Жилиховские яблоки (12 сентября)

12 сентября в школе отменили занятия. А всё из-за того, что пришло время собирать яблоки. Поясню: совхоз, шефствующий над школой, выделил ей определенную часть сада, для того чтобы, собрав и продав яблоки, на вырученные деньги школа могла купить что-нибудь себе для обустройства (в этом году, например, было решено заказать доски в некоторые классы, где сие оборудование уже пришло в негодность). Говоря «доски», я имею в виду обыкновенные, деревянные доски, на которых пишут мелом. Отмечу, что официально этот день никуда не девается: он не зафиксирован Министерством образования и отмечается как учебный (не вижу, кстати, ничего плохого, чтобы подобный труд узаконить) – просто это шанс для школы поправить финансовое положение, и, разумеется, она этим шансом пользуется.

Но это просто информация – на самом деле большая вылазка на яблоки позволила нам и по-новому посмотреть на своих подопечных, и переосмыслить роль школы в сельской местности, и – главное – многое понять в самих себе, в «нас» и «их». Жизнь здесь – это немножко другая планета, которая вращается по своим законам. Мы приехали из одной Беларуси в другую (вероятно, этих «Беларусей» еще больше). Я понял, что у нас, городских, гораздо больше надуманных проблем, чем здесь. Здесь отношение к жизни, к труду проще, прямее и от этого выглядит более здоровым. Эти дети в некотором роде куда более счастливы, нежели те, с которыми я работал несколько сезонов подряд в Минске. «Жилиховские яблоки» – это страница нашего приключения, которая показала мне: многое, о чем я писал (даже в официальной прессе) о городской школе, здесь в принципе не существует и существовать не может.

Начну с того, что в сельской школе нет проблемы поколений. В одной из публикаций я говорил, что главным в построении школы как социального института является вертикальное общение поколений (то есть не внутри одной параллели, а старших с младшими) и в пример ставил музыкальную школу, где дети общаются классами преподавателей (все дети, учащиеся у одного педагога, знают друг друга и следят за успехами друг друга). Так вот здесь и старшие, и младшие живут одной общиной. Отчасти это объясняется тем, что на селе, в сравнении с городом, достаточно большие семьи, и в одной школе в разных классах учатся братья и сестры (2-3 ребенка из одной семьи). Но не только этим. Компактность самого учебного заведения обусловливает то, что народ живет вместе и на виду друг у друга (по сути, вся старшая школа – 30 человек – по меркам города это один класс). В перерывах между сбором яблок (в первый день воз с яблоками тянул конь, и поэтому между его «рейсами» выпадала такая возможность) все вместе в кругу играли в волейбол.

Первым и очевидным для нас как для учителей стал проявляться тот факт, что эти дети могут научить нас гораздо большему, чем мы их. Извините меня, но коня запряг, пригнал в сад, а после возил на нем собранный урожай одиннадцатилетний хлопец из 7-го класса. Когда мы потом под одним деревом выбирали яблоки, я спросил у него, давно ли он умеет управляться с конем (мол, есть права на вождение коня?!) «Да лет с шести!» – не задумываясь бросил он, продолжая методично закидывать свои яблоки в корзинку. Тут, в этой деревне, в полной мере понимаешь, о чем писал Некрасов, прямо наяву это видишь (помните: «И шествуя важно, в спокойствии чинном // Лошадку ведет под уздцы мужичок…»)

Посмотреть, как старшие пацаны работают на уборке яблок, как лихо обтрясают яблони и грузят уже связанные мешки на воз – мы беспомощные на их фоне (самое смешное, что на уроке, например, речь должна была вестись о средствах связи предложений в тексте, и большой вопрос: прогуляв урок на яблоках, они больше потеряли или приобрели?!) Мы, конечно, старались тоже добросовестно работать, но у них это в крови (есть такое понятие – работать «ладно»; вот мы старались, а у них работа ладится сама).

Один из старшеклассников взял с собой батареечный МР-3 плеер в форме автомобильчика. Из плеера звучит «Ляпис Трубецкой», и никто даже не догадывается, что слушает оппозиционную музыку. Наверное, о том, что «Ляписы» оппозиционны, знают только в Минске. А здесь просто работают под музыку, чтобы было веселее (наряду с «Ляписами» «Rammstein», какой-то блатняк, Gustavo Lima – в общем, всё, что успели в него загрузить перед выходом).

Младшие дети лазают по деревьям, падают, ушибаются, поднимаются и снова залазают наверх. При этом с ними никто не считает это нарушением техники безопасности, никто – простите – ребенку в попу не дует и не следит за тем, чтобы не дай Бог он не поцарапался о ветку. Это нормально, когда дети бегают, падают, резвятся, лазают по деревьям, разбивают коленки. Это естественно. Так выглядит неотнятое детство.

Эти дети, эти люди любят землю. Земля их кормит, и поэтому они её оберегают. Здесь нет вопроса о патриотизме и идеологическом воспитании: и с воспитанием, и с патриотизмом здесь всё в порядке. Гораздо более в порядке, нежели в городе (в школе, кстати, нет отдельного завуча по идеологической и воспитательной работе). В деревне гораздо важнее деятельность социальной службы (причем не в плане составления актов о посещении семей, а в плане реальной помощи людям).

Здесь не вырастет поколение взяточников. За то, что дети полдня собирали яблоки, они не получат 10 баллов по математике или золотой аттестат. Просто они не понимают, как можно не собирать – это тоже у них в крови. Они не понимают, как можно не помогать старшим (ведь твой учитель, скорее всего, мама твоего одноклассника, а работник столовой живет через дом от тебя, а не помогать своим – об этом не может возникнуть даже мысли), как можно не дежурить в столовой, в классе и т.д. Труд для них так же органичен, как и обыкновенные детские шалости.

В нас с коллегой твердо, намертво поселилось убеждение: для городских школ стратегически необходимо отправлять детей на какие-нибудь бескорыстные работы (это, конечно, получится лишь в том случае, когда эти школы перестанут постоянно вытягивать из родителей деньги). Но ведь здесь, в Жилихово, мы имеем в чистом виде Макаренко с его «Педагогической поэмой». Воспитание в первую очередь совместным трудом, а не совместным образованием. Здесь не жалуются на то, что кто-то работал больше, а кто-то меньше, потому что все работают в общую копилку.

В разговоре директор спросил нас, ходят ли на яблоки в городских школах. Мы смущенно ответили, что в городских школах принудительным мероприятием является поход на хоккей или в театр. Вся учительская дружно засмеялась: «Мы бы с удовольствием принудительно закрыли бы места в театре!»

P.S. До сей поры я никогда не видел, как собирают яблоки в таких количествах. Для тех, кто такой же лох, как и я, расскажу последовательность: сначала юноши обтрясают яблони (либо палкой, либо забираются на дерево и трясут ветки); затем все присаживаются под яблоню с корзинами и ведрами и из травы (под яблонями очень густая трава, чтобы при падении яблоки не побились) выбирают яблоки; потом всё это счастье сгружается либо в мешки, либо сразу в прицеп (на следующей неделе, 17 и 18 числа, мы тоже ходили работать в сад – так вот в эти дни уже трактор подгонял прицеп и мы всё грузили сразу туда, чтобы лишний раз не травмировать совхозного коня). Небольшой фотоотчет о воспитании трудом вместо воспитания образованием прилагаем.

Здесь Дмитрий Маратович, аки атлант, подпирает ветку яблони, чтобы под ней можно было собрать урожай:

А это русская народная забава (или белорусская современная): если тракторист ошибался с местоположением прицепа и ставил далеко от точки сбора урожая, все юноши впрягались в прицеп и с радостным криком (фактически без мата) волокли его в нужное место:

Это фото с юными яблокособирателями, которые захотели прославиться среди Минской публики:

Дмитрий Маратович – властелин яблок:

Ну а вот на этом кадре, господа эстеты, впору и Бунина перечитать:

3 Responses to “Жилиховские яблоки (12 сентября)”

  1. На мой взгляд, автор пока еще немного идеализирует деревенскую жизнь, школу и детей. Не так гладко у них с трудом, патриотизмом, отношением к старшим и т.д. Думаю, у вас еще будет шанс это увидеть.
    «Я понял, что у нас, городских, гораздо больше надуманных проблем, чем здесь» — с этим согласна на сто процентов.
    Меня не перестает удивлять и вдохновлять ваш энтузиазм! От всей души поддерживаю вас и желаю успехов вам и вашим деткам!

  2. Очень нравятся мне эти заметки молодых учителей!

  3. Хiба гэта не цуд?

Обсуждение - Оставьте комментарий