мы готовимся к ЦТ, и искренне пожаловался (он был действительно огорчен и до глубины души обижен), что вот, мол, он добросовестно всю неделю отдежурил в столовой, а классный руководитель не поставил ему в журнал десятку по математике.

Или вот еще. Когда объявили фестиваль школьных команд КВН и мы повезли туда свои десятые классы, я удивился, почему никто из одноклассников моих КВНщиков не поехал болеть за них, и спросил об этом играющих ребят. «Конечно, не поехали. Вы же не предложили 10 баллов по русскому», – ответ прозвучал на автомате, даже без секундной паузы. И тогда я подумал, что у этого поколения есть (или находится в процессе формирования) в операционной личностной системе большая беда (мой преподаватель белорусской литературы в Лицее БГУ Вероника Вячеславовна Кушнеревич использовала в подобных случаях емкое выражение – «хіба ў грунтоўным» – брешь в фундаментальном).

Комментарий, в ответ на который возникла недомысль:

 «Это, конечно, чудесно, что кто-то понимает, что его отметки подрисованные, но есть же и те, кто считает, что так и надо, ведь он молодец, он так ответственно ходил дежурить, ходил на олимпиады, что его обязаны поощрить».

 «Возможно, что справедливость всё-таки восторжествует когда-нибудь… НО! Посмотрите на нынешнюю молодежь. Я не могу согласиться с тем, что каждый ваш подопечный, которому предстоит пройти через экзамены, будет разделять вашу позицию. Он всё равно будет придерживаться того, что ему говорят старшеклассники: “Не парься! Что у тебя в году, то и в аттестате”. Каждый, кто сдавал экзамены, слышал такое. Есть, конечно же, люди, которым не всё равно, которым совесть не дает уснуть. Но, к сожалению, таких людей подавляющее меньшинство. Тут, мне кажется, надо заниматься вопросом о честном образовании ещё с первых классов. Показывать детям, что без определенной подготовки им не удастся хорошо написать, например, контрольную работу… И таким образом дойти до экзаменов. Не давать слабину на протяжении всех лет обучения».

В школе идет тотальная торговля отметками. Отметку используют как разменную монету за любую услугу: заполнение учеником ведомости вместо учителя, поход в театр, чистка катка зимой для уроков физкультуры, участие в школьных концертах и т.д. Это как бутылка самогона в деревне соседу за помощь по хозяйству (Помните фильм «Участок»? «Вроде и не деньги, а вроде и оплачено»). Многие учителя, общественные деятели, колумнисты ведущих газет поднимают эту тему (http://www.kp.by/daily/26148/3038093/) – значит, беда имеет солидные масштабы. Я сам искренне удивлялся, когда ко мне подходили толпы эстетов (преподавателей танца) и просили закрыть глаза да нарисовать лишнюю девятку девчонке по литературе за то, что она прекрасно станцевала на концерте к юбилею школы (несмотря на то, что ни одного программного произведения у нее читано не было).

Почему так происходит? Меня уверяют, что это проявление человечности (мол, услуга за услугу – так во всем просвещенном мире делается). Я считаю, что ни при каких обстоятельствах отметка не должна стать предметом мены (даже олимпиадников не стоит поощрять баллами по олимпиадному предмету). Объясню почему. На самом же деле (по всем просвещенным канонам) для любого учащегося должно быть весьма почетно представлять школу на каком-нибудь мероприятии, участвовать в некоем действе, организуемом школой. Вообще за каждым воспитанным человеком закреплено понятие долга: долга перед родителями, детьми, страной, своими наставниками, своей профессией, своим образованием и школой в том числе. Поэтому любой учащийся своей школе так или иначе ДОЛЖЕН, и именно чувство этого долга призвано бессознательно вести его на различные баррикады по защите школьной чести. Идеально, правда? Только здесь одна важная оговорка: всё это произойдет только в том случае, если ученик УВАЖАЕТ школу и учителей, в ней работающих. Я сделаю что-либо потому, что мне не хочется подводить учителя (человека), которого я уважаю, то есть ключевые понятия здесь АВТОРИТЕТ и ДОЛГ. Если школа начинает торговаться отметками, значит, авторитет ее находится на нуле, уважение к сотрудникам ее потеряно. Учитель, предлагающий 10 баллов за поход на хоккей, не имеет других (репутационных) инструментов управления классом, таким действием он предает свое образование и свой предмет, таким действием он продает свою репутацию и больше не должен считаться уважаемым.

Мы часто проводили музыкальные вечерние посиделки с разными классами: ну, знаете, чай, печеньки, песни под гитару да клавиши. И я начал замечать, что с некоторыми группами подопечных организовывать подобные массовые мероприятия становится проблематично вот по какой причине. Любые масштабные задумки требуют масштабной подготовки (это касается и закупки, и уборки, т.е. подготовки класса к мероприятию и приведение класса в порядок после оного). Так вот эти околопосиделочные хлопоты порой становились неподъемными за счет того, что многие дети искренне не понимали, почему они, допустим, должны мыть посуду, если им за это НИЧЕГО НЕ БУДЕТ. Вы понимаете, какая на самом деле трагедия, какая пропасть в системе моральных опор этих детей?! Получается, школа всеми вышеописанными инструментами уже воспитала целое поколение взяточников, т.е. людей, которые начнут свое шевеление в какую-либо сторону только в случае материального поощрения. Вот вам и десять баллов по математике за дежурство в столовой!

Я хочу обратить ваше внимание на комментарий к статье «Рисованная совесть» (http://edutopia.by/2014/01/13/risovannaya-sovest-ili-kriteriy-obektivnosti/) от персонажа под ником «Кто-то» (часть этого комментария приведена второй к нашей сегодняшней «недомысли»), плюс я прошу господина Кто-то помахать нам ручкой и объявиться еще раз в комментаторах (я считаю, что это самый сильный текст из всех, приведенных под статьей). Так вот резюмируется он фразой «не давать слабину на протяжении всех лет обучения», т.е. разговоры о совести включать не только в преддверии экзаменов, а планомерно, в первую очередь поведением и примером всех сотрудников школы приучать детей жить по некоим моральным принципам. А что на самом деле демонстрируется взрослыми? Приведу выдержки из свежих рассказов школьников.

В одной школе детям было предложено написать сочинение по белорусской литературе (по «Знаку беды» В.Быкова). Одиннадцатиклассник добросовестно попытался написать текст  самостоятельно так, как он понимал произведение. Видимо, понял не совсем глубоко – по крайней мере, что-то в этом сочинении не устроило учителя. И тот вложил ученику в тетрадь лист из критической статьи об этой повести со словами «перепиши вот это, а я проверю». Или вот еще случай по тому же сочинению, только из другой школы. Юноша поплакался своему классному руководителю, что не успел написать сочинение по «прочитанному»: мол, в голову ничего не лезет. Классный руководитель, недолго думая, пришел к учителю белорусского языка и литературы, ведущему в параллельном классе, вытащил из архива контрольных тетрадей сочинение другого ученика на заданную тему и как ни в чем не бывало преподнес нерадивому «страдальцу»: перепиши, значит, отсюда. Вы же понимаете, что на подобных «примерах» школьники учатся куда быстрее и прочнее, чем собственно на предметных уроках. Так что облик подрастающего поколения подрывают не только алкоголь, наркотики и СПИД (с которым нещадно борются на всех стенгазетах школы 1 декабря) – наделяют их подлой деляческой жилкой родимые учителя. Подобные персонажи куда более опасны для неокрепших детских умов.

Что делать? Как оценить свой воспитательский вклад в личность ребенка? Как понять, направлен вектор на «поколение взяточников» или ребенок с точки зрения сетки нравственных координат движется уверенно и в нужную сторону? Как вообще учителю, наставнику (да и родителю – что мы всё о школе!) определить, достиг ли он той самой так часто озвучиваемой воспитательной цели в работе с подопечным? Мне кажется, ребенок воспитан правильно (или как минимум частично правильно) тогда, когда, взрослея, он начинает понимать (и принимать для себя) сущность волонтерства, т.е. когда в нем в качестве одного из моральных ориентиров заложен долг (мотивация, потребность) делать что-либо «за просто так». Ищите таких. А если их нет, начинайте таких формировать (обязательно своим примером).

Работая в школьном лагере с малышами, я всегда провожу следующий эксперимент. Мы играем в какую-нибудь подвижную игру, призами за победу в которой являются конфеты. А по окончании игры прошу всех детей помочь мне в кабинете собрать игрушки, оставшиеся после нашей забавы (а там развальчик еще тот!) И, когда меня спрашивают: «Что нам за это будет?» – я демонстративно отвечаю: «Ничего. Просто вы поможете мне собрать игрушки» – и слежу за реакцией. Обычно из всей группы два-три ребенка идут помогать, а вечером мы с ребятами разбираем этот случай. Уже к этим детям стоит присмотреться.

2 Responses to “Недомысль # 5. Поколение взяточников”

  1. Во время изучения «Мастера и Маргариты» мы всем классом решили устроить риторический турнир по этому роману на добровольных началах. Учитель русской литературы в этой затее почти не принимал участия, более того, мы всеми силами пытались сделать так, чтобы наши турнирные дела никоим образом не были задеты преподавательской инициативой. Смело могу сказать, что всё мероприятие было построено исключительно на энтузиазме самих участников. Если и не патологическая любовь к произведению Булгакова, то уж точно желание утереть нос однокласснику сделало своё дело, и в итоге мы наблюдали парадоксальное явление: школьное мероприятие, которое интересно учащимся! И что самое интересное, ни у кого даже не возникло мысли «а за это 10-ку поставят?»
    Может быть, головная боль от всех этих хоккеев, музеев, театров и школьных мероприятий у учащихся вызвана тем, что эти events априори преподносятся как обязательство. Так как я всего лишь простой смертный, мне тяжело разгадать сакральный административный смысл посещения этих мероприятий. Наверное, он существует, ибо с чего же тогда на классных часах так активно спекулируют билетами? Кроме того, задавшись целью во что бы то ни стало отправить несчастных детенышей на отработку никому не нужной галочки, многие преподаватели с головой уходят в творческий процесс унижения своих подопечных. Мол, если не пойдешь в театр, то ты автоматически становишься:
    а)некультурным, ограниченным в развитии;
    б)неблагодарным (конечно, ведь так подводить классного руководителя! это ж надо!);
    в) «даже-не-знаю-кто-из-тебя-вырастет»-существом
    Насильно мил не будешь, так почему я должен ходить на какой-то там хоккей, если мне он не нравится?
    Проблема в том, что как только в поле зрения начинают мелькать слова «надо», «должен», «обязанность», сразу отпадает всякое желание быть волонтером. Делать что-то «за просто так» можно в двух случаях: если тебя растили в таких традициях с младенчества или же если то, что ты делаешь, тебе нравится (то бишь твоя деятельность имеет для тебя смысл). Так как процент людей с альтруистической моделью поведения не так уж высок, вопрос состоит в следующем: как избавиться от товаро-рыночных отношений между учениками и преподавателями?
    Во-первых, почему бы наконец не признать, что дети – это тоже люди, у которых есть личное время и право им распоряжаться по своему усмотрению, у которых есть интересы и увлечения и у которых, в конце концов, есть право выбора.
    Во-вторых, школа – это не бюро по трудоустройству статистов, в котором всегда можно заказать пару десятков человек для массовки на хоккейном матче, и не социальная помощь для музеев.
    В-третьих, посещение чего бы то ни было должно быть мотивированно с образовательной точки зрения (ведь мы же всё-таки о школе говорим). Почему бы в рамках урока литературы не посетить спектакль или сходить в кино, а урок биологии провести в ботаническом саду? Даже тот же треклятый хоккей может стать частью курса физической культуры и здоровья, на худой конец. Как-то мы с учителем химии ездили на экскурсию на Нёманский стеклозавод, и у нас был самый настоящий практический урок химии, КПД которого превосходило любое теоретическое занятие. Почему бы не обратить бессмысленную трату времени в нечто полезное для самого главного, для образования.
    Конечно, преподаватели, превратившиеся в билетеров, могут сказать: «Да они никогда ничего сами не захотят, им вообще ничего не интересно! Если их не тянуть за уши, то они будут сидеть и смотреть в потолок!»
    Господамы, избравшие профессию учителя, вы должны понимать, что недостаточно просто хорошо знать свой предмет, нужно ещё и уметь заинтересовать детей. Хороший учитель – это всегда хороший рекламщик. А поэтому нужно включить наконец творчество и придумать (самим придумать!), в какую обертку нарядить свой предмет и какой бант к нему прицепить, чтобы он пользовался спросом у учеников, потенциальных покупателей. Я, как ученик, могу сказать, что предложения рождают спрос. Хорошая PR-кампания может сделать из вчерашнего бездельника настоящего наркомана, которого хлебом не корми, дай ширнуться любимой наукой. И тут уж не надо будет заманивать ребенка 10-кой, как осла морковкой, на олимпиаду или НПК.
    В школе как-то не принято воспринимать детей всерьёз. Не знаю, правда, откуда это пошло, да только молва по преподавательскому коллективу ходит, что, мол, ученики – существа несмышленые, только продолговатым мозгом думают, а потому ни на что самостоятельное не способны. А вот дайте ученикам самостоятельности, ответственности, разговаривайте с ними на равных, как взрослый со взрослым. Дайте детям возможность самим устраивать мероприятия, готовить НПК, придумывать шутки для КВН. Учителя должны выступать в роли кураторов, но не авторитарных тиранов, которые сделают всё по своему усмотрению, воспринимая учеников лишь как тех самых статистов, которые нужны только для того, чтобы на фотографии, которую потом повесят на сайте школы, не было пустых стульев.
    По-моему, пандемия взяточничества закончится лишь тогда, когда учителя перестанут приносить учебное время, интересы детей и собственное самоуважение на жертвенный алтарь Администрации.

  2. Полностью с вами согласна. Многие говорят, что нынешнее поколение проблемное. Якобы мы сами себя портим за счёт телевидения, компьютера и отсутствия собственного мнения. Но если пораскинуть мозгами, то кто у нас на телевидении?! Взрослые. Кто в интернете?! Аналогично, взрослые. Они сами программируют нас на то, чтобы наше поколение было хуже. А ведь всё только потому, что им нечего обсуждать и сравнивать. Они и называют нас неандертальцами. И мне не о чем говорить с человеком, который в ответ на мою просьбу возмущённо заявит, а что ему будет за это. Да тошно смотреть на таких людей. Да чтобы я, да в КВН, или ЧКГ, или другое мероприятие шла ради отметки?! Да ни за что на свете! Хотя что уж вам рассказывать, вы ведь и так прекрасно знаете, что я всегда выступала за добровольный труд с потом и кровью. До потери сознания. ДОЛГ-ЭТО ВСЁ! Нельзя разочаровывать своего духовного наставника.

Обсуждение - Оставьте комментарий