Учитель без авторитета

Признаться, никогда не думал, что начинать каскад публикаций буду именно с этой статьи, но только сейчас пришел к выводу, что нынче главная школьная тема – это авторитет учителя (а он – я утверждаю это однозначно – находится ниже уровня среднестатистического плинтуса). Это не проблема поколений, это не компьютеризация (смартфонизация, планшетизация) населения, а именно уникальное снижение авторитетности педагога, что напрочь лишает школу статуса социообразующего института. Хочу поделиться своим видением того, почему это происходит. Принципиально не касаюсь темы заработной платы и проходного балла в педвузе: причины эти десятого, а то и двадцатого порядка (и человек, который считает, что должен работать хорошо только потому, что ему платят хорошо, элементарно дурно воспитан). Истина, на мой взгляд, совершенно не здесь.

Любой учитель должен отвыкнуть от мысли, что уважать его должны лишь за то, что он учитель. Мол, я вошел в класс – уважайте меня, трепещите предо мной, ибо я в гордом статусе педагога. А что в этом статусе гордого, давайте подумаем? С чего мы взяли, что учителя – это априорная элита общества? Взгляните на те же самые пресловутые проходные баллы в педуниверситет, коль все так от них в шоке: в каком вузе они ниже, чем в педуне? И вообще учитель – это массовая профессия (если я говорю об учителе именно как о представителе профессии, а не как о наставнике): массовое не может быть элитарным. Я, конечно, не говорю об этом как о факте свершившемся в процентном соотношении 100 из 100: разумеется, есть еще люди, одержимые профессией, фанаты своего дела (и из старшего, и из младшего поколения), никто не отменял династийность, но в целом факт налицо. Учитель – это представитель среднего класса общества и ничуть не выше. Да, поколение детей сменилось, может, оно стало менее сентиментальным и более циничным. Это не хорошо и не плохо – это данность, и нелогично на сей факт сетовать. С любым поколением можно работать и нужно работать. Поэтому каждый, кто хочет со мной поспорить, каждый, кто хочет иметь право быть причисленным к элите, ежедневно и ежеурочно должен доказывать (и самому себе, и своим подопечным) свою состоятельность как профессионала, должен подтверждать право быть уважаемым (я не говорю сейчас о подтверждении категории – я говорю о подтверждении морального права). Уважать учителя за один факт его существования – это глупость.

Учителя его же подопечные не могут воспринимать как человека авторитетного в первую очередь потому, что они ему не верят. Дети тотально не верят взрослым, учащиеся тотально не верят школе. Невозможно верить человеку, который живет по двойным стандартам, а учитель – первый и классический пример такого человека. Поясню. На уроке он говорит о честности и порядочности, а сам подрисовывает отметки в журнале и фальсифицирует результаты экзаменов, на классном часу говорит о патриотизме, а сам соглашается (не говорите о невозможности сопротивляться!) принудительно водить детей на хоккеи, шествия и демонстрации (что самое страшное, пытаясь оправдать это благими намерениями заботы о детском эстетическом или патриотическом воспитании – ну не в этом ведь патриотизм, давайте не будем наивными!), заявляет о неприятии взяточничества и приоритете духовных ценностей и после этого ставит десятки по предмету за поход в театр или дежурство в столовой. «Не верим мы вам, господин учитель!» – говорят дети, и они правы. Перед экзаменом Вконтакте появляются посты примерно такого содержания: «Не бойтесь вы экзаменов! Все учителя – быдло: они все равно нарисуют то, что им скажут». И дети правы: мы быдло до той поры, пока наши декларируемые мотивы расходятся с нашими реальными действиями.

Вы слышали разговоры в учительской? Вы слышали в принципе, как учителя разговаривают с детьми и о детях? «Ко мне вчера эта мамаша приперлась – вся такая расфуфыренная!» «Этот Иванов – он же дебил полный!» Контексты приблизительно такие. Я понимаю, что это проблема эдакого проповеднического порядка и не только школы она касается, но в обществе зашкаливает градус озлобленности и невоспитанности. Пассажи о том, что «всё мне уже надоело» или «с такими детьми невозможно работать», – это разговоры в пользу нищих. Твоя доброжелательность по отношению к окружающим зависит не от окружающих, а исключительно от твоего собственного воспитания. Учителя нынче – образец дурного воспитания. Вопрос школьникам: с вами часто здороваются учителя-предметники (я понимаю, что такой же вопрос можно задать и в обратную сторону, мол, часто ли вы…)? Но факт остается фактом: тотальная недоброжелательность – ведущая нота общения учителя с учеником, что, безусловно, добивает вялые остатки авторитета педагога. А если ты неавторитетен, ты вынужден быть авторитарным.

Я отдаю себе отчет в том, что большинство учителей обвинит меня в предвзятости и предательстве представителей собственного общественного класса (но, коль я учитель, я ответственен за класс, который представляю, и посему это камень и в мой огород – огород-то у нас общий). Но каждый, кто воспримет мой посыл как личную обиду, пусть ответит себе на три вопроса. Как часто он требует уважения от детей за то, что он учитель / старший? Подрисовал ли он хоть однажды отметку на экзамене, или контрольной работе, или текущую? И обсуждал ли он своих подопечных с коллегами в вышеизложенном ключе? Если хотя бы один ответ – «да», то…

Каждый из нас в той или иной степени учитель. И современная концентрация аморальщины в школе вынудила меня остановиться вот на какой мысли. На данный момент, чтобы быть хорошим учителем, иметь образование учителя далеко не первично. Большим учителем в современной школе (как и в современной жизни) будет тот, кто сможет предложить своим подопечным наиболее авторитетную систему моральных координат и – самое главное – сможет без лицемерия ей же соответствовать.

9 Responses to “Учитель без авторитета”

  1. Одно из последних воспоминаний о работе в школе. Прозвенел звонок с урока и я иду в учительскую за журналом. Иду через»строй» старшеклассников , ожидающих начала следующего урока и беседующих друг с другом поверх голов уныло плетущихся в учительскую педагогов. Иду через «строй» МАТА. И НИ ОДИН из впереди идущих учителей НЕ ОСТАНОВИЛСЯ И НЕ СДЕЛАЛ ЗАМЕЧАНИЕ. Все молча прошли и сделали вид, что не услышали. Вспомнилось:»Врачу, исцелися сам!» Учитель должен начинать процесс воспитания и обучения С СЕБЯ. Тогда ты будешь иметь моральное право учить других.

  2. В силу своих стереотипов думал, что автор выведет на тезис, что учитель должен заслужить уважение профессионализмом. То есть умением учить. Не поверите: учителей, которые понятно объясняют, у которых растешь над собой, которые могут ответить на все вопросы по теме, у которых ученики побеждают в соревнованиях — их уважают даже двоечники. А если что и способно убить авторитет учителя, так это далеко не подрисованные оценки и организованные походы на хоккей.

    Кулуарные обсуждения детей и родителей? Помилуйте, человек не робот. Он должен как-то проявлять свои эмоции, а учитель — нервная работа. Значит, либо учитель должен быть пофигистом (и как он тогда будет работать без заинтересованности?), либо он приносит все нервы домой, либо учителя спонтанно оказывают друг другу психологическую помощь в форме вот таких вот бесед в учительской.

    Да и нет никакого тотального «промывания костей» детям и их родителям. Гораздо больше поводов для разговоров в учительской дает руководство школы и управление образованием. Та же необходимость тащиться на хоккей или парад. Кстати, я не знаю, как хоккей связан с патриотизмом. Патриотизм не в этом, но и никакого антипатриотизма в походе на хоккей нет. А в параде патриотизм есть? Хотелось бы узнать у авторов статей.

    Работа учителя — это работа с людьми. Репутация здесь в первую очередь заслуживается человеческими качествами. Компетентностью, уже упомянутой. Справедливостью, которая не имеет отношения к соблюдению уставов и бумажек, а также высчитыванию оценок по лучшей в мире формуле — формуле среднего арифметического. Далее, адекватность — сложная характеристика, но самая важная для ученика. Определяется тем, насколько ученик хочет быть похож, когда вырастет, на этого учителя…

    А вообще, почему бы не провести для начала исследование и не узнать у самих учеников, какие факторы влияют на их отношение к учителям?

  3. to Anuriel:

    Компетентность – это ни разу не человеческое качество, это качество исключительно профессиональное. Я вообще всех и всегда призываю различать профессиональное и общечеловеческое. Они не влияют друг на друга и никак не пересекаются – это два независимых критерия.

    Но, как показала практика, дети не будут воспринимать информацию (пусть даже весьма и весьма квалифицированную) от человека, чья репутация трещит по швам. Особенно это касается преподавателей гуманитарных дисциплин, ведь знания по истории, литературе так или иначе преподносятся через призму моральных координат. Учитель, фальсифицирующий экзамен и ненавидящий собственных подопечных, не имеет права на том же уроке литературы говорить о чести, гуманности и христианских ценностях.

    Когда я уходил из школы, большинство моих коллег говорили мне прямым текстом: «Молодец! Правильно! Надо бежать из этого болота». Как я могу уважать человека, который свою работу считает болотом? Я не верю ни единому его слову и жесту. Как можно позволить высказываться в таком тоне о том, что ты делаешь, о том, ради чего ты вообще работаешь?!

    Роль интеллигенции мессианская. Учитель (если он претендует на то, чтобы оставить хоть какой-нибудь качественный след в профессии либо в сознании своих подопечных) не должен быть среднестатистическим – он должен являть собой образец нравственного воспитания (пусть даже гипертрофированный), образец принципиальности. В противном случае я имею право ему не верить и его не уважать. Более того, я ОБЯЗАН его не уважать.

  4. Очень важно, весомо, настояще:
    *Мы быдло до той поры, пока наши декларируемые мотивы расходятся с нашими реальными действиями;
    *Большим учителем в современной школе (как и в современной жизни) будет тот, кто сможет предложить своим подопечным наиболее авторитетную систему моральных координат и – самое главное – сможет без лицемерия ей же соответствовать.
    (Вот об элите со средним классом и о презренных деньгах можно бы отдельно поговорить).
    Адекватность – словечко так себе, а концепт хороший. «Строй МАТА» на пути в учительскую – жутковато, однако. Так и веру потерять можно, без которой стоит ли обращаться к таким проектам? Не услышу – не поверю.
    Позвольте не согласиться: профессиональное следует из общечеловеческого. Вопрос мотивации. Всё, что делается, имеет цель, смысл. Для кого-то важны «совесть», «честь», «долг» – социальное лицо. Летучая мышь издаёт высокочастотные звуковые сигналы, они отражаются, и мышь видит мир. У людей примерно то же (метафорически), только видим мы как раз себя. Как в афоризме: «Слова Петра о Павле говорят нам больше о Петре, чем о Павле». Социальное лицо нами старательно формируется, оберегается, поддерживается на должном уровне (т.е. его надо иметь и не ронять). Профессионализм – часть нашего лица. Кому-то профессионализм важен как добродетель, а кто-то так пестует своё эго.
    Непрофессионализм однозначен: речь идёт о в определённой степени «нехорошем человеке», его социальное лицо несимпатичное. Но если Вашему другу 2 за диктант или ему объявили выговор на работе, Вам перестать с ним дружить? Да, когда Вы делите мир на чёрное и белое.
    Но он серый. И сильно инертный. Колёса экзамена, например, проскрипят и исчезнут. Так что лягте поудобнее, чтобы минимизировать травмы, а дальше живите стоящим делом. Настоящий профессионал не ради же экзамена работает?
    Так ли уж подлежат бичеванию Ваши, уважаемый BoSS, бывшие коллеги за их прощальные речи? Посудите сами: мониторинги, отчёты, планы работы кабинета (NB! В УО работают не личности. И даже не люди. А кабинеты), аккредитации, приёмки / сдачи чего-либо (сопряжённые с вызовом из отпуска), всякие добровольно-принудительные мероприятия и пр. – разве не болото? Но в нём есть и кислород – работа, общение с учениками. Наше внимание иногда меняет местами объект и фон, как известно. Разорвать любые длительные отношения – личные ли, трудовые ли – непросто, страшновато, мучительно (жертвы, потери, издержки, неопределённость, неизвестность). Это как выйти из сансары. Кто таки шагнул, просто получил свою порцию респекта.

    И прежде, чем бросаться камнями, стоит задуматься, а не проглядел ли я бревно в своём глазу? Я думаю, гуманитарию стоит учить задумываться, а не мазать чёрной и белой красками.

  5. Простите, являть образец воспитания? На мой взгляд, нынешние учителя выбирают подобную специальность не из великой любви к детям, а скорее из-за того, что в педе маленькие проходные баллы или, ну мало ли, у них большая любовь к, допустим, истории. Если действительно превозмог интерес к предмету, а любви к детям нет, тогда что делать? Заставлять себя натягивать маску и делать любезно-сладкое выражение лица? Но это же вранье, значит, уже не нравственность. Или для работы создавать образ несуществующего героя?
    И вот еще вопрос: неужели для того, чтобы стать педагогом, надо быть образцом нравственности — сверхчеловеком? Не думаю, что многие (если вообще кто-нибудь) может похвастаться идеальным набором моральных координат.

  6. Именно поэтому я и говорю, что не следует относиться к образу учителя как к чему-то непререкаемо святому. Не низкие проходные баллы, не ниже средней заработная плата погубили авторитет педагога – мы, педагоги, сами его благополучно закатали в асфальт, когда перестали предъявлять к себе завышенные требования, когда стали на многое закрывать глаза (мол, ничего в этом страшного нет или чего сражаться – всё равно не победишь). Система качается, если ее качать. Смирившийся становится частью системы. И тот, кто действительно искренне хочет работать, по-настоящему верит в то, что делает, должен принимать во внимание, что в первую очередь ему придется доказать другим, что он не дерьмо, что он не «один из» (раньше этого не требовалось: учителей уважали по умолчанию, теперь это необходимый шаг в профессии)

    Постоянное (сопряженное с конкретными действиями) стремление к самосовершенствованию, самообразованию, умение на каждом этапе учиться у собственных подопечных определяет нравственный облик учителя. Да, он априори не супергерой, но, если в нем эта опция (необходимость перманентного апгрейда) всегда включена, он так или иначе станет на путь превращения в образец / сверхчеловека / моральный ориентир (выберите формулировку в зависимости от степени любви к пафосу). Это не значит, что он будет безукоризнен и с нимбом над головой, но ему хотя бы поверят. Учителей ведь мало осталось – все остальные так, среднестатистическое месиво (это не только учителей касается – это можно сказать о представителе любой профессии). А судить мы привыкли именно по большинству.

  7. http://www.kp.by/daily/26179/3068742/
    А вот еще «пища для размышлений». Особенно обратите внимание на фрагмент, где учителя, захлебываясь от восторга по поводу собственной находчивости и смекалки, живописуют, КАКИМ ОБРАЗОМ они попали в квартиру к семье. Всем вопрос :» КАКОЙ жизненный урок получил десятилетний мальчик от общения с учителями?». Смею предположить, что уроков было два:
    1) для достижения своей цели все средства хороши — и ложь, и подлость….
    2) теперь ребенок раз и навсегдазапомнил, что НЕЛЬЗЯ ДОВЕРЯТЬ взрослым вообще и учителям конкретно. Все, что они говорят — ВРАНЬЁ! Они ОБЯЗАТЕЛЬНО обманут.

  8. А почему учитель должен быть образцом воспитанности? Есть семья… Там и воспитывайте. Учитель должен приходить на работу, воспитывать в учащихся какие-то навыки в рамках своего предмета. Если ребёнок ругается матом, это проблема учителя? Делать замечание должен учитель? Ничего подобного. Если ребёнку всё время будут делать замечания, как ребёнок вырастет самостоятельным и независимым? Ребёнку всё время на что-то указывают… А он не знает даже, чего пришёл в школу… Матом поругаться? Пусть ругается! Запись на диктофон, административное наказание родителей — всё это в рамках закона. Детей нужно приучать, что если они нарушат закон, действует наказание.
    Иногда даже учителю не нужно делать замечание — достаточно просто посмотреть на этого несчастного ученика. Сразу всё становится на свои места. Пока учитель будет попустительствовать выходкам учащихся — ничего не будет.
    Необходимо выработать строгую систему законных мер воздействия. Почему учитель должен биться головой о стенку, кричать… Почему учитель должен заниматься воспитанием ребёнка, если им не занимаются законные представители?

  9. to Uri

    Вы говорите очень страшные вещи.

    Почему учитель должен быть образцом воспитанности? Потому что он учитель. Потому он не должен позволять себе морального права им не быть. И вместо того, чтобы на уроках кричать о невоспитанности (матерщине или подобных вещах), он может своим поведением эту воспитанность и принципиальность демонстрировать.

    Вы говорите о учреждении образования как о колонии (ибо всё время в терминах «правонарушение – наказание»), однако в школе во главу угла нужно ставить не уголовный кодекс, а нравственный. Ученик не будет позволять себе некоторые выходки не потому, что он боится покарания, а потому, что он уважает учителя и не может по совести себе позволить некоторого поведения. А учителя он не уважает из-за того, что тот, видите ли, не считает обязательным быть образцом воспитанности и при любом удобном случае (в отношениях с администрацией, в работе с аттестацией, в проведении государственного экзамена) ходит на сделки с совестью. Так что в первую очередь нужно латать репутацию учителя, а не ученика.

Обсуждение - Оставьте комментарий