Девальвация

По отношению к 2000-му количество школьников в Беларуси в текущем учебном году сократилось на 40% (1 548 тыс. в 2000 против 931,3 тыс. в 2013)*. Следовательно, где-то на 40% сократилось и число выпускников. Не так значительно сократилась численность учащихся ССУЗов (150,3 тыс. в 2000 против 138 тыс. в 2013)*. Но – вот чудеса! – на 40% выросла численность студентов ВУЗов (281,7 тыс. в 2000 против 395 тыс. в 2013)*. А за счет сокращения общей численности населения, число студентов на 10 000 человек выросло без малого в 1,5 раза (280 в 2000 против 418 в 2013)*.

А теперь самое интересное. С 2000 по 2013 год количество студентов дневного отделения увеличилось на 15%, а количество заочников почти на 100%! Благодаря этому в Беларуси вот уже три года студентов заочного отделения больше, чем дневного.

Отсюда следует несколько нелестных для нашей системы образования выводов.

1. За последние 13 лет мы добровольно перевели более 20 тысяч человек трудоспособного населения в разряд иждивенцев. Вместо того чтобы занять рабочие места и вести самостоятельную жизнь, они ещё 5 лет будут сидеть на шее только родителей или государства и родителей.

2. Уже давно мы закрыли глаза на качество и стали работать на количество, т.е. на выпуск как можно большего числа псевдоспециалистов (справедливости ради замечу, что большинство заочников работает и иждивенцами не является).

Высшее образование, конечно, не виновато, что вынуждено работать на самоокупаемость, но должно же быть хоть какое-то чувство меры, нельзя же брать буквально людей с улицы. Должна же быть элементарная гордость за свой университет, чтобы не впускать варваров в свои ряды.

В продолжение количественной темы:

«Всякая мера взыскания только тогда производит полезное действие, когда она выталкивает человека из общих рядов и поддерживается несомненным приговором общественного мнения».

А.Макаренко «Педагогическая поэма»

Хочу добавить, что не только наказание, но и поощрение должно «выталкивать из общих рядов». Согласитесь, если всем белорусам раздать орден «За заслуги перед Отечеством» любой степени, то обесценится и сам орден, и уж тем более заслуги, за которые его дали. С высшим образованием должно быть так же: только самые способные и достойные ученики должны получать возможность продолжать обучение (вспомните, как Макаренко готовил своих подопечных к поступлению на рабфак). У нас же гораздо больше шансов на высшее образование имеет обеспеченный неуч.

Что же касается «приговора общественного мнения», то явно не критерий образованности является сегодня определяющим. Сложно утверждать, что было раньше: сначала образование испортилось, а потом общество потеряло к нему доверие, или сначала общество под влиянием рыночных идеалов потеряло доверие к образованию, а потом уже испортилось и образование, и общество.

Думается мне, что процессы эти протекали параллельно, дополняя и поддерживая друг друга. Высшее образование со своей стороны приложило – и прикладывает до сих пор – поистине титанические усилия, чтобы себя дискредитировать.

Все дисциплины, которые изучаются студентами в ВУЗе, скомпонованы в 4 блока: социально-гуманитарный, естественнонаучный, обще-профессиональный и блок специализации. Остановимся подробнее на первых двух, общих и обязательных для всех специальностей всех вузов. В них входят основы экологии, энергосбережения, естествознания, природоведения, идеологии белорусского государства (это 5 разных курсов, а не один), история Беларуси, политология, экономическая теория, охрана труда, защита населения от чрезвычайных ситуаций и радиационная безопасность, библиотековедение, университетоведение, культурология, логика и пр.

Важность этих дисциплин для себя я определил следующим образом: 5 из них уместились в одной тетради на 12 листов, да еще и 2 странички свободных осталось (между библиотековедением и основами экологии). Важность этих дисциплин в подготовке специалистов сложно переоценить. Я чувствую ту высокую и благородную идею, которую в эти блоки закладывали составители, и вижу, как эта идея опошляется и извращается на практике. В итоге, ни один (!) из перечисленных курсов не удостаивается серьёзного внимания и ровненько идет в зачетки.

Белорусские чиновники обвиняют американскую систему в подготовке черствых и узких специалистов, не то что у нас – всесторонне развитая личность! «Но всемогущий маг лишь на бумаге я». Американцы гораздо честнее нас: они признают, что всю эту общекультурную мишуру никто учить не будет, а посему незачем тратить на это деньги. А мы щедрой рукой подписываем стандарты нового поколения и кичимся универсальными компетенциями. Представьте, сколько человеко-часов, человеко-дней, человеко-лет, человеко-жизней уходит впустую на вычитывание и выслушивание всяких -ведений и основ! А ведь это время мы забираем у профессиональных и специализированных дисциплин.

Конечно, проблемы средней школы вместе с учащимися переходят в высшую: отметкоцентричность, стандартизированность, проблема памяти и мотивации, подготовки письменных работ.

Кстати, да. «Помощь в написании дипломных работ» – этот запрос в гугле по таргетингу «Беларусь» выдает примерно 18500 результатов, без таргетинга – примерно 55100. То же самое можно проверить на рефератах, самостоятельных, контрольных и курсовых. Все организации официально зарегистрированы, зарабатывают честным трудом и платят налоги. Как, впрочем, и авторы и издатели сборников лучших сочинений, готовых домашних заданий и шпаргалок. Человек, выпестованный белорусской школой, весь багаж вранья и плагиата с гордостью несет в университет. И через всю свою жизнь. И мы, как и в случае школы, не знаем сейчас и не узнаем никогда реального уровня подготовки наших 185 специалистов на 10000 человек населения, занятого в экономике.

Если и дальше так будет продолжаться, то Беларусь может гордо тыкать всему миру самым высоким процентом образованности населения. Можно уже вместе со свидетельством о рождении выдавать диплом о высшем образовании, тогда этот процент скоро достигнет абсолюта.

________________________________________

* данные на начало учебного года

Статистическая информация (доступ 08.05.2014)

с сайта Национального статистического комитета:

1. Образование в Республике Беларусь (учебный год 2013/2014)

2. Статистика для школьников / Образование (PDF)

с сайта Белорусского телеграфного агентства

3. По итогам приема в вузы Беларуси нынешним летом студентами стали 61,5 тыс. человек

Обсуждение - Оставьте комментарий