Риторический турнир на уроке литературы

В предыдущей статье мы говорили о том, что высшая (пятая) цель уроков литературы – формирование у детей мировоззренческой матрицы, системы ценностей и убеждений, которую он готов как озвучивать и доказывать, так и приводить в действие собственным примером на протяжении всей жизни. Однако же, чтобы эта система взглядов на жизнь сформировалась, необходимо на уроке (да и вообще во всех аспектах школьной жизни) создавать условия для ее вызревания. Одним из таких условий является предоставление ребенку (подростку) права говорить, формулировать, доказывать, спорить, приобщение его к мысли, что правота многогранна, что нужно уметь не только высказать, но и выслушать, что говорение и слушание – это тактика в конце концов. Создание подобной среды непосредственно связано с формированием культуры речи, становлением речевой личности. А формирование культуры речи – это чисто методическая задача, о которой и пойдет разговор в этой публикации.

Несколько лет назад с 9-ым классом нами была апробирована новая форма проведения уроков словесности – риторический турнир на литературную тему. Мы определили следующие основные цели проведения турнира:

1) формировать культуру устной и письменной речи, развивать умение выстраивать монолог и вести диалог;

2) формировать умение излагать точку зрения посредством риторического мастерства, привлекать на свою сторону слушателей и достигать реального эффекта от риторического действия;

3) развивать умение командного взаимодействия, способность к сотрудничеству, распределению ответственности и риторических ролей;

4) развивать приемы мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение), критическое мышление;

5) воспитывать эстетический вкус учащихся посредством приобщения к достижениям словесного и кинематографического искусства;

6) углублять предметные знания учащихся.

Сразу оговорюсь: практика проведения риторических турниров в методике развития речи в Беларуси и за рубежом существует, т.е. мы не предлагаем ничего революционно нового (боже упаси претендовать на новаторство, когда методическая классика еще не до конца освоена). В конце концов, состязания риторов являлись классическим проведением досуга древних греков. Просто мы попробовали обобщить опыт толковых методистов, приправив его некоторыми фишками современных масс-медиа. Поэтому, даже если где-то и предложили что-то нестандартное, так это в области формы.

Так вот, говоря про оболочку, назову два формата, которые соединились в предложенных нами риторических турнирах:

1. Конкурсы риторического мастерства в Республике Беларусь (пару лет назад подобные мероприятия были ежегодными и проводились под руководством команды Л.А.Муриной). Опыт их организации описан в книге «Живая риторика: готовимся к публичному выступлению» В.Ф.Русецкого и др.

2. Ток-шоу В.Соловьева «К барьеру» (теперь – «Поединок»): три тура, «дуэлянты» вступают в диалог с ведущим, с залом, жюри оценивает убедительность одной и другой стороны и проч.

Организация подобного мероприятия имеет свои технические и психологические особенности. Необходимость риторического турнира должна «назреть» – его нельзя организовать «насильно», указанием сверху. Подростки не будут обсуждать неинтересное им произведение, более того, иногда они даже не будут обсуждать произведение, непублицистичное по своей сути. Сам текст должен давать почву для неоднозначного (порой диаметрально противоположного) его рассмотрения.

Нужно отдавать себе отчет в том, что риторический турнир – это не просто развлекательное мероприятие с целью разнообразить тоскливые школьные будни. Он требует очень серьезной тактической подготовки (причем не просто детально проработанного дидактического сценария, а целенаправленной последовательной работы с учащимися в течение некоторого времени, дабы они к самому уроку-турниру достигли некоего уровня речевого развития для участия в подобном проекте).

Во вверенном мне 9-ом классе (на примере которого я распишу всю технику) произведением, взятым за литературную основу риторического турнира, стала комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» (II четверть учебного года — 2010). Таким образом, нам понадобилось почти три месяца, чтобы грамотно «подойти» к заявленному формату. Какие же ступени, или этапы, необходимо было преодолеть, чтобы турнир таки состоялся?

1. Письменный ответ на вопрос, который подразумевает отражение причинно-следственных связей между явлениями («Почему М.В.Ломоносов в “Оде на день восшествия…” прославляет “тишину”?» и подобные). Этот этап был в некотором роде диагностическим: нужно было понять, в какой степени поколение детей с уже наметившимся «тестовым» мышлением способно письменно выстроить простейшее рассуждение.

2. Составление и защита цитатных характеристик персонажей произведения (Д.И.Фонвизин «Недоросль»). В процессе этой работы мы сможем узнать, способны ли ученики грамотно использовать текст для подтверждения собственных суждений, и по мере необходимости скорректировать этот навык (для развернутого выступления на литературную тему он – согласитесь – необходим).

3. Индивидуальный устный зачет по изученному материалу («Романтизм в русской литературе»). Ученик должен почувствовать себя в речи, причем в монологической речи, а не в роли профессионально дополняющего чужие ответы (а в каждом классе подобных учеников всегда порядком).

4. Обучающее сочинение на проблемную тему произведения («Жизненная позиция Чацкого или Молчалина Вам ближе?») В нем, кстати, необязательно выдержать заявленный в нормативных документах объем. Главное, что это уже будет рассуждение. Самостоятельное письменное рассуждение на литературную тему.

5. Ежедневная диалогическая работа на уроке. Урок должен проходить в формате общения, обсуждения, спора; каждый желающий должен иметь право высказать свою точку зрения и выслушать иные.

Заметьте, что все вышеуказанные навыки отрабатывались на уроках литературы, на материале программы для 9 класса. Таким образом, литература как предмет становится не конкурентом дисциплины «Русский язык» в монополии на развитие речи, а союзником – она находит четкое место в тандеме «язык-литература» плюс работает на свою главную, пятую цель – формировать мировоззрение школьника.

Итак, мы готовы к риторическому турниру. Но, прежде чем предложить всем наглядный материал, сделаю еще несколько примечаний. На мероприятие такого рода заранее «бронируется» сдвоенный урок (а то и без перерыва, иначе теряется цельность действия). Заранее оговорено, что участники турнира защищают не собственные точки зрения, а те, которые достались им жребием (или выбраны иным способом). Иногда, разумеется, личное убеждение школьника совпадает с версией, которую он должен представить, но, если есть расхождения, участник отдает предпочтение командной игре. Только таким образом мы сможем оценить риторическое искусство учащихся в чистом виде. Поэтому здесь как никогда учитель должен быть толерантен и к самим точкам зрения, и к способам их аргументации. Более того, иногда полезно собирать команды по отдельности за пару дней до турнира и выслушивать их линию защиты, чтобы учащиеся сами (в формате эдакой закрытой репетиции) смогли оценить, насколько убедительно они выглядят.

***

В качестве приложения мы публикуем сценарии, видеозаписи и сопутствующие материалы риторических турниров по произведениям «Горе от ума» А.С.Грибоедова (9 класс), «На дне» М.Горького (10 класс) и «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова (11 класс). Если кому-то они будут полезны в работе или кого-то натолкнут на оригинальную идею литературного мероприятия, пользуйтесь на здоровье. Видеозаписи всех турниров обработаны и смонтированы в законченные учебные фильмы.

9 класс. А.С.Грибоедов «Горе от ума»

Сценарный план риторического турнира

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, материалы на электронном носителе (презентация Microsoft Office PowerPoint), видеокамера, раздаточный материал (программа риторического турнира для жюри, фишки для викторины со зрителями), текст комедии «Горе от ума». Весь турнир снимается на видео.

I. Организационная часть. На экране логотип риторического турнира. Ведущий приветствует гостей и участников состязаний, объясняет правила игры, зачитывает регламент турнира (5 мин.)

II. Вступление. Двое учащихся делают сообщение о статье И.А.Гончарова «Мильон терзаний». Ведущий расставляет акценты и кратко анализирует выступление (10 мин.)

III. Первый тур: «Фамусов: за и против». Две команды выходят к импровизированному «барьеру» и отстаивают противоположные точки зрения (20 мин.)

* Примечание:
Дискуссия проходит в следующем порядке:
1) Первая команда защищает свою точку зрения. В это время ни зал, ни соперники не перебивают и не задают вопросов (3-5 мин.)
2) Аналогично солирует вторая команда, отстаивающая противоположную точку зрения (3-5 мин.)
3) Команды могут задать друг другу вопросы и вступить в спор с залом (5 мин.)
4) Жюри подводит итоги, объявляет победителей дуэли (5 мин.)

IV. Просмотр видеофрагмента экранизации комедии «Горе от ума» – диалог Чацкого и Молчалина («Горе от ума», СССР, 1977 г.; реж. В.Иванов, М.Царев, 5 мин.)

V. Второй тур: «Чацкий против Молчалина». По формату аналогичен первому туру (20 мин.) Участники пытаются доказать правоту жизненной позиции обоих персонажей. В каждом туре принимает участие новая пара команд: таким образом задействуется наибольшее количество учеников класса.

VI. Викторина со зрителями по тексту произведения (10 мин.) Викторина может быть составлена самим учителем или заимствована из сборников литературных тестов, игр, викторин и проч.

VII. Третий тур: «Читать или не читать?» Первая команда доказывает, что комедию «Горе от ума» необходимо читать подросткам в школе. Вторая же настаивает на том, чтобы исключить пьесу из программы по литературе для 9-го класса. Формат аналогичен первому и второму туру (20 мин.)

VIII. Заключение. Жюри подводит итоги турнира, отмечает наиболее убедительные выступления.

* Во внеурочное время с классом проводится просмотр видеозаписи мероприятия и анализ удачных и не совсем удачных стратегий выступления.

Фоновая презентация к риторическому турниру (9 класс)

Викторина (9 класс)

10 класс. М.Горький «На дне»

Сценарный план риторического турнира

I. Вступление. Представление жюри, команд, объявление круга проблем (10 мин.)

II. Первый тур: «Делятся ли люди?» (20 мин.)

III. Викторина со зрителями по тексту произведения (10 мин.)

IV. Второй тур: «Достойны ли бедные сострадания?» (20 мин.)

V. Просмотр видеофрагмента постановки пьесы «На дне» театром «Современник» (1972, реж. Г.Волчек, 10 мин.)

VI. Третий тур: «Лука против Сатина. Что лучше: правда или сострадание?». (20 мин.)

VII. Просмотр отрывок из экранизации пьесы «На дне» (1957, реж. А.Куросава, Япония, 5 мин.)

VIII. Заключение – подведение итогов турнира (10 мин.)

Фоновая презентация к риторическому турниру (10 класс)

Викторина (10 класс)

11 класс. М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»

Сценарный план риторического турнира

I. Вступление. Представление жюри, команд, объявление круга проблем (10 мин.)

II. Первый тур: «Философия добра и зла. Фигура Воланда» (20 мин.)

Приблизительные вопросы для обсуждения:
1. На чьей стороне Воланд?
2. Воланд – дьявол-искуситель или справедливый судья?
3. Воланд исправляет московские нравы или наводит в столице переполох?
4. Воланд – персонаж привлекательный или отталкивающий? Почему?
* Зло привлекательно?
5. Роль Воланда в судьбе Мастера и Маргариты.
6. «Было бы ли добро, если не было бы зла?» (согласны ли Вы с цитатой из Воланда?)

III. Просмотр фрагмента кинофильма «Пилат и другие» (Польша, 1972 г.; реж. А.Вайда, 5 мин.)

IV. Второй тур: «Философия власти. Понтий Пилат» (20 мин.)

Приблизительные вопросы для обсуждения:
1. Пилат – олицетворение силы и могущества или трусости?
2. Был ли у Пилата вариант помиловать Иешуа? Должен ли он быть свободным в своих решениях?
3. Пилат – трусливый или несчастный человек?
4. Получает ли он оправдание?
5. Пилат поступил как трус или как человек, истинно служащий государству?
(«Может, на этом и держится государственный строй, что каждый управленец не гнет свою линию?»)
6. Если ты являешься звеном вертикали власти, есть ли у тебя возможность поступать по совести или ты должен делать то, что полезно государству, даже если это расходится с законами совести?
7. Если ты идешь во власть, ты сознательно несвободен?
8. Тот, кто хочет жить по совести, не имеет права идти во власть. Так ли это?

V. Викторина со зрителями по тексту произведения (10 мин.)

VI. Третий тур: «Философия творчества. Мастер и Маргарита». (20 мин.)

Приблизительные вопросы для обсуждения:
1. По делу ли Мастер назван Мастером?
2. Написать роман, который заведомо не будет популярен, – это героизм или глупость?
* Ради чего нужно творить? Цель творчества — ?
3. Представляет ли из себя что-нибудь Мастер без Маргариты?
4. Мастер гениален или у него просто комплекс Иисуса – ему нравится страдать, потому что в нормальных условиях жизни он был бы неинтересен?
5. За каждым творческим человеком должна стоять сильная женщина?
6. Степень успешности мужчины зависит от степени мудрости женщины?

VII. Заключение – подведение итогов турнира (10 мин.)

Фоновая презентация к риторическому турниру (11 класс)

Викторина (11 класс)

 

3 Responses to “Риторический турнир на уроке литературы”

  1. Ничего себе! Просто здорово!!! Материалы для «Русского языка и литературы». Классная метод. публикация.

  2. Нудное заготовленное зрелище, приправленное самолюбованием С.Б.

  3. Согласна с Volhatchka: это действительно отличная разработка.

    А для Anna скажу, что, возможно, сложно воспринимать риторический турнир в записи. Такое нужно смотреть вживую, в таком нужно участвовать, тогда этот урок уж точно не покажется нудным. Очень полезная форма работы. Ведь где ещё поучиться достойно спорить, отстаивать точку зрения, чтобы не скатываться до часто откровенно мерзкой риторики комментариев, которыми усеян Интернет?! Я с большим удовольствием наблюдала за всеми представленными в статье баталиями и совершенно уверенно говорю: «зрелище» (если вообще такое слово здесь уместно) не было «заготовлено». Честно говоря, возмущает тон Вашего высказывания. Неужели ученики врали и позировали на камеру 1,5 часа? Мероприятие хорошо подготовлено, а не заготовлено – разница огромная. Заметьте, колоссальна работа была проделана! Это не отыграно или просто проведено, но пережито участниками. А чужой труд и чувства других нужно уважать. Не нравится манера учителя – так это к ценности представленной публикации отношения не имеет. Да и публично обсуждаться не должна. Следует отделять автора от высказывания и рассматривать лишь идею (чему, кстати, учит представленная форма работы – ещё раз это подчёркиваю). Пример-«иллюстрация» может быть и не по вкусу, тогда возьмите суть, идею и реализуйте её по-своему, а то и поделитесь тем, что получилось. Чужой – любой — опыт очень и очень ценен: всегда есть возможность что-то понять для себя, чему-то научиться. Например, взять на вооружение метод или просто пойти и перечитать классику.
    Спасибо, Сергей за эти уроки и эту публикацию. Замечательная разработка и достойная апробация.

Обсуждение - Оставьте комментарий