О патриотизме

Я долго не решался писать на эту тему, поскольку мне всегда казалось, что, скажем так, пафос моей личности немножко не об этом. Еще с лицейских времен я знаю много людей, которым этот вопрос более к лицу, которые гораздо более имеют право высказываться, нежели я, всегда стоящий в стороне от таких разборок. Но за время работы в школе я получил в свой адрес одно обвинение в идеологической неблагонадежности, одно предложение снять меня с должности классного руководителя с формулировкой «человек с такими взглядами не может вести за собой молодежь», выговор за отказ от вступления в общественную организацию «Белая Русь», а также имел беседу с руководством школы, где мне в лоб задали вопрос «Как Вы понимаете идеологию белорусского государства?» и «Как Вы относитесь к своей стране?» Так что тему своей последней публикации я выбирал тщательно и взвешивал основательно. Завершить хочу размышлением о патриотизме.

Поскольку сейчас столько развелось идеологов от образования (целыми отделами сидят по кабинетам), наставников-методистов, которые посланы на эту землю учить нас любить родину, что я чувствую: одному мне не отбиться. Поэтому в помощь возьму великого ученого и феноменальной интеллигентности человека, одну из тех личностей, что олицетворяют собой совесть славянских народов, академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, с трудами которого мы познакомились на филологическом факультете во время изучения древнерусской культуры. Вообще, если вы не читали Лихачева, не смейте даже начинать говорить о патриотизме (но у вас есть шанс экспресс-курсом исправиться: Д.С.Лихачев «Патриотизм и национализм», «Земля родная», «Об интеллигентности»). А также в качестве джокеров у меня мудрейшие представители русской и белорусской литератур Борис Пастернак, Константин Симонов и Якуб Колас

Пару лет назад на школы обрушили большую подлянку. Проверяющие останавливали детей в коридорах и спрашивали, в какой бы стране те хотели жить (европейской или дальше). Дети, конечно, называли классические на слуху Францию, Германию, Соединенные Штаты, поняв опрос как предложение назвать наиболее симпатичную заграничную державу. Чиновники же, инициировавшие эксперимент, трактовали все совершенно иначе. Вердикт был таков: в школах плохо поставлено патриотическое воспитание, ибо никто из детей не ответил, что хочет остаться в Беларуси! Всё было сделано очень хитро – и понеслось. За последнее время была создана тьма автономных ведомств, освобожденных от собственно образования и курирующих воспитательную и идеологическую работу в учреждениях образования.

Посмотрите, как расплодились плакаты и билборды, призывающие в срочном порядке гордиться своей страной («Жыву ў Беларусі і тым ганаруся», «Ганаруся табой, Беларусь сінявокая!»), даже песни на детское и взрослое евровидение через одну вмещают рифму «Беларусь – горжусь». А между тем гордость – это весьма неинтеллектуальное чувство: гордость не обязывает тебя к действию, труду, сочувствию, размышлению. Настоящая, интеллигентская любовь к родине – это любовь-боль, любовь-стыд, когда есть в жизни твоего общества аспекты, за которые (в белорусском языке есть точнейший оборот) «табе баліць». Боль, волнение, переживание за что-то являются маячками ответственности. Патриотизма без ответственности не бывает.

Когда был поставлен вопрос о моей идеологической неблагонадежности для занимаемой должности классного руководителя, меня вызывали в административные кабинеты для душеспасительной беседы. И в одной такой беседе (дело было пару лет назад) за закрытыми дверями у меня спросили: «Как Вы относитесь к своей стране?» Тогда я ответил: «Мне стыдно за многое, что происходит в стране, в образовании в частности, но уезжать отсюда я никуда не собираюсь. До той поры, пока мне стыдно, я буду здесь работать, чтобы и моими стараниями тоже в моей стране что-то стало лучше». Как вообще можно работать, если ты уверен, что всё идеально! Это уже имитация получается. А патриотизм – это еще и честность перед самим собой.

«Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками – как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой. Слепой восторг (его даже не назовешь любовью) может привести к ужасным последствиям» (Д.С.Лихачев).

В лагере, в котором я вырос и где провел 20 лет жизни, недавно вырубили часть яблоневого сада: чем-то заболели деревья. Так вот, когда мы прошлой осенью приехали проведать свои родные места, я на коже ощутил физическую боль при виде того, что осталось от сада. Именно в этот момент я первый раз в жизни понял, как можно любить землю (это случилось не так давно, уже в бытность мою учителем). Поэтому для меня любовь – это не гордость. Любовь – это сопереживание, это не громкое чувство. Так что патриотизм – чувство еще и интимное.

У Якуба Коласа в романе-трилогии «На ростанях» есть такой персонаж – священник, «айцец Кірыл». И однажды у главного героя – интеллигентного молодого учителя Лобановича, который приехал преподавать в полесскую деревню, – с отцом Кириллом состоялся разговор об отношении к простому народу, о любви к нему. Вот реплика отца Кирилла: «Вы думаеце, яны, гэта быдлё, зразумеюць, што вы для іх будзеце старацца, вучыць іх? Вы не ведаеце мужыка: зрабі яму дабро — ён адплаціць табе самай чорнай непадзячнасцю. Мужык — гультай, злодзей, п’яніца. Толькі і глядзіць, як абадраць цябе, ашукаць. Ніякай веры няма яму. Ён гатоў цябе ўтапіць, прадаць за чарку гарэлкі».

Главный герой ему всячески начинает возражать, но, когда священник выходит, женщина, в доме которой он жил, тихо, в сторонку сообщает Лобановичу вот что: «Народ наш, трэба сказаць праўду, грубы, дзікі. Аднаго толькі ўрадніка і баяцца, аднаго яго паважаюць. А хто ўжо лепш можа дагадзіць ім, як не айцец Кірыл? — зноў казала матушка. — І зямлю ім аддаў, і сенакос, і лякарствы дае, і добрым словам памагае. Ніколі ні ў чым ім не адмаўляе».

Позже молодой учитель сам делает вывод: «А ўсё-такі, айцец Кірыл, вы многа лепшы за тых, хто пра народ гаворыць высокія словы». Мне кажется, Якуб Колас вывел идеальную формулу патриотизма, отношения к окружающей действительности, к людям: «Хочацца іх ругаць, але вазіцца з імі». Это вам не «жыву ў Беларусі і тым ганаруся».

Однажды на педсовете, посвященном нравственному воспитанию молодежи, ко мне обратились коллеги с недоумением по тому поводу, что мой класс живет весьма закрыто от всей остальной школы: мол, мы не болеем общешкольными движениями, вся наша жизнь касается только нашего класса, и это совершенно непатриотично. Вообще, когда у нас говорят слово «патриотизм», всегда подразумевают широту, размашистость, шеренги да колонны. Я понимаю, что в вопросе идеологии сказывается коммунистическое прошлое, но отвечу вам цитатой из романа Б.Пастернака (которого не принято было раньше считать патриотом и который, на мой взгляд, больше многих любил и понимал родную землю) «Доктор Живаго». Отец Юрия Живаго на именинах сына сказал: «Истину толпами не ищут». У нас почему-то принято огромными массами любить огромные абстрактные ценности. А любить весь мир гораздо проще, чем конкретного человека, конкретный кусочек земли, конкретный дом, потому что это не обязывает тебя быть хозяином, не обязывает тебя заботиться, ухаживать, сохранять, приумножать.

Помните, у К.Симонова в стихотворении «Родина» были такие строчки:

Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину — такую,
Какой ее ты в детстве увидал.
 
Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.
 
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
 
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть… Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.

Приучить одного человека любить одно конкретное место, быть за него ответственным – это гораздо важнее, чем вхолостую махать флагами на демонстрациях. Я знаю многих людей, которые живут достаточно уединенно и закрыто, но любят Беларусь и каждый день своей работой, делом доказывают эту любовь. Патриотизм далеко не означает коллективизм.

В 2012 году город Минск отмечал 35 лет со дня образования Московского района. А последнее время стало модно посылать детей из музыкальных школ выступать на разные увеселительные городские мероприятия в парках культуры, около крупных торговых центров и даже на рынках. Я тогда получил выговор за то, что (будучи учителем русского языка и литературы) отказался петь на праздновании районной даты. Более скажу: преподавателей музыки, великолепных педагогов с консерваторским образованием, заставляли играть на ступеньках входа в торговый центр. Я низко кланяюсь всем, кто, несмотря на угрозы лишения премии, не ходил на подобные массовые балаганы. Потому что патриотизм – это еще и самоуважение. Здесь впору снова вспомнить «Доктора Живаго», теперь уже в исполнении Олега Меньшикова. Помните, как его герой Юрий Живаго на застолье читал «Гамлета» (одна из выдающихся сцен в экранизации романа):

А в школе получается так, что под патриотизмом приходится понимать подчинение приказам начальства (любого уровня) и, соответственно, неподчинение таковым приравнивается к непатриотизму (т.е., по сути, закрыл свободные места в театре – патриот, не закрыл – идеологическое воспитание поставлено плохо). А то, что выпускники потом не возвращаются в школу, потому что им стыдно или просто не хочется ворошить неприятное прошлое, – это ничего страшного. Вечера выпускников проводятся так же «для галочки», это обыкновенное наполнение шестого школьного дня. А ведь патриотизм – это в первую очередь преемственность, сохранение традиции. Патриотизм – это не забота о сиюминутности, а планомерное выстраивание вертикальности в поколениях.

Мы часто (и на уроках, и в приватных беседах) говорили об интеллигентности. Почему-то понятие интеллигентности вообще не фигурирует в воспитательно-идеологических документах и рекомендациях. Многие вышестоящие инстанции мне доказывали, что это термины совершенно разного порядка, но я категорически не согласен. Более того, я бы их фактически отождествлял. Вот что писал об этом Д.С.Лихачев:

 «Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства. А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?

Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.

Лишите подлинно интеллигентного человека всех его знаний, образованности, лишите его самой памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при всем этом он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной, только чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, если он проявит уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов, богатство и точность своего языка — разговорного и письменного, — вот это и будет интеллигентный человек» (Д.С.Лихачев).

Патриотизм – это еще и воспитание, аристократизм духа, если хотите. Какой толк в патриотизме человека, который идет на парад и при этом в театре во время спектакля разговаривает по мобильному телефону? Какой толк в патриотизме человека, который кричит «За Беларусь!», а дома оскорбляет родителей? По поведению, воспитанию человека судят о воспитанности всей нации, поэтому в первую очередь непатриотично быть невоспитанным, а потом уже не покупать маечки с символикой.

Патриотизм еще и в восприятии других людей, своей и чужой национальности.

«Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других – это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить… Не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других — это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим» (Д.С.Лихачев).

При этом неважно, какой предмет я преподаю (некоторые мои товарищи, достаточно болезненно воспринимающие тему белорусского самосознания, упрекают меня в том, что я трачу много правильных ходов на почве русских языка и литературы, а не белорусских). Я твердо убежден, что любая дисциплина (будь то язык, физкультура или химия) способны воспитать человека. А от общечеловеческого очень легко двинуться к национальному (к тому же в таком случае это движение к национальному будет осознанным, с уже сформированной гуманитарной базой, а не навязанным).

Я понимаю, что в других местах моей будущей работы я вряд ли буду смотреться патриотом и блестеть правильной идеологической подкованностью, но – хоть стреляйте – лозунговости и плакатности я всегда предпочту полезность.

 «Патриотизм — начало творческое, начало, которое может вдохновить всю жизнь человека: избрание им своей профессии, круг интересов — все определять в человеке и все освещать. Патриотизм — это тема, если так можно сказать, жизни человека его творчества» (Д.С.Лихачев).

5 Responses to “О патриотизме”

  1. что-то в этом есть)) что-то, что заставляет действительно задуматься)
    очень интересно читать данную статью, зная что она написана преподавателем, который знает систему изнутри))

  2. Сергей, спасибо за Ваши статьи — думающего неравнодушного человека!Энное количество лет назад я сбежала с поприща, о котором Вы пишете, именно из-за многочисленных всем известных проблем. Удачи Вам в расшатывании системы и обретения единомышленников!

  3. Сергей, очень полезная статья. А самое главное, что Вы опираетесь на хорошие источники в литературе. Спасибо, Ваша статья помогла мне в поиске темы на дипломную работу. Искала авторов о патриотизме.

  4. Скажите пожалуйста, каких авторов еще можно посмотреть, которые писали на тему патриотизма?

  5. О патриотизме писал любой неравнодушный к культурному состоянию своего общества автор. Посему, открывая в алфавитном порядке литературных классиков, Вы обязательно натолкнетесь на публицистические пассажи на сей счет. Даже, казалось бы, весьма заоблачный, серебряновековый Александр Блок позволил себе «Интеллигенцию и революцию».

    Вопрос в том, чьи публицистические взгляды мне ближе. С этих позиций могу предложить обратиться к выступлениям Никиты Михалкова (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%82%D0%B0_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87#.D0.92_.D0.B8.D0.BD.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.BD.D0.B5.D1.82.D0.B5), Юрия Шевчука (http://www.naka.by/massmedia-104.htm).

    Не забудьте классиков патриотической мысли: Лев Толстой (http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/) и безмерно уважаемый мной Александр Солженицын (http://solzhenicyn.ru/modules/myarticles/)

Обсуждение - Оставьте комментарий