Формальное-неформальное

За историю нашей эры в образовании менялось многое: и состав учеников, и социальные институты, поставляющие педагогов, и материальная база, и, конечно, содержание. Но если раньше придворные философы читали Вергилия в оригинале королевским отпрыскам, а сегодня пригонные учителя демонстрируют параграф по истории на проекторе всем подряд, то не поменялась суть: один человек, который считает себя – или которого назначили – уполномоченным, с умным видом распинается и втирает нечто группе отстающих от него в развитии людей (детей – как частный пример). (А часто: человек, которому осточертело, делает одолжение тем, кому еще не осточертело.) Т.е. идея в том, чтобы этот «умный» как можно больше рассказал, а «отстающие» как можно больше запомнили. Идеал такой системы выглядит следующим образом: на месте учителя стоит магнитофон – на месте учеников лежат диктофоны.
На наших глазах с неимоверной скоростью развиваются технологии, которыми наши дети, кажется, владеют на инстинктивном уровне. И мы очень любим это обсудить: «Вчера купила новый телефон, так, пока читала инструкцию, малой уже все облазал, нашел игры и сидит играет!», «Я еще звонить не умею, а он мне говорит смску прислать», «Я к этому компьютеру подходить боюсь, не то что Интернет включать», «Они это всё быстро так, чик-чик-чик! – Это да! Глазом не успеешь моргнуть!», «А как они покемонов этих запоминают! Для меня все на одно лицо, а они знают, как кого зовут, кто что делает…»

С одной стороны, мы признаем способность детей к поиску и усвоению информации, а с другой продолжаем диктовать (!) под запись (!) определения (!). Интернет забрал у учителя функцию источника информации, справочника. Мы должны дать нашим ученикам то, чего им не даст глобальная сеть: мы должны стать путеводителями. Педагог должен в некотором смысле вернуться к своей античной роли (παῖς [пайс] – ребёнок и ἄγω [аго] – веду). И такая образовательная методика, в которой учитель становится ведущим, есть – неформальное образование (НО)1.

1 НО может также восприниматься как занятия с контентом (знаниями, умениями), который нельзя получить в казенной (формальной) системе образования: сегодня это курсы ораторского искусства, курсы фотографии, бизнес-тренинги, уроки личностного роста, IT- и автошколы. Мы же рассматриваем методику, а она не ограничена никакими конкретными темами и содержаниями.

Попробуем разобраться в НО в сравнении со знакомой всем обычной школой.

Начнем с внешних отличий. В формальном образовании вы видите аудиторию (от 5 до 200 человек) за столами, каждый ряд которой смотрит просто перед собой: первый ряд – на доску, последующие – в затылок предыдущим. В НО группа (около 15 человек) может сидеть в кругу на стульях или на полу, ходить по помещению (или открытой территории) или располагаться в разных его концах в малых группах – строгой формы организации пространства нет.

В формальном образовании вы всегда сразу заметите учителя – он будет доминировать в ходе урока по времени вещания, по авторитету, по расположению относительно аудитории (как оппонент) или по всем параметрам сразу. Чтобы определить ведущего в НО, вам придется потрудиться: он сидит (ходит) со всеми наравне, общается со всеми наравне, участвует в образовательном процессе (далее – процессе) со всеми наравне. Более того, ведущих может быть двое, трое; ведущий может быть младше остальных участников занятия. В общем, ведущего можно вычислить только в том случае, когда процесс замедлился, начал уходить в сторону от основной темы или еще не начался: ведущий начнет направлять участников. А если процесс запущен и идет хорошо, то ведущий в принципе не заметен.

Структура уроков всегда такова: учитель объясняет – ученики выполняют упражнения (решают, пишут, бегут) — цикл может повторяться несколько раз в течение одного урока. В НО любой процесс начинается со знакомства: даже если в группе появился один новый человек, это уже другая группа, поэтому не только новый человек должен рассказать о себе на круг, но и каждый участник этого круга должен представиться (не забываем, что ведущий тоже участник2). Затем не менее важная процедура согласования ожиданий: на этом этапе участники по желанию высказывают, зачем они пришли (или за_чем), что бы они хотели получить, узнать, увидеть, уметь по итогам процесса. После этого оговариваются рамки занятия (территория, поведение, форма), идет само занятие, и в конце очень важная и необходимая часть процесса – фидбек (от англ. feedback – обратная связь). Фидбек нужен, чтобы участники могли поделиться своим видением процесса, высказать его положительные и отрицательные стороны, оценить соответствие ожиданиям и предложить идеи, как в следующий раз сделать процесс лучше, эффективнее, интереснее. Фидбек озвучивается на круг всех участников, но может быть предоставлен и тет-а-тет организатору процесса – ведущему – или любому другому участнику.

2 В рамках НО ведущий каждый раз может быть в новом образе: вожатый или пионер, воспитатель или воспитанник, тренер, мастер, актер, режиссер — и каждый раз должен знакомиться.

Пару мелких деталей: урок в школе оканчивается со звонком – занятие НО заканчивается, если участники устали и нужен перерыв, если нужно отделить одну тему от другой и т.д.; никаких отметок, дневников, зачеток и ведомостей.

На внутреннем уровне отличий много, и в рамках одной публикации нам с ними не справиться.

На этапе подготовки к уроку учитель сверяется с программой и пытается в указанное количество часов выдать то, что надо выдать (темы, цели, задачи прописаны в методичках). Ведущий в НО подготовку начинает с поиска своего личного интереса в работе как таковой, в работе с конкретной группой или в изучаемой теме. Во время этого поиска ведущий должен ответить самому себе на вопрос, зачем он что-то делает и почему именно это. Личный интерес – первый шаг к вовлеченности в процесс, а вовлеченность – первый шаг к глубокой и качественной подготовке занятия. Поэтому после своего личного интереса ведущий должен найти (предположить), в чем личный интерес участника. Мы прекрасно понимаем, что, например, само по себе сложное предложение с разными видами связи не представляет никакого интереса для участника. Более того, его интерес может быть, но не обязательно будет, в абсолютно другой, не учебной, плоскости: друг-одноклассник, с которым интересно на любом занятии (поэтому очень важно, чтобы все друг друга знали), новый предмет в расписании или новая интерактивная доска в аудитории.

И уже потом, исходя из найденных личных интересов, разрабатываются цели и задачи занятия, его ход и динамика, его содержание и форма. Это позволяет, во-первых, готовить занятие, максимально учитывая особенности каждой группы, во-вторых, сохранять творчество в педагогической профессии и, в-третьих, поддерживать ведущих в тонусе.

Цель обычного урока – передача знаний. Фактически это пересказ некоторой информации. Той информации, которая в свободном доступе 24 часа в сутки из любой точки планеты.  Причем не факт, что кто-то из присутствующих уже не владеет ей. И ученики почему-то должны выслушивать это именно в эти 45 минут именно здесь. Неформальное образование считается с самостоятельностью каждого участника, поэтому не видит смысла в начитывании лекций. Смысл есть только в обсуждении уже известного знания. Таким образом, цель НО – помочь сформировать отношение к полученной информации. Это значит, что во время занятия участники исследуют явление, факт, событие, ошибаются, исправляют друг друга, дополняют. Как писал в «Педагогической непоэме…» Лев Айзерман, «после собственных неудачных попыток истина воспринимается глубже, полнее». И совсем необязательно, что в итоге отношение будет однозначным и совпадать с мнением ведущего, необязательно даже, чтобы участник мог свое отношение с ходу убедительно обосновать и подтвердить фактами — гораздо важнее запустить мыслительный процесс. Пусть участник задумается, пусть ищет ответ в окружающем мире, в своей жизни – это лучше, чем бездумно заучивать чужие мысли, расписанные в учебнике. Процесс, с которого участник ушел с вопросом, а не с ответом, — хороший процесс. Урок, ценность которого заканчивается со звонком, — плохой урок.

Как пример вопроса, выходящего за рамки одного обсуждения, – «зачем мне надо быть учителем (ведущим)?». Ответ «Я люблю детей и учить» не принимается. В каждом из нас кроются мотивы, о которых мы могли и не думать, но которые тем не менее движут нами. Натолкнуть на выяснение этих мотивов (прежде всего для самого себя) направлена подготовка ведущих в НО, и до тех пор, пока ты не сможешь эти мотивы разыскать, ты будешь совершенствоваться. Этого самокопания страшно не хватает в подготовке учителей.

Мне посчастливилось приобщиться к дискуссии, которая состоялась, как это бы назвали в школе, на педсовете: на круг ведущих был вынесен вопрос о недостаточности знаний у некоторых из нас. В обсуждении принимали участие более 20 человек, оно длилось более 3 часов, и целью было все то же: чтобы каждый из нас спросил себя, достаточно ли у него знаний, чтобы выходить на группу, достоин ли он этого.

Сам факт такого обсуждения в школьной учительской вызывает у меня нервный смешок: сразу полетят оскорбления («Да вы меня не уважаете!», «У меня такой же диплом!»), сразу будут обиды – и никакого результата. А ведь признать существование проблемы – это значит сделать первый шаг на пути к ее решению.

Обсуждение - Оставьте комментарий