Алло, мы топим таланты!

…нет ни одного свидетельства, что от обучения мыслить хоть кто-нибудь поумнел.

В. Кумарин

Недавно мы с моим знакомым сидели в гостях. Он минут десять взахлёб рассказывал, как мышь, которая сидела на берегу реки, упала в эту реку, её подхватило течением, она отчаянно пыталась спастись и вернулась-таки на свой берег.

Чтобы вы понимали, мышь – это глиняная фигурка мыши в костюме Деда Мороза, а моему знакомому целых 4 года и историю эту он сочинял на ходу.

Я абсолютно убеждён, что талант сочинителя заложен в каждом из нас от рождения. Также я убеждён, что 90 процентов 11-классников не способны были бы без подготовки рассказать пусть даже 5-минутную связную историю о путешествии глиняной статуэтки. И это не из-за боязни выглядеть глупо, не из-за маленького словарного запаса: одиннадцать школьных лет отучают формировать своё отношение к чему-либо (мыслить) и своё отношение озвучивать (говорить).

Да кому вообще интересно ваше отношение? Есть только одно отношение (мнение, решение) – правильное. Оно указано в учебнике, и его надо запомнить. И если, например, для математики это в большинстве случаев справедливо, то для истории и уж тем более литературы никакого «правильного» отношения нет и быть не может.

В тот момент, когда твоё мнение признают неправильным, в тебе зарождается боязнь ошибиться. А это первый шаг к убийству творчества.

Если вы не готовы ошибаться, вы никогда не придумаете ничего оригинального.

Кен Робинсон. Призвание

Если вы не придумаете ничего оригинального, значит, будете жить, как все, думать, как все, а главное, думать так, как НАДО думать. Видимо, в белорусском Министерстве образования хорошо понимают: нельзя поддерживать творчество (созидание) — и вот по росчерку пера из школьной программы исчезает глубочайший предмет «Мировая художественная культура», урезаются часы для эстетического цикла, сокращается программа по литературе. Вместо развития природных способностей, мы закапываем таланты в тестирование. Но разве для того, чтобы выбрать пусть даже три из четырёх вариантов, дан человеку такой без преувеличения всемогущий мозг? Задание, выполнение которого может проверить компьютер, сегодня может выполнить даже мобильный телефон. Такое задание способно выявить хорошую или плохую память, но никак не уровень интеллекта, умственные способности или личностные качества. Два человека, получивших одинаковую оценку по тесту, не могут одинаково думать, не могут обладать равными знаниями.

При всём этом школа имеет наглость заявлять, что развивает гармоничную личность. Вот только гармония та ходит в соснах математика-язык-история. Никогда ещё понятие гармоничной личности не означало такого узкого и однобокого развития. Наш мир гораздо, непостижимо шире. Моя коллега приводила в пример М.К. Огинского, которого мы знаем как политика и композитора и который постиг геометрию, изучал литературу, труды философов, имел успешный опыт управления имением и спас литовские деньги от обесценивания. Мы без особого труда сможем назвать ещё десяток людей, известных своими многогранными талантами. И такие люди продолжают появляться, но лишь вопреки существующей системе образования. Когда в расписании вместо

  1. Мая Радзіма – Беларусь
  2. Алгебра
  3. Человек. Общество. Государство
  4. Английский язык
  5. Информатика

мы увидим

  1. Мая Радзіма – Беларусь
  2. Хореография
  3. Английский язык
  4. Лёгкая атлетика
  5. Алгебра

тогда мы имеем право говорить о развитии гармоничной личности.

Во-первых, смена вида деятельности (с аналитической на физическую, с физической на творческую и наоборот) повышает продуктивность работы. А обучение в школе – это тяжёлая, изнурительная (и в физическом, и в психологическом смысле) работа.

Во-вторых, я вовсе не против конкретных дисциплин вроде информатики. Я за то, чтобы в школе, как в античной греческой гимназии, преподавали не только академическое знание, но и творческое, спортивное, практическое.

И в-третьих. Прежде чем бросить в меня камень за то, что я собираюсь всех подряд (способных и не очень) учить танцевать или бегать на длинные дистанции, задумайтесь: сейчас мы так же всех без разбора учим математике, истории и иностранному. А ведь далеко не у каждого есть способность к языкам, запоминанию дат или решению задач. Мы упорно отказываем детям в желании стать гитаристом, писателем или футболистом и, вопреки здравому смыслу, лепим из них экономистов, юристов и инженеров.

Школа не должна выпустить профессионала. Школа должна помочь ребёнку найти его таланты и помочь выбрать среди множества тот (те), которому (которым) ребёнок сможет и захочет посвятить себя в будущем.

Идейные вдохновители сэр Кен Робинсон, Евгений Ямбург.

Обсуждение - Оставьте комментарий