Запишите ГДЗ!

В самом начале проекта мы задумали в числе прочего поговорить и о том, что разрушает систему школьного образования и что вообще может убить в подрастающем поколении даже попытку стать образованными. До сей поры мы большею частию затрагивали аспект морально-этический. Сегодня предлагаю поговорить о технике, о материальном, о средствах обучения. Я утверждаю, что школьные учебники в Беларуси стали бесполезными. И назову, на мой взгляд, главную причину этого явления.

Перед началом каждого учебного года я уже давно взял себе за правило пробегаться по книжным магазинам с целью не только ознакомиться с новинками методической литературы или уровнем переизданной классики, но и узнать, прибыло ли в полку моих врагов: какие нынче на полках сборники кратких содержаний школьного курса литературы, насколько прекрасны «Тысячи лучших сочинений» – в общем, интересуюсь здоровьем разного школьного мусора. Но уже который год на первых полках «Кнігарняў», «Светочей» и всяких разных книжных ярмарок а-ля сэконд хэнд (а в некоторых магазинах ты в них утыкаешься прямо со входа) – россыпь сборников ГДЗ (приблизительно такая, какая изображена на титульной картинке, только масштабы глобальнее).

Кто не знает, ГДЗ – это готовые домашние задания, т.е. ответы ко всем упражнениям всех школьных учебников. Периодически они маскируются, переименовываясь во что-нибудь типа «Делаем домашнюю работу вместе», но факт остается фактом: вам предлагают заплатить деньги, чтобы ваш ребенок в школе не утруждал себя процессом «думания». Конечно, издатели прикрываются аннотацией, декларирующей благие намерения. Цитирую: «Учащиеся часто не в состоянии самостоятельно решить все задачи школьного учебника. Поэтому данный справочник будет полезен родителям как для объяснения приемов решения задач, так и для контроля правильности полученных решений». Но мы ведь понимаем, как обстоит всё на самом деле. ГДЗ – это обыкновенный святой источник, из которого школьник может полностью списать домашнюю и классную нагрузку (да, конечно, можно сколько угодно говорить о том, что есть дети, которые идут за знаниями, а не за отметками, но человек – весьма дрянное создание, и между «списать» и «не списать» подавляющее большинство выберет «списать» – давайте не будем приписывать нашей натуре несуществующее благородство).

Самое страшное (обидное) тут еще в том, что сборники готовых домашних заданий – это не подпольная литература, которую нужно доставать путем различных махинаций – производством ГДЗ занимаются коммерческие (а порой и государственные) издательства, официально зарегистрированные на территории Республики Беларусь. Главным генератором «порно от образования» нынче является издательство «Кузьма» (http://www.kuzma.by/14-newsdz), которое предлагает решебники для 4(!!!) – 11-ых классов. Более того, издатель уверяет, что «авторы выпускаемых книг – преподаватели учебных заведений, высококвалифицированные специалисты», а издательство «плодотворно сотрудничает с различными структурами Министерства образования, в частности с Национальным институтом образования». Это чтобы мы (как бы) не волновались за качество работы. А я лично с этого абзаца как раз начинаю волноваться, и возникает у меня пара-тройка этических вопросов непосредственно к авторам. Это ведь кто-то сознательно получает деньги за то, чтобы поставить качественный барьер на пути развития наших детей. Что еще более дико, иногда авторы ГДЗ являются по совместительству и авторами учебников, к которым написаны эти ГДЗ, т.е. автор добровольно убивает, обезоруживает свой учебник. Вот этого я не понимаю. «Деньги!» – ответите вы. Да-да, деньги.

Из тотального распространения по организму системы образования книг-решебников следует два вывода. Первый – школьные учебники не работают, т.е. не выполняют своей обучающей функции. Наличие сборника ГДЗ нейтрализует образовательное действие учебника, КПД равен нулю. Следовательно, государство тратит огромные деньги на ежегодное переиздание того, чей КПД равен нулю. Равен нулю и труд авторов, сии учебные пособия создающих: толку вообще придумывать какой-либо оригинальный методический ход, ежели найдется ушлый контравтор, который выдаст однозначно правильный (а многие дети и учителя так его и воспримут) ответ на его авторское изобретение. Правда ведь, появились решебники даже к учебникам литературы, где на полном серьезе публикуются шаблонные заготовки на задания типа «Выскажите ваше мнение…» или любые проблемные вопросы по литературным произведениям:

Вывод второй – эдакая сентенция для самопроверки учителя. Если учитель дает подопечному нагрузку по учебнику, он впустую тратит силы (свои и подопечного) и только имитирует процесс обучения. Кто-нибудь мне, возможно, возразит: не у всех, мол, есть в наличии эти сборники. Отвечаю уверенно: у всех. По крайней мере доступ к ним есть у всех, ибо наивно предполагать, что подобной шпаргалкой можно воспользоваться только при подготовке домашнего задания. Все сборники ГДЗ уже давным-давно существуют в электронном варианте, и их запросто можно закачать в мобильный телефон. Посему любая (классная и домашняя работа), построенная непосредственно по учебнику, лишена всякого смысла и, соответственно, обучающей силы.

Я считаю, что государство обязано законодательно бороться с распространением подобного плана литературы. Разумеется, всё, что приносит прибыль, всегда будет продаваться, но, попустительствуя изданию решебникоподобной литературы, мы теряем не только в интеллектуальном плане (ибо процесс обучения подменяется его имитацией: учитель делает вид, что учит и контролирует выполнение нагрузки – ученик делает вид, что добросовестно готовится к занятиям) – мы теряем еще и чисто с экономической точки зрения (о нецелесообразности тиражирования «неработающей» литературы сказано двумя абзацами ранее).

Что делать в такой ситуации учителю? Отказаться от практической работы по учебнику. Отказаться можно тремя способами:

1. Не задавать домашнего задания. Пусть те 20 минут, которые ребенок потратит на имитацию старательности, лучше уйдут в помощь домашним по хозяйству, чтение литературы, просмотр фильмов, здоровый детский сон, в конце концов. В этом случае учебный процесс в классе нужно выстроить таким образом, чтобы качество классной работы позволило учащемуся не растерять полученные знания и без выполнения д/з.

2. Модернизировать задания учебника, т.е. переформулировать требования так, чтобы ответ нельзя было вхолостую «взять» из решебника. Этим способом, кстати, пользуется подавляющее большинство педагогов, смирившихся с существованием ГДЗ в этом мире.

3. Генерировать собственный методический аппарат, т.е. полностью, от начала до конца, создавать авторские домашние задания. Это, конечно, превратит вас в учителя-методиста и отнимет кучу времени, но, с другой стороны, вы будете держать себя в прекрасной профессиональной форме и получите пару баллов в копилку уважения со стороны учеников как истинный стратег.

Вообще в комментариях к предыдущим статьям коллеги уже предлагали воспринимать любую ситуацию как повод для самосовершенствования. Наличие подобных казусов книгоиздательства ведь тоже можно рассмотреть как некую шахматную партию. На каждый ход, призванный обесценить наше умение учить, мы должны ответить еще более изощренной тактической задумкой, отбивающей эту атаку. Вызов принят.

7 Responses to “Запишите ГДЗ!”

  1. Я бы ещё затронул тему методической литературы. Если из-за сборников ГДЗ дети перестают утруждать себя процессом думания, то из-за УМК (учебно-методических комплексов) перестают утруждать себя процессом думания учителя.

    А зачем мне писать урок, если в книжице, рекомендованной и разработанной Министерством образования, написано, как вести урок, что рассказывать, что спрашивать?

    На помощь УМК приходят печатные рабочие тетради: учителю теперь не только домашнее задание выдумывать не надо, уже и работу в классе придумали за тебя.

    Научно-методический центр учебной книги и средств обучения Министерства образования превратил учителя в грузчика. В Беларуси не нужен высокий балл для поступления в пед, не нужен высокий уровень успеваемости — достаточно раздать рабочие тетради, собрать их и проверить ответы по сборнику ГДЗ.

    Не далёк тот день, когда вместо домашнего задания ученики будут сдавать сборник ГДЗ: мол, господин учитель, здесь все ответы, найдите сами те, которые вас интересуют.

  2. Возможно, я немного не туда, но я бы ещё затронула тему самих учебников.
    Если расположить учебные пособия в ряд по годам выпуска, можно заметить закономерность: чем современнее учебник, тем меньше его удельный вес и толщина. По логике, учебники настоящего должны быть лучше, чем те, по которым учились наши далекие предки, ведь их столько раз переиздавали, отшлифовывали, дополняли, урезали, в общем, извращались, как только могли. Учебники нашей реальности удобно носить в рюкзаке, они легкие, компактные, можно сказать, прекрасны во всех отношениях, если, конечно, вам учебник нужен только для того, чтобы немного утяжелить сумку. Но вместо этого можно было бы просто носить с собой кирпич.
    Как известно, краткость — сестра таланта, и именно поэтому я считаю, что просто непозволительно доверять составление школьных пособий уж очень талантливым личностям.
    Вот, например, выдержка из учебника биологии 8 класса, тема паукообразные:
    «Кровеносная система незамкнутая. В брюшке расположено трубчатое сердце, от которого отходят крупные сосуды». И всё. Одно жалкое предложения о кровеносной системе. Ни слова о том, как она работает. Это сейчас меня, может, и не пугает такая недосказанность, но в 8 классе такой дефицит информации навевает панику, ибо домашнее задание задают, а знания почерпнуть неоткуда. Хорошо, когда ребенок ищет что-то сам, интересуются, но много ли вы видели таких энтузиастов? Школьный учебник зачастую играет роль спускового механизма, который зарождает в ученике ненависть к предмету. Никому не интересна пресная, сухая констатация фактов. Впрочем, в школьных учебниках не так уж редко можно встретить и искажение этих фактов, и попросту умалчивание. Я, конечно, не говорю о том, что детей нужно пичкать всякой заумной научной ересью, но всё же нужно показывать ребенку логику возникновения и работы того или иного процесса или явления; почему именно так, а не иначе.
    С детства нас приучают к художественному слогу (думаю, вряд ли кому-то читали на ночь справочную литературу), в садике мы все читали прекрасные детские книжки, полные живых описаний и красивых картинок. Но вот беда: мы приходим в школу и ждем, что учебники — такие же магические книги, полные интересных интересностей, а на деле получаем обычный справочник. Нужно избавиться от сложных формулировок и заумных словечек, от стремления свести всё к минимуму. В учебниках не хватает творчества, не хватает личности. При этом я не говорю, что нужно руководствоваться логикой «раз детское, придумаем какую-нибудь принцессу или ещё какую тварь, которая будет путешествовать с детьми в царстве Ботаника и изучать с ними эту увлекательную науку» — нет, такие книги выглядят ещё более убого, чем может показаться. Но вот когда видно, что книгу писал человек, а не робот, когда есть размышления, юмор, полезность учебника увеличивается в сотни раз.
    Но пока каждый желающий не утолит свою жажду реформ, к нам никогда не вернутся пресловутые качественные учебники. А пока преподавателям, которые хотят привлечь учеников на темную сторону своей науки, нужно строить уроки, игнорируя существование учебников. Ну и, конечно же, все средства хороши: никто не отменял зарубежную литературу, а если вам повезло и у вас есть доступ к тем немногим экземплярам учебников старого образца, которые ещё не пустили на туалетную бумагу, быстрее отсканируйте их и снабжайте своих дезинформированных учеников качественными знаниями.
    В любом случае, как только вам покажется, что нынешние белорусские учебники вроде бы и не так уж плохи, знайте: с вами определенно случилось что-то нехорошее.

  3. Елизавета +1
    Хочу лишь добавить, порой по истории или другим предметам рассказываю брату разные интересные факты. И, о чудо,оказывается, мой брат не интересуется лишь компьютерными играми! Ему становится интересно всё, вся жизнь тайна и он ищет ответы! А учебники не дают полета для того чтобы искать вопросы. Сам стиль учебника — обрубание рождающейся мысли.

  4. Литература для учителя, дидактические материалы, само собой, были и в советское время, но они не были доступны ученикам. Эти издания направлялись через книжные магазины в школу и выкупались только учителями-предметниками. Т.е. если «ключи» были, то не у всех. Конечно, у продавца книжного магазина и учителя-предметника могли быть друзья, но «утечка информации» не была масштабной.
    По какому учебнику заниматься (или к какому искать сборник ГДЗ)? Понятно, что к началу учебного года Вам сообщат. Но как лучше осуществлять этот выбор? Свободная конкуренция или протекционизм? Действительно, в каждой школьной дисциплине есть свой «классический учебник», причём, с большой вероятностью, родом из СССР, а значит, скорее всего, небелорусского авторства. Конечно, учебник по истории должен быть местным уже потому, что не всегда трактовка исторической наукой тех или иных событий совпадает. А разве для той же геометрии это релевантно? Одно дело – говорить о наполеоновской войне, например, и другое – о подобных треугольниках. Совершенно справедливо, что учебник должен быть понятным и интересным для учащегося. Но, как говорится, нельзя так просто взять и внедрить учебник в школьную практику. Помните анимационное начало фильма “Ирония судьбы, или С лёгким паром?” По моему представлению, через нечто подобное проходит проект учебника – обсуждения, рецензии, экспертизы, замеры веса, получение министерского грифа… Считается, на любой поставленный вопрос должен быть один правильный ответ. А может, не один? Есть концепция учебного предмета, образовательный стандарт учебного предмета, учебная программа по учебному предмету – по штуке каждого на один учебный предмет. И если содержание учебника не противоречит этим документам, то пускай получает рекомендацию использоваться в школе. Хорошо, когда есть выбор и среди учебников. Любая экспертиза не может быть полной: сравните, сколько практикующих учителей привлекается к оценке одного учебника в период его издания и сколько учителей каждый день будет работать с утверждённым учебником. И не стоит забывать, что учебник пишется не для школы, а для ученика.
    Очень меткое, на мой взгляд, сравнение от Дмитрия: “Научно-методический центр учебной книги и средств обучения Министерства образования превратил учителя в грузчика”. Но ведь не всё дело в том, что есть некий Мордор, от которого в мир исходит зло. Похоже, что учителя сами не против быть превращёнными в грузчиков. И их можно понять: пока в гости ко всем подопечным сходишь, пока сам примешь гостей, пока поучаствуешь в разных мероприятиях (школьная жизнь ≠ изучение набора учебных предметов), самое главное – пока запротоколируешь всю эту активность или псевдоактивность, пока распишешь, как ты занимаешься самообразованием, – в итоге руки сами потянутся к готовым УМК. Я думаю, что учитель не должен ставить себе целью побороть зло во Вселенной, установить мир во всём мире, а думать, как хорошо провести урок, в чём ему не стоит мешать. Да по-настоящему и не получиться помешать. Как интеллигентный и интеллектуальный человек, учитель будет задумываться и над “проклятыми вопросами”. Именно потому, что он в первую очередь интеллигент и интеллектуал, честный, порядочный, ответственный человек – это то ядро личности, которое позволяет реализоваться как учителю, как хорошему профессионалу (сюда подошло бы интересное наше слово “адмысловец”). “Как Вы могли сказать моему ребёнку, что Деда Мороза не существует?!” – “Как-как… Матерком!” Из шутки следует вполне жизненный вывод, что словесная оболочка подаваемых знаний бывает разной и обсценная лексика владеет объяснительным потенциалом. Но именно упомянутое “ядро личности” ни за что не даст “профессионалу” в Вас быть убедительным таким способом. Оно же будет гарантом Вашего авторитета, в результате чего у ученика язык не повернётся материться в Вашем присутствии (если, конечно, в сознание ребёнка встроена аксиома о наличии табуированной лексики – к сожалению, этот пункт бывает стёрт у некоторых носителей языка). И Ваш авторитет позволит сориентироваться в потоке методической литературы для всех участников образовательного процесса – понять, как выплывать, если “Вас окружили какулы”. Не всё, что издано, может быть куплено. Так что наличие доступных ГДЗ – одна сторона проблемы, другая – спрос на них. Покупают эти сборники родители, влетает данная макулатура в копеечку, которую явно можно было бы потратить с большей пользой. То, что размещено в Интернете, и даже бесплатно для скачивания, просмотра, не обязано быть скачанным и просмотренным. Если правильно задать ценностные – не ценовые, когда сборник из книжного vs. Интернет! – координаты, эти “какулы” проплывут мимо. И это зависит от устройства ядра Вашей личности, какую бы социальную роль Вы ни исполняли – родителя, учителя, ученика.
    Желая создать утопию, мы попадаем в антиутопию, которые суть одно и тоже – система, построенная на одинаковости. Именно поэтому, когда мы хотим дать людям хорошее образование, мы должны понимать, что на выходе могут неизбежно получиться люди с плохим образованием. Не бывает хорошее всеобщим и массовым. Обучение – процесс индивидуальный, даже интимный. Именно потому, что обучение – это общение, взаимодействие личностей. Мы смотрим на школьное образование как на ответ в задаче. А оно – ход решения. “Ответам” же в этой задаче по весне вручают аттестаты. Школа – это не место приобретения знаний, образования. Это в о з м о ж н о с т ь приобрести знания, образование. Это процесс постоянного в ы б о р а.

  5. Честно, еще в 6-ом классе мы радовались, когда видели ГДЗ по белорусскому языку. Почему? Потому что каждый день мы получали порцию страшного домашнего задания из книги, за которое еще и отметка выставлялась. Но дело даже не в отметке, дело в ошибках, которые ты допускал самостоятельно. По логике нашего преподавателя, если ты сделал ошибку, ты дурак! Ты ничего не понимаешь и не знаешь, пояснять тебе бессмысленно! Я ни разу не услышала даже попытки объяснить! А там, где учитель ошибся, он боялся признавать. И вот тогда лично я поняла, что ГДЗ – это тот источник, который тебе поможет разобраться. Все же хоть какие-то пояснения там есть. А если и нет, то, посмотрев на правильный результат, легче додумать почему.
    Ну а вообще если говорить о таких предметах, как физика и математика, то я буду настаивать на том, что там необходимы ГДЗ. Честно, учебник по математике с теорией за все 11 лет я открывала 2 раза и то, когда мы писали теорию наизусть. Математика и физика – это практические предметы, их нужно понимать. А задач миллионы. И ход решения абсолютно у каждой свой. У нас была такая система: списывай, решай, делай, что хочешь с этими задачами, но в конце недели у вас будет самостоятельная по всем задачам, которые вы решали сами. Вы должны разобраться сами. Но мы же в школе, почему мы должны разбираться сами? В чем роль учителя тогда? За последние полгода в школе на математике я ни дня не видела учителя. Знаний новых у меня не появилось, и ни на один вопрос ответа я не услышала, а разбираться с теми же задачами мне помогали ГДЗ. И я не скажу, что в этом есть что-то нечестное и постыдное. Учитель по математике говорила: « У вас есть ГДЗ, разбирайтесь, если что-то непонятно, подойди к другу в классе, пусть он пояснит». Собственно, по такой системе и жили.

  6. To Undergraduate

    Мудрые учителя перестали оценивать домашнее задание, используя его исключительно в целях отработки умений и навыков. Вследствие чего ученикам стало просто неинтересно обращаться к этим сборникам. Да ещё выяснилось, что там есть ошибки!
    «Математика и физика – это практические предметы, их нужно понимать. А задач миллионы. И ход решения абсолютно у каждой свой». Совершенно согласна, что залог успехов по названным предметам в их понимании. Да и вообще понимание необходимо на всех уроках. Как и трудолюбие, «набивание руки». Но секрет в том, что все задачи делятся на вполне исчисляемое количество типов – так и в физике, так и в математике. ГДЗ не смогут ничего систематизировать в голове ученика. Либо нужна хорошая книга, либо хороший учитель. Но главное – мотивация. Всегда легче перекладывать ношу с больной головы на здоровую: «Но, мы же в школе, почему мы должны разбираться сами?» Для поддержания организма мы принимаем пищу: находим её, кусаем, жуём, глотаем… А не проще ли лежать и через капельницу получать все эти белки-жиры-углеводы? Школа – это среда. Вы же сами берёте то что, можете «унести». Точнее – то, что хотите «унести».
    «В чем роль учителя тогда?» Быть трансформатором. А если ученик – диэлектрик, то ничего не поможет. А ГДЗ так ещё и усилят «диэлектрические» свойства. Наверняка могу сказать следующее: и при не самом заурядном учителе могут быть отличные результаты. Не забывайте, что количественные изменения переходят в качественные. Нарешивание задач по математике способно привести к просветлению: в один прекрасный момент вы вдруг начнёте «видеть» процесс. Сначала вы учите текст для пересказа на иностранном языке, а потом – раз и способны заговорить без зубрёжки.

  7. Разумеется, сборники готовых решений помогают понять технику «докапывания» до правильного ответа тому, кто действительно хочет до него докопаться (а в случае бездействия учителя так и подавно), но необязательно создавать непосредственно ответы к учебнику. В таком случае, во избежание тотального списывания, вполне можно ограничиться сборником решений типичных задач. Для того, кто берет книгу именно разобраться в ходе, это будет отличным подспорьем, а те, чья цель – просто переписать решение для отметки, осознанно подобным справочником воспользоваться не сумеют.

Обсуждение - Оставьте комментарий