Заметки на полях («Недомысли»). Недомысль # 1. Срок годности учителя

В связи с тем, что в своих комментариях соучастники нашего проекта (а поскольку все пишущие сюда люди как минимум небезразличны к состоянию белорусского образования, а в большинстве своем очень хорошо понимают систему, я могу с удовольствием и уважением называть их соучастниками) высказывают очень ценные мысли (а некоторые комментарии по своему масштабу вполне себе тянут на ответную статью), «EDU.topia» открывает дополнительную волну публикаций – «Заметки на полях» (или «Недомысли»). Это реплики, ремарки, возникшие у нас по ходу чтения и разбора ваших комментариев. Они пока не оформлены в законченную статью (ибо рождаются экспромтом) и вряд ли будут оформлены (поскольку программные статьи проекта «EDU.topia» расписаны на полгода, но не поделиться ими было бы ханжеством с нашей стороны. Мы благодарны вам за участие и предлагаем вместе додумать (или на корню разбить) эти пассажи, которые в преддверье большой педагогической поездки, возможно, сделают нашу мировоззренческую картину богаче.

Недомысль # 1. Срок годности учителя

Комментарий, в ответ на который возникла недомысль:

«Кулуарные обсуждения детей и родителей? Помилуйте, человек не робот. Он должен как-то проявлять свои эмоции, а учитель – нервная работа. Значит, либо учитель должен быть пофигистом (и как он тогда будет работать без заинтересованности?), либо он приносит все нервы домой, либо учителя спонтанно оказывают друг другу психологическую помощь в форме вот таких вот бесед в учительской».

«Посудите сами: мониторинги, отчёты, планы работы кабинета (NB! В УО работают не личности. И даже не люди. А кабинеты), аккредитации, приёмки / сдачи чего-либо (сопряжённые с вызовом из отпуска), всякие добровольно-принудительные мероприятия и пр. – разве не болото?»

Я хочу поделиться, наверное, самыми утопическими из когда-либо существующих идей, которые я услышал почти в одно время от разных людей. Разумеется, на деле такой поворот неосуществим. Но, может быть, кто-нибудь возьмет для себя на вооружение как литературный образ и сможет приблизить их к реальности, слегка изменив настройки болида.

Идея 1. Оптимальный цикл работы учителя-предметника – 7 лет (этого достаточно, чтобы провести одних детей с 5 по 11 класс). Для учителя начальных классов – 4 года, ибо работа куда более сложная и ответственность за результат на порядок выше (для супергероев – 8 лет, т.е. два выпуска подряд). После этого, чтобы не утонуть в пресловутом болоте, не укататься в крестьянский земледельческий цикл (а школьный цикл сродни крестьянскому: цикличны программы, темы, произведения, государственные праздники и школьные традиции), необходимо кардинально менять обстановку и выпадать из системы. Все-таки, чтобы работу выполнять качественно, надо идти туда на пределе возможностей, на крыльях да с энтузиазмом. Непрерывные 20-30-40 лет работы энтузиазм, безусловно, хоронят. Поэтому было высказано предложение любому учителю, отработавшему определенный временной цикл, предоставлять (за счет средств бюджета) отпуск на год. Это разрядит обстановку, снизит градус человеконенавистническтва с его стороны и даст ему возможность отдохнуть. Продуктивность такого учителя с лихвой окупит год его простоя. В американской системе образования учителю на одном месте как раз и предоставляется только 7 лет, после чего его в обязательном порядке переводят в другою отрасль образования (чиновную, воспитательную или какую-либо еще). Из системы нужно выпадать хотя бы периодически.

Идея 2. Любой учитель должен получать два образования: одно предметное, собственно преподаватель такой-то дисциплины, а другая квалификация должна быть ремесленная, производственная (то есть такой человек должен являть собой представителя смежной специальности: учитель-плотник, или учитель-слесарь, или учитель-грузчик). Отдых от умственного труда трудом физическим также увеличивает производительность многократно, отрезвляет ум и делает человека разносторонним, т.е. незашоренным относительно системы.

3 Responses to “Заметки на полях («Недомысли»). Недомысль # 1. Срок годности учителя”

  1. Идея 1. Я бы предложила учителю-предметнику так же «отмерить» 2 цикла. В первый цикл обычно набиваются шишки, делается куча ошибок .Это элементарно нарабатывание опыта. Второй цикл — исправление недочетов предыдущей работы. Каждый класс индивидуален, конечно, но все же общие закономерности имеются.

    Идея 2. В принципе физическая работа — давнее и надежное средство лечения психических отклонений или пограничных состояний в психиатрии. Так что вполне себе возможен подобный тандем. Другое дело, что человек САМ, ДОБРОВОЛЬНО должен осваивать подобные рабочие специальности, а не под начальственным напором.

  2. Идея 1. Целиком и полностью поддерживаю. Считаю, что выпадание из системы хотя бы на год полезно для представителей разных профессий, для учителя — особенно.
    Идея 2. Опять же, не только учителей касается. Самые интересные и замечательные люди, которых я знаю, умеют работать одинаково увлеченно и качественно и головой, и руками. Пускай даже работа руками будет не ремесленной профессией, а просто хобби.

  3. >предоставлять (за счет средств бюджета) отпуск на год

    За рубежом так и делается. Уж не знаю, за чей счёт. А у нас — чистой воды утопия. Деньги где?

Обсуждение - Оставьте комментарий