СДКмерон, или Люба з клюба

Третья четверть в нашем проекте получилась настолько драматичной, неоднозначной и богатой на события, что у меня в голове долго созревал каркас: как именно подавать произошедшие события? Дело в том, что в течение этого отрезка жизни с нами случилось несколько сюжетных линий и они не были ограничены форматом одной недели – они растянулись по всей четверти и выплывали, обнаруживали себя совершенно неупорядоченно, хаотично. То есть, если мы останемся в классическом варианте «Неделя – события недели», вы запутаетесь и потеряете нить сюжета. Поэтому мы решили изменить принцип повествования: всю третью четверть мы разделили не на недели, а на сюжетные линии, и каждая из вновь выходящих статей будет посвящена одной сюжетной линии и ее хроникальному развитию. Так, нам кажется, будет понятнее, почему в итоге мы с коллегой пришли к тому, с чем оказались в конце четверти, и поставили  под сомнение свои перспективы здесь.

Часть 1 «Песни победы»

Начиная новую серию заметок, хочу познакомить вас с новым персонажем сельской жизни, которого на сей момент мы уже неплохо знали, но возможность плотно поработать с ним выпала нам только в январе. Это заведующий Жилиховским сельским домом культуры (СДК) Люба (Дмитрий Маратович тогда сразу метко окрестил ее «Люба з клюба», или «Люба з клуба» – кому какое произношение ближе, – так и закрепилось у нас в кулуарах). Клуб (т.е. заведование им) достался ей в наследство от мужа, и за это время она как раз вступала в должность, налаживала работу и наигрывала наши культурные связки с клубом. У Любы есть мотоцикл, и она на нем ездит (так что СДК – это вам не просто так  – это авторитетный культурный объект в деревне).

Так вот, поскольку этот год относительно дат Великой Отечественной войны особенный, начиная с января стартовали разного рода отборочные туры конкурсов и смотров художественной самодеятельности, посвященных 70-летию Победы. А в школе – вы знаете – к этому моменту всеми музыкальными посиделками уже была наработана крепкая вокальная связка нас со старшими девчонками, и, в общем, что спеть и разложить на четыре голоса, после новогоднего концерта уже не так важно. Мы всё сделаем с любовью, на высоком идейно-художественном уровне (здесь смайлик; не подумайте дурного: это не хвастовство – это цитата).

И вот в один прекрасный день Люба появилась в школе с деловым предложением. На горизонте маячил районный смотр военных концертных программ, и нас попросили состряпать некую литературно-музыкальную композицию на тему Великой Отечественной войны и помочь родному клубу. Наше дело молодое: нам только махни рукой – мы готовы впрягаться в процесс (как метко характеризует этот принцип работы наш уважаемый физрук, «голы збірайся – голы гатоў»), тем более что репертуар наработанный. Но тут мы погрузимся в совершенно иной принцип работы, о котором хочу рассказать подробнее, ибо он меня жутко впечатлил и восхитил.

На выступление значился дресс-код: для выхода на сцену мы должны быть облачены тематически, т.е. одеты в военную форму. В сценке участвовало четверо поющих, одна девчонка читала стихи, плюс двое юношей должны были изображать солдат, сидящих над котелком у костра – итого семь человек. И вдруг откуда ни возьмись в деревне нашлось семь комплектов солдатской формы. Я вам скажу: подобные сценические (и не только сценические) вопросы здесь вообще всегда решаются ВДРУГ ОТКУДА НИ ВОЗЬМИСЬ. Ну как, ответьте мне, за сутки можно отыскать нужный для выступления реквизит?! А легко! Еще момент. Я, мягко говоря, не самых миниатюрных габаритов, и формы моего размера, увы, не нашлось. Но на сцену на следующий день выходить мне все равно надо было. А теперь только вдумайтесь: за ночь мне изготовили плащ-палатку. А как? Да на машинке! Что-то пристрочили, что-то отрезали – факт в том, что на следующий день все костюмы были готовы. Как говорит Михаил Задорнов в таких случаях, «этот народ непобедим», если он за ночь может пошить плащ-палатку.

Двигаемся дальше. Суть нашего номера – партизаны у костра, попурри из военных песен. Мы отобрали пять известных композиций того времени («В землянке», «Смуглянка», «На безымянной высоте», «Эх, дороги!» и «Журавли»), нарезали под некоторые из них видео из соответствующих фильмов («В бой идут одни “старики”», «Летят журавли»), разложили всё это счастье на четыре голоса, плюс голос за кадром читал лирическую подложку, плюс голос Юли из 8 класса читал «Жди меня» – в общем, лирично, трогательно и со вкусом. По уже известному принципу («вдруг откуда ни возьмись») у Любы нашелся электрический костер (то есть котелок, внутри которого вентилятор раздувал ленточку и горела алая лампочка) – экипированы мы были по полной.

Но это не кульминация. Самое интересное началось в день выступления. Всё происходило 21 января в Быстрице (километров 15 от Жилихово), соответственно, в Быстрицком СДК. Мы приехали вооруженные до зубов, так сказать, и я, к изумлению своему, увидел, что ВСЕ съехавшиеся коллективы выглядели примерно так же, как и мы. Откуда в Копыльском районе появляется военная форма в таком количестве, как только грянет очередной слет местной самодеятельности?! Я, честно, ощутил себя в партизанском лесу.

Мы вышли из машины: на сельском клубе висела рукописная (!), маркером исполненная афиша. Я и мой коллега не видели такого уже давно и по инерции бросились фотографировать. Навстречу нам из клуба вышла авторитетная женщина авторитетных габаритов в праздничном платье (оно не вечернее – оно именно праздничное, нарядное) и настороженно поинтересовалась, что же мы такое делаем. «Вот, давно мы таких афиш не видели – хотим сфотографировать красоту», – попытались отбиться мы. Женщина заметно подобрела: «Да, – говорит, – я уже двадцать лет без линеечки пишу!» Старая закалка – мировое дело. Вы понимаете: мы не можем не явить Вашему взору этот шедевр агитискусства.

Дальше – больше. Сразу за нами в клуб вошли двое мужчин. Они несли на плечах две сосны. Помните героя Арнольда Шварценеггера из фильма «Коммандо»? Вот выглядело это приблизительно так же.

Откуда сосны? Зачем сосны? Меня одолевало недоумение. «У вас ведь партизанский отряд? Значит, дело происходит в лесу. А это реквизит. У нас под сценой лежат два пенёчка. Вы сейчас приколотите гвоздями сосны к пенёчкам, и у вас получится лес! Что тут непонятного?» Если бы мне еще полгода назад кто-нибудь сказал, что 21 января 2015 года мы будем приколачивать сосны к пенечкам, чтобы участвовать в районном смотре-конкурсе самодеятельности в Быстрицком СДК Копыльского района, я бы покрутил пальцем у виска. Что? Где? А?

Оказывается, чтобы переехать из одной страны в другую, необязательно покидать пределы отведенной вам Богом родины. На самом деле, Беларусей много: в городе одна Беларусь, в деревне совсем другая, здесь, в мире этих СДК, третья. Это параллельные вселенные – они существуют независимо друг от друга, со своими заботами, проблемами, со своими представлениями о жизни, со своей расстановкой главного и второстепенного. Знаете: мы бы никогда не выбрались из узости своего сознания, своего представления о мире, если бы не приехали сюда. Здесь жизнь открывается совершенно по-другому, иными гранями, красками. Кого мы будем здесь учить?! Наше дело – наблюдать, узнавать, познавать. Эта полифоничность жизни свалилась на нас в этом сезоне всем своим весом. Мне товарищ мой боевой сказал: «Я не могу написать что-то цельнооформленное: я не успеваю формулировать, обобщать впечатления, как вдруг появляются новые, за ними следующие – и так без конца».

Было бы грешно не поделиться кадрами из знакового выступления, которое для меня явилось еще одним широким шагом к пониманию этих людей. Парни слева пропагандируют здоровый образ жизни (не стреляйте уж нас!)

* По дороге в Быстрицу мы познакомились еще с одним замечательным человеком. Нам его представили как Ольга Шумахер и, когда узнали, что она нас повезёт, разом сказали: «Ребята, вы памперсы с собой брали?» А это оказался наш сельский библиотекарь О.Р. Проведя с ней в одной машине минут пятнадцать, мы поняли, какое нечеловеческое упущение мы совершили, не познакомившись ближе за первые полгода. Это такая кладезь народного юмора, задора, энергии, что мы в этой же машине напитались этим зарядом на отчетное и все грядущие выступления. «Майму трэба ў бухгалцерыі нейкія цыфры складваць. Адкуль яны іх бяруць? Сядзяць, у носе калупаюць – з носу выкалупліваюць гэтыя цыфры», – по дороге мы только успевали записывать, чтобы ничего не упустить потом.

Кстати, через некоторое время после выступления, О.Р. заглянула ко мне на урок, вызвала на секунду в коридор с такими словами: «Заходзіць да мяне ўчора кабан. Кажа: “Схадзі да хлопцаў, перадай ім майго сала”. Вось прынесла сала ад кабана». Ну как этих людей можно не обожать! Мы с Дмитрием Маратовичем даже пришли к выводу о делении женщин на два типа. Одни коней останавливают и по горящим избам ходят, а другие коней разгоняют да избы поджигают. Вот такой круговорот лошадей и огня «у жаночым асяроддзі».

Часть 2 «Где у культуры центр?»

Большой гастрольный чёс возобновился через месяц. На пороге школы вестником нового дня стояла Люба, а это значило, что снова предстояло куда-то ехать, что-то петь и на что-то отбираться. На самом деле, истина была в том, что в Копыле запланировали патриотический концерт (большею частию для школьников), приуроченный ко Дню защитника Отечества (дело было чуть позже – 27 февраля, в пятницу). По такому поводу нас с Дмитрием Маратовичем даже сняли с уроков.

Исходные были те же, разве что чуть видоизмененные. Нас завербовали двоих, а не целый коллектив, песню надо было исполнить одну (мы выбрали «В землянке»), экипировка аналогичная (тематика концерта не изменилась). В назначенный час мы прибыли в Копыль к зданию с загадочным для филологического уха названием «Центр культуры» (честно, мы часто задумывались над вопросом, где же у культуры центр – так вот же он; кто не знает, стоит себе в Копыле на центральной площади) В общем, это ДК, только более высокого ранга.

Нас встречала очень боевая, организованная женщина – командир всего действа. Было видно, что она заведует этой кухней уже не первый год и знает, как сделать так, чтобы всё прошло по высшему разряду. Сейчас она отдавала последние указания хору пенсионеров, допевавшему что-то победное, и строила всех на финальный выход. Мы «прогнали» финальный выход, потом она послушала нас, сделала некоторые пометки и отправила переодеваться. Той формы, с которой мы приехали, оказалось недостаточно, и нам выдали каски. Моя верхняя половина сразу стала тяжелее нижней (а мне этой верхней половиной еще предстояло петь и при этом сильно не кивать головой, чтобы ее ненароком не занесло в сторону). Мы вышли на повторный прогон – у художественного руководителя концерта уже была готова концепция номера. «Вы должны сидеть на пенёчках. Вот за кулисами пенёчки. Пока будет звучать проигрыш, вы выкатываете их на сцену и потом на них присаживаетесь. После того как споете, отнесете их на место, тоже под музыку».

А потом нужно было экстренно отрепетировать массовую начальную сцену. Суть в том, что это имитация фашистской бомбежки. То есть мы выходим под песню, а за кадром вдруг начинают звучать взрывы, выстрелы, шум самолетов. Боевая организованная женщина подгоняет всех: «Начинайте метаться! Активнее, активнее!» Мы начинаем метаться активнее, отчего ощущение забавности действия, в котором мы участвуем, зашкаливает.

Итак, Сергей Сергеевич и Дмитрий Маратович (кто читает нас с середины, на минуточку, учителя-филологи) в касках и с пенёчками наперевес в Копыле под конец рабочей недели затягивают военные песни. Ну романтика же! На всякий случай суровое интеллектуальное селфи из самого центра культуры.

Наши лица напоминают физиономию одного известного булгаковского персонажа (под эти выражения так и просится: «Абырвалг! Абырвалг!»)

* Зато за кулисами мы познакомились с замечательным человеком, представляющим дом культуры в Грозово (что по трассе Шищицы – Копыль, там есть Грозовский интернат для детей-сирот). Евгения мало того, что очень лирически спела, так еще поделилась с нами отрывками из шутливых сценок авторства их директора дома культуры, уроженца Копыльщины. К тому же мы всем проектом были приглашены в Грозово, где нам обещали теплый прием (к стыду своему, пока еще не доехали, но в скором будущем обещаем вырваться).

Широка и богата людьми земля наша. Каждый такой отрыв от производства влечет за собой новые знакомства, новые впечатления. Иногда думаешь, что кто-то свыше подарил тебе этот проект не только для того, чтобы ты учительствовал за черт знает сколько километров от места рождения. Он тебе послан для того, чтобы ты смотрел, вглядывался, вбирал в себя лица, эмоции, места. Они и есть содержание твоей квалификации преподавателя методики языка и литературы – человековедения, о котором ты так печешься на каждом уроке.

Часть 3 «Новые голоса для любимой страны»

Это случилось 15 лет назад. Почти пятнадцать лет назад Сергей Сергеевич и Дмитрий Маратович сошлись в одной точке этой планеты. Сказать, что мы сразу запели дуэтом, не скажу. Но уже добрых 7-8 лет мы этим (еще и в компании друзей) промышляем. Периодически заходим на разные вечера выпускников в школе да в Лицее, праздничные мероприятия в различных небезразличных нам учебных заведениях и, если нужно закрывать музыкальные паузы, с удовольствием это делаем. Выглядит сие приблизительно так:

Те, кто когда-нибудь выступал на сцене (даже необязательно на сцене – просто в школе на линейке спел или взлез сдуру стишочек прочитать на нужную табуреточку в нужное время), знают, что достаточно один раз ввязаться – и ты не слезешь с этой табуреточки всю жизнь. Ты будешь гордость школы, юный талант района, золотой голос подъезда – кто угодно, но в покое тебя не оставят. И, когда ты открываешь под музыку рот, обстоятельство это ты должен учитывать. А коли учел, уже и не отбояривайся.

В Беларуси в начале года объявили конкурс «Новые голоса для любимой страны». Особенность формата в том, что организаторы собирают самобытные таланты среди трудового населения областей (все это проходит под эгидой Федерации профсоюзов Беларуси). То есть в конкурсе принимают участие не профессиональные исполнители, а исключительно любители. Угадайте, кто к нам пришел в середине февраля? На самом деле, Люба здесь была уже ни при чем: конкурс авторитетный – бумагу прислали сразу по факсу на районный отдел образования, спорта и туризма. И вот нам предложили во всей этой закрутке поучаствовать.

Первый отборочный тур проходил в Копыльском сельскохозяйственном лицее 23 февраля. На тот момент у меня были учебные занятия и много разного уже случилось (об этом в следующих публикациях) – я, в общем, отказался от участия в пользу образовательного, и Дмитрий Маратович бросился закрывать амбразуру один. Выбрал песню группы «Браво» «Вася» (тот, который «стиляга из Москвы»), поехал… и нечаянно выиграл отборочный тур. Ему, как победителю, вручили сертификат на сумму 500.000 бел. руб. (на эти деньги было решено закупить игрушки для детского сада).

Но главное заключалось не в этом – победа в отборах означала, что эпопея с песнями растягивается еще как минимум на месяц (следующее прослушивание назначено на 9 марта, и пройдет оно уже в Минске). Но – помните – раз ввязался, задний ход включать нельзя. Дмитрий Маратович шел дальше с высоко поднятой головой и пританцовывая а-ля Валерий Сюткин. Здесь, на месте, он тут же стал национальным героем (группа поддержки на концерте была и всё видела), а от начальства получил вскользь брошенную фразу: «Пусть работает. Глядишь, не уволят» (но об этом – опять же – несколько позднее).

В Минске – выяснилось – это было предпрослушивание (т.е. выяснение отношений без зрителей с целью из всех прошедших отобрать наиболее стоящих для областного этапа в Молодечно). В номере Дмитрия Маратовича ничего крамольного не усмотрели, а это значило, что он отправлялся прямиком в следующий тур (дата этого события – 10 апреля, таким образом, то, что должно было представлять из себя единичный концерт, растянулось на два месяца; но, как говорил нетленный Человек-Паук Питер Паркер, «великая сила налагает великую ответственность», поэтому мой мужественный коллега продолжал сражаться).

10 апреля все вокальные силы области стянулись в Молодечно (на всякий случай, чтобы вы представляли, участники подобных событий на все разборки возят свое бренное тело своим ходом: организаторы не оплачивают дорогу, не обеспечивают подвоз; есть своя машина – тебе легче, нет машины – добирайся как знаешь). Здесь уже, конечно, был совершенно другой масштаб, с репетициями да подтанцовками, постановкой номеров, бэк-вокалом – всё, как полагается на событиях республиканского масштаба. Вы можете оценить нашего героя и формат концерта на фотографиях:

Благо (для учебного процесса благо, разумеется) дальше, на республику, мы не попали (иначе про белорусский язык и литературу – первичные задачи – можно было забывать), но факт остается фактом: участие в «Новых голосах для любимой страны» добавило проекту и лично Дмитрию Маратовичу медийности (о медийности в скором времени будет отдельная статья). Кто не верит, может посмотреть репортаж канала «Беларусь 1», где светлый лик моего товарища фигурирует крупным планом. А начиналось всё со знакомства с Любой из клуба…

Таким образом, третья четверть, и даже часть четвертой, получились гастрольными. Эта гастрольность в некотором роде сбила нам собственно учебный процесс и общих баллов отняла. С другой стороны, новые люди, новые впечатления, новые кадры – чего здесь больше, плюсов или минусов, решится, наверное, по прошествии некоторого времени (возможно, по окончании года). Но констатируем: с вокалом и всевозможными выступлениями получился тот еще Декамерон. Сюжет закручивается сильнее – зрителю интересно, а нам отрадно. Следите за рекламой.

6 Responses to “СДКмерон, или Люба з клюба”

  1. Я плакал.
    Видео выступления с подтанцовкой и девочками в студию!

  2. Ищем. Где-то у организаторов.

  3. Спасибо за статью. Очень жду продолжение, как-то насторожила фраза «поставили под сомнение свои перспективы здесь».

  4. Всё будет. Ничего не утаим. Следите за развитием событий каждую неделю.

  5. Читала и хохотала. Над замечательной женщиной-библиотекарем. Довелось самой работать в деревне, вот с такими милыми людьми. Хотя бывали разные личности, но запомнились в итоге вот такие колоритные персонажи. Как скажут, так прям не в бровь, а в глаз! Правда жизни.
    Читаю ваши статьи всегда с таким удовольствием! Главное, чтобы запала хватило надолго. А то как-то стали звучать не совсем радужные нотки. Или показалось?

  6. Формат дневниковый: как есть, так пишем. Наша задача — констатировать всё, что с нами происходит, только так получится честно. Самое интересное в этом проекте то, что никогда не догадаешься, как всё повернется завтра. В этой интриге и есть прелесть нашей работы.

Обсуждение - Оставьте комментарий