Облава, или Как отказать Лицею БГУ и чувствовать себя правым

Активное блогерство, вечные корреспонденты, громкий пиар, шумные мероприятия, вольное толкование должностной инструкции с нашей стороны – рано или поздно управленческий аппарат должен был показать зубы. Сразу после приезда репортеров из «Комсомольской правды» нам довелось лично, напрямую познакомиться с районным образовательным начальством, чтобы начать выяснять, кто в доме хозяин. Этот текст о том, как капкан начал сжиматься.

Многие товарищи по истечении полугода нашей образовательно-журналистской практики (приблизительно на этом моменте) спрашивали: а как начальство относится к вашим публицистическим изысканиям? Неужели до сей поры ни разу не приходило из района письмо счастья или и не прилетала ласточка недовольства тем, что (или, скорее, как) вы тут делаете? Неужели всем прямо так безгранично нравится публичность (причем публичность весьма нерафинированная)? Так вот – раскрываю карты – далеко не всем. Более скажу: с первых месяцев нашего пребывания здесь к блогу отношение было более чем настороженное (хотя многие местные жители читали с интересом). Порой доходило до абсурда: например, если вы помните содержание самой первой статьи, где мы рассказывали, как нас заселяли, как мы обживались и т.д., к ней было приложено фото пустой комнаты, в которой пока нет мебели. Идея была такова: вот первое фото – ничего нет, вот последнее фото – мы обустроились, у нас есть стол, обогреватель, книжные полки и т. д. Однако же сразу после выхода текста нашему директору позвонили из конторы (местный ЖЭС) и сказали, что мы на фотографии отобразили отошедшие от стены обои и тем самым хотим подчеркнуть, в какое убогое место нас заселили. А ведь текст был совершенно о другом. Короче, при желании интерпретировать можно интерпретировать как угодно, при желании дергать из контекста можно заниматься этим бесконечно, посему нагружать всех пояснением, чем и что мы хотели сказать, мы не собирались изначально.

Местное образовательное начальство обеспокоилось нашими судьбами сразу и взяло нас на карандаш незамедлительно. Директору школы не раз поступали звонки с требованием провести среди нас разъяснительную беседу и как-то остудить юношеский публицистический пыл (мол, если учителя у вас постоянно пишут, когда ж это они успевают работать). К чести руководителя нашего ГУО скажу, что все приказания вышестоящего начальства она выполняла добросовестно: нас не единожды вызывали в кабинет и очень тактично рассказывали, что не всё, написанное нами, может трактоваться так, как мы закладывали изначально. Более того, не все могут быть согласны с нашей точкой зрения, тем более пишем мы про людей, бок о бок с которыми работаем. Официального запрета вести онлайн-дневник не поступало, но чувствовалось, что сверху на школу давили.

А сейчас зайду с другого боку и подвяжу к этой линии еще одну, ставшую (так сложились обстоятельства) эпицентром боевых действий того периода. Может быть, напиши об этом я сразу по факту, получилось бы сумбурно, и на эмоциях, и без осмысления происходящего «с высоты прожитых». Но эпизод столь важен для понимания всей картины (если мы говорим о препятствиях, которые мешают молодым специалистам с охотой занимать по городам и весям рабочие места), что я намеренно выждал время. И вот, когда всё случившееся отстоит уже на достаточно почтительном расстоянии ото дня сегодняшнего, есть резон делать выводы. Просто в общении с коллегами, находящимися в подобном статусе (учитель периферийной школы), я часто слышал весьма похожую формулировку. Поэтому, мне кажется, всем, кто отправляется в школу делать образовательное дело, будет полезно услышать эту историю.

Дело в том, что за время нашей работы за пределами Минска мы наладили контакты с Лицеем БГУ (и я, и мой коллега Дмитрий Маратович – выпускники Лицея, поэтому преподаватели и лицейское начальство с удовольствием помогают нам реализовывать разные задумки, чтобы разнообразить жизнь наших подопечных). Например, мы уже поучаствовали в Международном турнире по спортивной игре «Ринго» в Минск-Арене, президент федерации Иван Иванович Колтун в декабре приезжал к нам в школу и проводил открытую тренировку для всех желающих. В общем, укрепляем межведомственные связи как умеем.

Но на этот раз из Лицея (стараниями замечательного педагога Александра Ивановича Метеля) мы получили куда более глобальное предложение. Лицей 5-6 февраля справлял 25-летний юбилей, и наша сборная по волейболу (смешанная: юноши, девушки и преподаватели) была приглашена на спортивный праздник, приуроченный к знаменательной дате (т.е. нас приглашали сыграть товарищеский матч по волейболу против сборной лицеистов, выпускников и преподавателей Лицея).

Просто представьте себе масштаб. Учитесь вы учитесь в сельской школе за 142 км от Минска, и вдруг у вас появляется возможность сыграть в лучшем учебном заведении страны в элитном спортзале под прицелом фотокамер, а потом еще и остаться на праздничный концерт вместе с преподавателями Лицея, выпускниками, советом директоров и приглашенными статусными гостями – людьми, представляющими высший эшелон образовательной системы Беларуси. Сильно, да? Администрация Лицея БГУ направила официальное приглашение директору школы, а также отдельную бумагу в районный отдел образования г.Копыля с просьбой помочь доставить детей в Минск. И тут началось самое странное течение дел из тех, которые я когда-либо наблюдал.

На всякий случай я поясню детали. Чтобы оформить такую поездку (а это пятница, учебный день для всех школ), нужно получить разрешение родителей всех участников команды, договориться в отделе образования о выделении автобуса (он должен пройти техосмотр в ГАИ на пригодность перевозки детей на такие расстояния, с ГАИ также необходимо согласовать маршрут следования), в бухгалтерии оплатить стоимость топлива плюс командировочные водителю (согласно расчету общего времени, затраченного на всё мероприятие), к тому же в школе приказом директора заверить поездку официально.

Так вот спустя некоторое время на школу из района спускается та самая бумага с приглашением, завизированная вердиктом «Нет бензина». Ладно, коль дело в бензине, не проблема на него скинуться: дело-то хорошее. Мы с коллегой плюс учитель физвоспитания достаем нужные деньги. Но тут открываются новые нюансы. Оказывается, бензином всё не ограничивается: поскольку день учебный, снятие нас (учителей) с уроков неизбежно «поломает» всё расписание, ибо заменять нас некому, а оставшиеся в школе учителя не «закроют» всю сетку. К тому же на носу вечер выпускников (первая неделя февраля на дворе – подготовки, репетиции, сами понимаете). Дилемма: жертвовать ли одним учебным днем ради возможности детей сыграть в Минске в волейбол?

Для меня ответ однозначный: при возможности ехать надо ехать. При возможности расширять кругозор надо расширять. При возможности устанавливать новые контакты надо устанавливать. Тем более что в сборную школы по волейболу входят представители 10 и 11 классов – для них это, пожалуй, один из последних шансов сыграть на таком уровне. Эти дети всю сознательную жизнь «вытягивали» для школы все показательные мероприятия, закрывали все «дырки» на районных культурно-массовых и спортивных мероприятиях. Они всегда безропотно защищали честь школы. Они и есть честь школы. Если такие дети не заслужили праздника, то кто тогда вообще его заслуживает? А мы сидим и сомневаемся по пресловутой чеховской схеме «как бы чего не вышло».

Чтобы сомневаться меньше, в понедельник (а праздник, на который мы приглашены, должен был состояться в пятницу той же недели) представители Лицея БГУ звонят напрямую директору школы, предлагают посильную помощь и в красках расписывают все преимущества подобного выезда. В этот же день делегация детей идет в главный школьный кабинет с просьбой отпустить их играть, сделав небольшое учебное исключение (взамен они готовы отработать все выпавшие занятия и уплотнить график репетиций вечера встречи выпускников). У нас есть деньги на автобус плюс толпа просящих – в понедельник мы со скрипом получаем разрешение ехать при условии, что за оставшееся время соберем заявления от родителей членов команды (о том, что они готовы отпустить детей на мероприятие) и сами договоримся в районе о выделении транспортного средства. Лед тронулся. Казалось бы.

Теперь соединяем две истории. На следующий день после получения разрешения на выезд, в нашу школу с плановой проверкой (насколько она плановая, не буду судить) приезжают представители районного отдела образования, спорта и туризма во главе с начальником отдела (начальник как раз присутствовал у меня на уроке и на уроке моего коллеги Дмитрия Маратовича). Я воспринял это как прекрасный шанс решить вопрос с автобусом, тем более деньги на топливо появились, разрешения от родителей получены (родители, кстати, дали добро незамедлительно).

Но тут все пошло снова по кругу: выезд в пятницу ломает расписание, нельзя наплевать на школьные планы в пользу поездки пятерых детей, пусть даже и в Лицей БГУ, и в этом духе. В итоге после длительных переговоров мы получили такую формулировку: если завтра (это уже в среду) у вас будут деньги на автобус, заявления от родителей, виза врача о том, что детям можно участвовать в подобных соревнованиях (обрастаем новыми подробностями), а завуч составит расписание на пятницу так, что в случае нашего отъезда не пострадает учебный процесс, директор должен позвонить в районный отдел образования, и там ему скажут выходные данные автобуса, который нас повезет. Можно ли считать это официальным разрешением? Двигаемся дальше.

На следующий день у нас была виза врача, заявления от родителей, деньги и составленное расписание. Мне было поручено звонить во все инстанции, сообщать радостную весть и заказывать автобус. Но в среду все административные телефоны синхронно молчали. Молчали вплоть до конца рабочего дня. А ближе к его концу, когда мне таки удалось дозвониться, было сказано, что ждут не моего звонка, а директорского. Вечером директор про автобус услышал то, с чего мы начинали (учебный день, мол, нельзя ломать расписание, дети должны учиться и т.д.) Напомню, что начиналось все с визы «Нет бензина». Спортивный праздник в Лицее БГУ прошел без нас.

Мне говорят, можно по-разному относиться к этой ситуации. Я же считаю, что отношение здесь однозначное. Это большой позор нашей системы образования – иной трактовки быть не может. Да, над нашим районным начальством в Минске смеялись еще добрых две недели (Александр Иванович Метель теперь рассказывает эту историю на всех курсах повышения квалификации). Однако же в таком случае все мы, представители системы, должны синхронно извиниться перед детьми, в системе этой вращающимися. Для кого мы тогда работаем? Для проверяющих, которые будут сканировать твой кабинет по СанПиНу (это как «по фэн шую» — только «по СанПиНу»)? Или для ребят, которые в подобных разборках всегда оказываются крайними? У учителя должны быть альтернативные способы осуществлять экскурсионные и прочие выезды. А поскольку сейчас у нас в действии принцип «одного окна», через это «одно окно» и выбросят каждое здравое начинание педагогов, готовых думать о детях, а не о расписании. Теперь наша с коллегой главная задача – получить финансовую независимость, чтобы иметь возможность проворачивать подобные мероприятия без оглядки на начальство.

Кстати, после этой выходки старшеклассники молча подготовили-таки вечер встречи с выпускниками. Я (положа руку на сердце) чертовски на них разозлился тогда. С моей точки зрения, обратная реакция должна быть однозначная – бойкот, и никаких вариантов. Но мои дети оказались взрослее и мудрее меня и поступили, наверное, правильно. Просто они не привыкли подводить школу даже в тех ситуациях, когда школа на них плюёт в открытую.

Как Вы поняли, на той же неделе, на которой приезжали корреспонденты КП, по наши души явилась проверка из района. Мы постарались сделать так, чтобы вопросов к документации не было или было по минимуму (на ночь глядя пересмотрев все журналы в своём исполнении). В назначенный день проверяющий сидел на моем уроке русского языка (контрольный диктант) и на уроке белорусской литературы моего коллеги. Чтобы вы не думали, что трясли только нас, у других учителей тоже частично побывали. Ни в коем случае не берусь утверждать, что придирались по мелочам – разговор, наоборот, был на весьма спокойных тонах, но просто перечислю направления замечаний:

1. На контрольном диктанте по русскому языку девчонки сидят незаплетенными (т.е. волосы не убраны в хвост или косу).

2. На уроке дети позволяют себе смеяться.

3. Во время диктовки я апеллирую к сравнению написаний в русском и белорусском языках.

К Дмитрию Маратовичу вопросов по уроку было еще меньше (он с детьми читал в кругу – это может испортить осанку ученикам) – в основном придирались к документации (не по форме сделаны литовские вызовы на сессию – помните: мой коллега еще доучивается). Еще вот какой момент. Как только приехала проверка, без предупреждения сократили перемены и мне «впаяли» опоздание на урок. Всё это, безусловно, мелочи в отношении образовательного процесса вообще и нашей жизни здесь, но бывшие сотрудники школы, бывший директор школы сразу же по обнародовании блога подходили и предупреждали, что под нас с коллегой будут «копать». Процесс пошел?

На этой же неделе (видно, уже по сумме произошедшего) случился еще один уникальный запрет. Вы помните, что раньше мы с Дмитрием Маратовичем заполняли журналы по вечерам. За нас доставалось то учителю физкультуры, который впускал нас в школу через спортзал, то сторожу, который не выгонял нас вовремя и т. д. Но начиная со второго полугодия моя жизнь догрузилась двумя поступающими. Чтобы подготовиться к тестированию, нам нужно было где-то находить два раза по два часа в неделю на дополнительные занятия. Поскольку график детей более чем загруженный (уроки, факультативы плюс спортивные секции), наиболее логичным вариантом мне виделся вариант вечерний. Успевать всё в одну смену без передышки нереально, следовательно, детям логичнее в первой половине дня заниматься общешкольными нагрузками, потом идти домой на «выдох», на «поесть» и т. д. и во второй половине дня возвращаться на секции и дополнительные занятия. Я всю эту схему изложил начальству, но получил запрет на занятия в школе после 18.00. Мол, школа – это режимный объект, и закрываться он должен по расписанию. Таким образом, обозначилась на моем веку самая большая нелогичность: в школе отныне нельзя заниматься учебой. Доказывать что-либо было бесполезно, и мы вынуждены были дислоцироваться в иные географические точки. Начиная с середины февраля, готовиться к тестированию по языку мы стали по хатам моих подопечных. Вся наша деятельность постепенно переходила в подполье.

И я ведь не скажу, что ради отправки команды в Лицей нужно было включать какой-то сверхадминистративный ресурс. Не нужно. И в том, что мы работаем по вечерам, тоже нет заоблачного криминала. Все эти вопросы местного масштаба и решаются полюбовно в приватных беседах. Просто дело здесь не в поездках и занятиях. Дело в принципе. Началось банальное перетягивание одеяла, выяснение, кто в доме хозяин. Основная претензия к нам – мы ведем себя как начальство, мы сами себе хозяева, живем по устраивающему только нас расписанию. А начальство никогда не жаловало подчиненных, которые ведут себя подобным образом (всем, кто вступает в должность: не делайте так, как мы, если не уверены в собственном курсе). Вот и дилемма. Помните фильм «Хористы»? Акция – реакция. За каждым твоим действием должно последовать противодействие. Вольность с одной стороны влечет за собой закручивание гаек с другой. Вопрос: где в этих разборках место детям, ради которых всё и начиналось?

P.S. Мы с Дмитрием Маратовичем на День рождения Лицея таки попали: ведь на сцене готовился номер для нашей команды, что должна была приехать, и мы обязаны были его играть хотя бы заочно. Разумеется, мне было стыдно перед своими преподавателями, которых я подвел (афиши, анонсирующие наше участие в празднике, были уже напечатаны). По иронии судьбы, на концерте мы с коллегой исполняли песню «Снилось мне». Ею и завершим сегодняшние (может, излишне эмоциональные) пассажи.

22 Responses to “Облава, или Как отказать Лицею БГУ и чувствовать себя правым”

  1. Проблема не в том, что не разрешили выехать вам. А в том, что вы не умеете с людьми общаться.

  2. Уважаемый Сергей Сергеевич! Я, как организатор проведения вечера встречи с выпускниками, хочу сказать огромное спасибо «вашим детям». Вы, видимо, забываете, что это и наши дети, дети тех учителей, которые работали задолго до вашего прихода в школу. Поверьте, что мы любим их и уважаем не меньше вас, но мы не демонстрируем эту любовь на всеобщее обозрение, а спокойно делаем своё дело. А дети у нас действительно «взрослее и умнее». Огромное им спасибо, что они не пошли у вас на поводу, не подвели своих учителей , а помогли подготовить мероприятие. Делали они это не «молча», а с большим энтузиазмом, и даже сами предложили видео снять, в чём вы мне демонстративно отказали. Хотя я и простой учитель, и не вхожу в администрацию школы, но ведь моё мероприятие по сравнению с вашим это, понятное дело, ерунда (вы ведь так считаете?). А ребятам ещё раз хочу сказать огромное спасибо за помощь!

  3. Может быть, я ошибаюсь, но дело здесь не в том, чье мероприятие важнее, а в том, что детям не дали возможности. Не дали возможности проявить себя. Тем более такие приглашения не поступают каждый день, это тот шанс, который ни в коем случае нельзя упустить. А Вы, уважаемый предыдущий комментатор, радуетесь, получается, что «всеми вами любимые дети» остались делать мероприятие для выпускников, а не развиваться и искать пути для дальнейшей жизни. Лучше бы Вы поддержали С.С. и Д.М. в тот момент, чем мериться собственной важностью и авторитетом сейчас…

  4. Учителя, наши родные! Вы можете на минутку забыть про журналы, тетради, постоянное воспитание, оценки, перемывание друг другу костей, ссоры, разборки, сплетни т.д. И спросить у нас, чего хотим мы? Сергей Сергеевич и Дмитрий Маратович — единственные учителя, которые спрашивали, чего мы хотим, нашего мнения. Все мы знаем, что у каждого правила есть исключения. Можно этим исключением когда-нибудь будет наше мнение? Они хотят сделать нам приятное, что в это плохого!? Такое ощущение, что вы видите в этом какой-то подвох, криминал. Как говорится, «и сам не гам, и другим не дам!»

  5. Подписываюсь под каждым словом С.С. Уважаемая О.А., Ваше мероприятие ничуть не ерунда, и я ничуть не умаляю Ваши усилия. Суть в том, что у детей была возможность принять участие в празднике, а школа и все вышестоящие отделы ставили палки в колеса, причем причины отказа, согласитесь, «ерундовые». В свое время и я с одноклассниками готовили различные мероприятия и «закрывали многие дырки» по просьбе школы и, поверьте, без энтузиазма. Так же и ваши дети молча помогли в организации вечера встречи выпускников, чтобы не было лишних проблем и вопросов к ним.

  6. Многие делали вечер выпускников, потому что боялись что им могут испортить аттестат.

  7. Ребята ! Сообщите адрес на который переезжает Ваш блог с 1 июля

  8. Адрес ничуть не изменится — http://edutopia.by/
    С сентября в эфире «EDU.topia-3″.

  9. Даже не знаю, кем возомнил себя С.С. Но в данный момент (июнь месяц) он ходит на работу только тогда, когда у него по графику работа в лагере с дневным пребыванием. А в остальные дни на работу ни ногой … зачем… пусть другие работают…

    э
    , когда захочет

  10. Вы думайте над переездом, тут бай закрывает блоги с 1 июля, вам не зря написали.
    А то читать вас очень интересно,будет грустно,если все пропадет)

  11. С точки зрения психологов, кому-то не помешала бы их помощь. Полностью соглашусь с многоуважаемым предыдущим комментатором, который описал, как дети молча помогали в организации вечера встречи. Зачем людям проблемы? Поставьте вы себя, Оксана Александровна, на место детей и представьте: у Вас есть шанс съездить в город на замечательный праздник, со своими друзьями, учителями, которые стали роднее всех вместе взятых, а напротив этого всего вечер встречи выпускников. Скажите, а что выбрали бы вы?? Да. Я отвечу сама на этот вопрос, да и вы так же ответите, как и я. Ещё мне не понравилось то, что вы тонко намекнули про года работы в школе. Слышали такое, что один человек может заменить тысячу, а то и больше. Где-то так и с годами. Неважно это. Вы сами прекрасно видите, что все дети тянутся к этим замечательным учителям, которые делают для них всё. Года — это вода, которая быстро протекает. С.С и Д.М. сделали детям такой год, который вы не повторите и в жизни. Зависть — самый лучший комплимент. Спасибо за внимание.

  12. Я бывший выпускник Жилиховской СШ, давно закончивший эту школу. Стыдно за теперешних выпускников. Вы легко обвиняете своих учителей в зависти, в корысти, говорите об испорченных аттестатах. Вы легко покупаетесь на развлечения и при этом унижаете своих учителей. Хочу стать на их защиту. Огромное спасибо всем учителям Жилиховской СШ за все годы проведённые вместе с вами. Я не был идеальным учеником, может и напишу с ошибками, но всегда буду вспоминать вас с теплотой и благодарностью. Смешно было читать про Оксану Александровну. Оказывается, она «завистливый» человек. Для меня это новость. Более доброго и справедливого учителя не встречал в своей жизни. Нас много выпускников. Мы разные, но мы верили своим учителям и нам в голову не могло прийти, что за наши шалости, наше непослушание могут испортить аттестаты. Спасибо вам учителя! Знайте, это не только моё личное мнение, нас много благодарных учеников.

  13. Уважаемый выпускник Жилиховской СШ, не надо кидать громких заявлений о том, что Вам стыдно за нынешних выпускников. Вы рядом не стояли, свечей не держали. Если у ребят сложилось такое мнение, чувства и эмоции, это не значит, что они » продаются за развлечения». Вы совершенно не знаете работу этих 2 замечательных людей, которые со всей отдачей пытались сделать жизнь ребят ярче, я абсолютно так же не знаю работу и отдачу Ваших преподавателей. Просто давайте не будем навязывать свою точку зрения всем. Ведь главное, чтобы через какое-то время ученик помнил своего преподавателя. Каким бы ни был хорошим учитель для одного, для другого это будет совершенно другой человек и совершенно другие воспоминания.

  14. Edutopia is a website published by the George Lucas Educational Foundation (GLEF). Founded in 1991 by filmmaker George Lucas and venture capitalist Steve Arnold, the Foundation «celebrates and encourages innovation» in K-12 schools.
    Интересно, а в Калифорнии знают о таких «декабристах»?
    Что из этого http://www.edutopia.org/social-emotional-learning реализовано в Жилиховской СШ?

  15. К сожалению, уважаемый предыдущий оппонент, Вы хотите своим упрямством и озлобленностью ввести народ в заблуждение.

    Во-первых, Вы предлагаете спутать бренды. Любой человек, разбирающийся в брендинге, расскажет, что «EDU.topia» и edutopia – это разный набор знаков. Это то же самое, что предлагать не различать актрису Уму Турман и группу УмаТурман, медийное лицо Пэрис Хилтон и телепередачу «Прожекторперисхитон». Это крайне опрометчиво. Забейте в гугл по очереди два этих названия. Даже он чувствует разницу.

    Во-вторых, с какой стати мы должны реализовывать программу, заявленную на сайте проекта, к которому мы не имеем отношения! Призывать к этому неграмотно юридически. Негоже козырять юридической неграмотностью на всё интернет-пространство.

    Если Вы всячески клоните к плагиату, то бренд «EDU.topia» зарегистрирован на территории Республики Беларусь, и с 1 июля (когда TUT.BY перестанет предоставлять пространство блогерам) доменное имя edutopia.by будет официально внесено в реестр информационных ресурсов страны. Так что перед правосудием мы чисты.

    Законы а-ля Джоуля-Ленца никто не отменял. К тому же они не вызывали припадка скептицизма ни у Джоуля, ни у Ленца.

  16. Прытча пра славалюбную Мурашку

    Адна Мурашка захацела стаць знакамітай. Не доўга думаючы, вырашыла здабыць славу тым, што рабіла лепш за ўсё, — вырашыла збіраць ігліцу на будаўніцтва мурашніка.

    Раніцай на агульным сходзе Мурашка ўзнялася над галовамі і сказала:
    — Ад гэтага моманту я ўсё буду рабіць толькі дзеля таго, каб стаць знакамітай!

    Але пра ігліцу нікому не сказала. Увесь мурашнік на гэта толькі паціснуў плячыма: ці мала што здарылася – у кожнай мурашкі свае тараканы ў галаве – і разам рушыў на працу.

    Тыя мурашы, з якімі сёння працавала Мурашка, здзівіліся: “Як гэта мы яе раней не заўважалі? Яна ж насамрэч вартая славы. А ўжо калі ёй так хочацца, то няхай будзе знакамітай – ніхто ж не супраць”.

    І вечарам увесь мурашнік толькі і гаварыў, што пра Мурашку.
    — А паглядзіце, як яна ходзіць!
    — Ой, а як апранаецца прыгожа!
    — Як жа яна высакародна сябе паводзіць! Сапраўды, як знакамітасць!

    Ці доўга Мурашку так абмяркоўвалі, ды толькі пачалі заўважаць за ёй незвычайныя ўчынкі: то застаецца на працы, як усе сышлі ўжо, то цягне на сабе столькі ігліцы, колькі тры мурашы ледзь возьмуць, то заробак свой аддае на патрэбы мурашніка. А галоўнае, што няма як зразумець, навошта яна ўсё гэта робіць?

    Памятаючы не так далёкія падзеі, адны мурашы казалі:
    — Дык гэта ж яна славутай хоча стаць!
    — Але ж пра яе і так увесь мурашнік гаварыў, чаго ёй яшчэ не стае? – пыталіся ў іх другія.
    — А можа, ёй проста падабаецца працаваць, – дасціпна меркавалі трэція.
    — Не вярзіце лухты! Дзе вы бачылі мурашак, якім падабаецца цягаць на сабе ігліцу з ранку да вечара? – абураліся астатнія.

    І толькі самы стары і мудры мураш, падумаўшы, сказаў:
    — Сапраўды, гэтая Мурашка ўжо стала знакамітай, сапраўды, нельга даць веры, што ёй падабаецца працаваць.

    Стары мураш замоўк у задуменні і пасля невялікай паўзы дадаў:
    — Збіраючы ігліцу, Мурашка хоча пазбавіць вас усіх працы.
    — Як гэта? – здзівіліся першыя.
    — Хіба Мурашка хоча ўсю ігліцу ў лесе сабраць? – не маглі даўмець другія.
    — Можа, яна вырашыла пабудаваць асабісты мурашнік? – смяяліся трэція.
    — О не, мае даражэнькія, — працягваў стары мудры мураш. – Мурашка добра працуе, бо хоча збіраць усю ігліцу сама.

    Засмуціўся мурашнік: якое нахабства – добра працаваць! Ігліца – жыццё кожнага мураша, а нейкая там Мурашка хоча ўсё збіраць сама. А прыкрывалася ж такім высакародствам – славалюбствам!

    З тае пары ў мурашніку забаранілі станавіцца знакамітымі: добра, калі тыя славалюбцы пачнуць самаахвярна ігліцу збіраць, а калі яны раптам з тым жа імпэтам пачнуць маленькіх мурашоў вучыць?

    “Зрэшты, Мурашка не нашкодзіла б нікому: была б узорам, як хутка і спраўна можна працаваць. Няхай сабе і прыкрывалася славалюбствам”, — сам сабе думаў стары мудры мураш. Думаў, але нікому не казаў.

  17. Дааа, как обычно школа просто поражает свои отношением с ученикам :( вместо того чтобы делить тут детей, лучше бы порадовались за них, за то что у детей интерес к школе появился, что они стремятся к чему-то. И как мне кажется, в этом большая заслуга этих молодых преподавателей! Да и вообще, на улице 21 век, пора уже что-то новое хотя бы пробовать, а не ставить палки в колеса тем, кто делает то, что нравится ученикам.
    Очень жаль, что Вы не пришли в школу чуть раньше:)

  18. Здравствуйте всем. Прочитала статью и комментарии. В шоке. Нет, не от статьи. От «доброты» людской. Я не являюсь ни выпускником этой школы, ни учителем, ни вообще каким-либо заинтересованным лицом. Просто периодически читаю статьи. И у меня сложилось своё мнение. После статей я искренне полюбила людей, проживающих в Жилихово, ведь о них так интересно, так душевно и с любовью было написано! Абсолютно нормально и без каких-либо издёвок было написано про учителей. Почему некоторые комментаторы просто желчью изливаются? Наверное, все мы читаем по-разному. Обвиняете, что попиариться решили? Пардон, а что им от этого прибудет? Много денег? О, вряд ли))) Узнавать на улицах будут? Да ради бога, молодым и неженатым не помешает. НО! Они всё равно после этого пиара не перестали делать свою работу качественно. Кто мешает так же другим учителям завести свой блог и проталкивать в массы свои гениальные идеи? Дерзайте! Нет же, проще тискать на клавиатуру, изливая своё недовольство. Да я уверена, что дети Жилиховской школы дохнули глоток свежего воздуха за этот год. Не потому, что до этого там было «болото» и учителя там ничему не учили, а потому, что иногда нужна элементарная встряска в учебном процессе. С годами у маститых преподавателей просто уже глаз «замыливается» и новшеств не хочется. А здесь приехали молодые и задорные, перетянули часть одеяла на себя. Кому ж понравится? Желаю молодым учителям не терять оптимизма!!!!!!

  19. Ребята, а вы ведь только слегка прошлись по анализу посещённых уроков. Такие уж вы белые и пушистые? Зачем кривить душой? Невозможно одновременно качественно делать два важных и ответственных дела. Тут возникает естественная дилемма: либо урок хороший подготовить, либо дело (уж извините — не люблю слово мероприятие) интересное провести. Вы конечно молодцы: с головой в круговороте интереснейших дел. Но и уроки из-за этого «страдать» не должны. Может вам подумать над переквалификацией в педагогов-организаторов?
    P.S . А за учителей из Жилихово немного обидно. Хороший ведь коллектив. Немало сделали для «ваших» детей.

  20. Я тоже в огромном удивлении от комментариев.
    Почему-то бывшие выпускники и нынешние коллеги-учителя видят в статьях упрёки и начинают нападать на росток здоровых инициатив и изменений.

    То, что сделали ребята за год — это живое описание системы образования, к которой сопричастны все. Абсолютно все.
    За год многим могло не понравиться их отражение. Нужна большая смелость, чтобы посмотреть на привычную жизнь глазами ребят и признать, что в их статьях есть та самая неприглядная и невкусная реальность, на которую совсем не хочется смотреть.

    Можно ли совмещать подготовку уроков и организацию дел? Да, можно.
    Если предыдущему комментатору, кажется, что это невозможно, то это потому что у вас по-другому расставлены приоритеты. По-другому (и тут тоже нет упрёка).
    Дима и Сергей целый год своей жизни отдали школе и детям. Полностью и без остатка. И поверьте, у них тоже в сутках 24 часа.

    Думаю, что проект вызывает столько эмоций и бурь, потому что после статей каждый спрашивает себя «А что делаю я?».
    Но, конечно же, легче найти червоточинку в других, чем честно ответить себе.

  21. Говорили мне, что в общеобразовательных школах учительский коллектив — это гадюшник. Комменты «коллег» этих ребят — яркое тому доказательство.
    Злоба, зависть, ревность… И этим людям доверяют учить детей. :( Стыдно должно быть этим О.А. и ей подобным!
    А ребятам-учителям новой формации — большое человеческое спасибо!

  22. Я училась в городской школе, никаких подобных мероприятий у нас не проводилось. Было ужасно скучно. А вот подружка училась в обычной сельской школе. Я ей завидовала: у них на каждый праздник была концертная программа, каждый раз разная, интересная. В школе были молодые педагоги, которые и занимались организацией данных мероприятий. И никто «не бросал в них тапки». Не понимаю этой озлобленности некоторых комментаторов. Это же для детей. Почему у нас все новое и интересное рубят на корню? Почему если учитель помогает ученикам подготовиться к тестированию по собственной инициативе, то это нельзя делать в школе? Бред! Страшно представить, что ждет моего ребенка

Обсуждение - Оставьте комментарий