Целебная функция школы

Кто будет охранять охранников?

Латинская крылатая фраза

Представьте, что вы пошли в магазин. Вы идёте к стеллажу с кофе и обнаруживаете, что тот, который вам нужен, находится на самой верхней полке. Вы оглядываетесь по сторонам в поисках помощи и, не найдя никого, начинаете прыгать, чтобы свой кофе схватить. Совершаете несколько неудачных попыток, задеваете и сбрасываете банки, которые стоят на полках ниже, но до цели всё ещё далеко. В это время мимо проходят молодые люди, которые, благодаря своему росту, с лёгкостью достают товары с верхних полок; проходят люди вашего же роста, но они могут подпрыгнуть выше и зацепить нужную банку. А вы мучаетесь. Вы бы тоже прыгнули выше, но устали на работе, и кофе нужен не вам, а соседу. В общем, вам проще вовсе без кофе уйти из магазина.

И вот вы уже направляетесь к выходу, но, пока вы прыгали, привлекли к себе внимание продавца, который берёт вас под руку и ведёт к штатному ортопеду (представьте также, что в каждом магазине есть ортопед). Врач бегло осматривает вас и объявляет диагноз: у вас Синдром коротких рук. Вам назначают лечение (всевозможные растяжки и упражнения на перекладине), но это не приносит существенных результатов. Но вы не отчаиваетесь, а находите себе высокого, длиннорукого друга, с которым и ходите по магазинам. И вашего синдрома вроде как и нет. Только руки после растяжек болят.

Что можно предпринять в такой ситуации? Для начала, конечно, уволить ортопеда. Потом можно написать жалобу и потребовать, чтобы полки сделали ниже (но это невыгодно магазину, т.к. на высоких полках помещается больше товара). Можно предложить магазину ставить подставки рядом с высокими полками. Можно качать ноги, чтобы выше прыгать. Можно наконец пойти в магазин, где полки ниже.

Теперь, как вы могли догадаться, переносим ситуацию в школу.

Ребенок идёт в первый класс с совершенно конкретной установкой от родителей: «Учись хорошо». Но эта самая установка хранится в дебрях учебников и охраняется церберами от педагогики. Ребёнку сложно ради неосознанной цели сесть за парту (да и зачем?!), и он начинает в усвоении информации использовать известную ему методику – игру. Он может вовлекать в игру соседа или весь класс, использовать игрушку (пенал, учебник, портфель), может встать и пойти гулять по кабинету, пока остальные с переменным успехом потребляют знания. Учитель мог бы добавить в его игру своё содержание или предложить новую методику усвоения материала, но он ведёт ребёнка к психологу. Врач бегло осматривает первоклашку и объявляет диагноз: Синдром дефицита внимания (СДВ). Назначает лечение (собственно визиты к врачу и стимуляторы), которое отпугивает от процесса обучения и заставляет ребёнка задуматься о своей ненормальности или ограниченности. Естественно, ученик успокаивается, но почему-то успехов в учёбе всё ещё не достигает. А это уже никого и не волнует: главное, уроки не мешает вести.

Господа, я вас поздравляю. Мы в очередной раз эффективно применили навык подмены понятий. Мы выдали причину за следствие: вместо того чтобы обвинить учителя в неспособности завладеть вниманием всего класса, мы объявили отдельных учеников психически ущербными. Мы установили некий стандарт, по которому у некоторых детей с вниманием всё хорошо, а у некоторых – дефицит. А где ж тогда Синдром избыточного внимания?! Вот он, апофеоз гуманистического образования!

Помните случай с «Тарасом на Парнасе» из прошлой публикации? Так вот если сравнить свойства моего внимания в момент заучивания отрывка со свойствами внимания учеников на уроке, то у 90% учеников можно диагностировать СДВ. Это сравнение говорит нам о том, что внимание — очень капризная штука и характеристики его под влиянием многих факторов изменяются в каждый момент времени.

Я далеко не всегда хожу с зашкаливающим вниманием. Я могу читать книгу, а в это время думать, куда пойду вечером, что приготовить на завтрак и как хочу спать. Безусловно, при таком раскладе поступающая информация усваивается гораздо хуже.

Каким-то чудом СДВ практически не наблюдается у взрослых людей. Абсолютное большинство случаев регистрируется у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Это отнюдь не говорит об успешном лечении. Если попросить группу младших школьников, например, подтянуться на турнике, то не каждый сможет вашу просьбу исполнить. Потому что не у всех развиты нужные мышцы. Если обратить эту просьбу к старшим школьникам, то процент способных значительно вырастет, ведь мышцы более тренированные. Также и с памятью, и со скоростью работы мозга, и с вниманием. Взрослые люди в течение жизни тренируют навык управления вниманием, поэтому их детский синдром куда-то исчезает. Но дети не все обладают этим навыком одинаково хорошо, и наша задача — этот навык развить, а не пичкать ребёнка таблетками.

 

В начальной школе детям не ставят отметок: боятся, видите ли, разрушить нежную психику жесткими цифрами. Но, конечно, за три месяца перехода ребёнка в среднюю школу его психика закаляется и способна адекватно воспринимать критику. (Некоторым и в 11-м классе за нежную психику можно отметок не ставить).

Это там, в Министерстве образования, позаботились. Но учителя всё равно рисуют в прописях тучки-солнышки и цветочки с разным количеством лепестков. А иначе у новоиспеченного пятиклассника исчезнет всякая мотивация делать домашние задания (ему-то пока нет дела до аттестата).

В каждой школе есть психолог и социальный педагог, тщательно препарирующие учеников; классный руководитель ходит по квартирам и проверяет жилищные условия и климат в семье. И всё опять из неуёмной заботы о психике. А что детские умы кромсают и уродуют прямо в школе, никто не видит.

«Давайте передвинем каникулы!», «Давайте освободим шестой день от занятий!», «Давайте уменьшать учебные нагрузки!» и другие аналогичные лозунги звучат в белорусском образовании. Почему-то учебные нагрузки измеряются в количестве информации в единицу времени. Но представьте, как этот показатель увеличивается в современном мире. В геометрической прогрессии! За урок, кроме разглядывания учительского материала, ученик успеет и новости «Вконтакте» почитать, и друга ретвитнуть, и смс написать. Утром посмотрит телевизор, по дороге в школу послушает музыку, почитает рекламные плакаты. Непостижимый объём информации, а вы говорите о нагрузках. Давно пора менять способ подсчёта, ведь один скучный неподготовленный урок отнимает гораздо больше сил, чем три интересных. Посмотрите на некоторых учителей: ну не количеством информации они убивают учеников. Первобытные методики – вот главная учебная нагрузка современного школьника.

Заменив у Хаксли слово «война» на «школа», закончу так:

 Ирония в том, что бесконечно выносить стрессы современной школы могут только душевнобольные.

16 Responses to “Целебная функция школы”

  1. Не могу согласиться со всем сказанным. Во-первых, СДВ и лечение у врача за уши притянуто. В лучшем случае ребёнка отправят к дефектологу.

    Второе. СМС другу, рекламные щиты и так далее — не проблема учителя. Чья? Современного общества. Задача учителя переключить внимание на свой предмет, а она после мобильных игрушек не так просто решается.

    А приведите пример первобытной методики? Вдруг я пещерный человек))

    В заключение.
    > классный руководитель ходит по квартирам и проверяет жилищные условия и климат в семье. И всё опять из неуёмной заботы о психике. А что детские умы кромсают и уродуют прямо в школе, никто не видит.

    Вы же увидели, неужели другие слепы?
    Классный руководитель ходит по домам явно не из-за заботы о психике ученика. А потому, что ему этими посещениями самому на психику давят.

  2. Проблема современного образования в том, что учеников (и студентов) информацией напичкивают, а не учат с ней работать. А ведь еще древние говорили, что ученик — это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь. Ну перестаньте вы второклассников медным колчеданом терроризировать!)))

  3. o.myshelova, полностью разделяю вашу точку зрения.
    В школе и на первых курсах университета нас учили зазубривать, а на курсе 3-4 нам вдруг сказали, что мы, оказывается, из всей предыдущей информации должны были сделать выводы и обо всем уже знать и домыслить. А для меня (позже я узнала что не одинока) работа с информацией нечто новое, работала с информацией я не в школе, не в университете и применить это умение в собственной профессии я не умею и на 4 году учебы вдруг осознаю насколько недалеко я ушла от первого курса, симбиоза изученных мной предметов не получилось!
    С другой стороны, я знаю бывшего водителя, теперь сторожа, у которого нет даже среднего образования, но слушаю этого человека затаив дыхание, настолько он начитан, интересен, насколько широки его мысли, как далеко он может увести за собой собеседника, как он приводит доказательства в диалоге! Школа? Нет, просто желание самосовершенствования берет своё.
    Я согласна с мнением что ученикам нужен определенный минимум, с помощью которого они должны научиться работать с информацией, научиться её ценить, ценить людей, которые её несут, а ещё понять чем хотят заниматься в жизни. Остальное должно быть как увлечение, хорошо когда оно становиться работой.

  4. to inspiration

    «…за уши притянуто»
    Пример основан на истории из жизни Джиллиан Линн (Кен Робинсон. Призвание).

    «…не проблема учителя. Чья? Современного общества.»
    Проблема. Учитель тоже член этого общества, и он вправе вначале урока объявить правила игры, которым должны руководствоваться не только ученики, но и он сам (не пользоваться телефоном, например).

    Подготовка реферата на тему Y с количеством страниц N — первобытная методика.

    «Вы же увидели, неужели другие слепы?»
    Да. Прошу прощения. Все видят. И ничего не предпринимают.

    «…ему этими посещениями самому на психику давят»
    Посещения как раз — очень неплохая инициатива. Но отчётность её сильно исказила.

  5. to o.myshelova
    to Настя*

    «информацией напичкивают»
    Мы живём в информационном обществе. Ученики и студенты сами прекрасно напичкивают себя информацией без помощи школ и вузов (пример есть в публикации).

    «а не учат с ней работать»
    Это и есть проблема методики.

  6. >и он вправе вначале урока объявить правила игры

    Вы не заметили, что повторили мою мысль?
    В начале урока поздно. Должна быть привитая в семье и обществе культура пользования всякими мобильными штучками. Поэтому я настаиваю, что это не проблема учителя. Учитель может решить проблему внешне, но мысленно ребёнок будет всё равно в игре или вк. Слишком велика зависимость.

    >Подготовка реферата на тему Y

    Бог миловал) Полегчало даже, значит, я не древний))

    >Посещения как раз — очень неплохая инициатива.

    Как Вы оцените вторжение постороннего человека на Вашу территорию? Вы будете рады? Ни одной из трёх сторон учитель-родитель-ученик подобная инициатива не по душе. Не буду развивать мысль, просто удивлена тому, что кто-то оценивает хождения по семьям позитивно.

  7. to inspiration

    «Вы не заметили, что повторили мою мысль?»
    Честно, нет. Вы говорите об обществе, которое должно отбирать (по каким-то правилам этикета) телефон, а я говорю об учителе, который, потеряв всякую надежду на сознательное общество (мы ведь реалисты), на своём уроке договаривается с учениками об этикете здесь и сейчас.

    «вторжение постороннего человека»
    Классный ведь не врывается в дом без предупреждения. И если позиционировать этот визит не как установку сверху, а как поход в гости, то посещение не будет так болезненно восприниматься. Я люблю принимать гостей.

  8. >Вы говорите об обществе, которое должно отбирать (по каким-то правилам этикета) телефон

    Отбирать? Это мои слова? Вы шутите…
    Вы говорите о примере учителя. Только учитель должен подавать пример корректного пользования телефоном в школе, транспорте, театре, больнице?

    >И если позиционировать этот визит не как установку сверху

    Позиционируйте. От этого ситуация не изменится, изменится Ваше отношение к ней. Суть останется прежней: воспитывать должна семья и школа, а не только школа. И в первую очередь семья.

    А сверху Вам ещё чего-нибудь для позиционирования подкинут. Например, дежурить на дискотеке вы будете также позитивно, это же танцы! Дежурить у фонтана на главной площади также позитивно — это свежий воздух!
    На уборке камней в поле — накачивание мышечной массы! Главное, во всё видеть позитив. А своя семья побоку. Личная жизнь тоже.
    Я правильно поняла? Или надо успевать делать всё?

  9. Чтобы вы не затопили друг друга сарказмом, коллеги, вмешаюсь.

    Во-первых, в посещении классным руководителем семей учащихся нет ничего страшного или зазорного. Правда, осуществляться это посещение должно не по графику в форме разнарядки, а в случае возникновения необходимости, т.е. когда классному руководителю действительно есть о чем поговорить с родителями своего подопечного, а не когда цель его – посчитать квадратные метры жилплощади и проверить, есть ли у ребенка письменный стол (как указано в акте обследования жилищно-бытовых условий). Все-таки классный руководитель и соцслужбы – это разные персонажи. Однако такое посещение возможно при наличии определенного уровня доверия: не всякий родитель и не всякого классного руководителя захочет видеть у себя дома, это правда. Но это уже вопрос о том, как создана атмосфера в классе (от возраста школьника тоже кое-что зависит: все-таки в 10-11 классе многие вопросы пора уже решать непосредственно с подопечным). На этот счет тактически грамотными классными руководителями уже давно была придумана «двойная документация»: пишешь то, что от тебя требуют, а посещаешь (выполняешь) тогда, когда это действительно необходимо и логично с точки зрения жизни класса. Проблема в том, что в школе, значит, что-то устроено очень нерационально, если у сотрудника появляется необходимость вести двойную документацию.

    По поводу дежурства у фонтанов на главной площади. Это вопрос принципа и характера. Помните: возят на том, кто везет. Отказывайтесь, игнорируйте, идите на принцип. В конце концов, это законодательно не входит в наш функционал. Да, на первых порах вас лишат премии (боже: отнимут аж 150 тысяч!!!), но в конечном счете с вас слезут, поняв бесперспективность вас же как «стоятеля-у-фонтана». Зато сохраните репутацию и уважение к себе. Как-то не comme il faut продавать репутацию за премию в 150 тысяч. Здесь каждый для себя решает, что ему дороже.

  10. to inspiration

    «Только учитель должен подавать пример..?»
    Только учитель МОЖЕТ это делать. Повторюсь, что на сознательность общества в вопросах культуры надежды нет никакой. Я не согласен ждать, пока общество «привьёт культуру» и начнёт штрафовать всех поголовно за курение в общественных местах (что вообще не гарантирует соблюдение культуры), если я могу подойти и попросить не курить в моём присутствии. Так почему я должен ждать, пока общество научит пользоваться телефоном, если могу попросить не пользоваться им на моём уроке?

  11. Дмитрию Макарчуку

    Во-первых, я против вторжения учителем на личную территорию. Для решения всех вопросов и проблем, есть нейтральная территория называется школа.
    Хорошо когда учителя молодые, инициативные, дружат с классом, а ученики живут в ста метрах от школы, но есть факторы, из-за которых для обеих сторон лучше не вторгаться в личное пространство семьи. А давайте дружно ученики будут ходить и проверять как живет учитель, а еще отчет напишут. Если он живет плохо, ему что ремонт сделают или дом новый дадут?
    Я считаю это мероприятие бесполезным, да и как сказал многоуважаемый BoSS, учитель и соцслужба — разные персонажи.
    А насчет курящих, я за то, чтобы их поголовно штрафовали. Я за строгость. Если ребенок сидит на уроке в интернете (при условии что учитель сам работает, а не спит) то надо наказывать, как, должен решать учитель, либо в школе должны быть правила по этому поводу, которые обговариваются 1 сентября классным руководителем, 1 раз за весь год, а не каждым учителем перед каждым уроком.

  12. to Аноним

    «я против вторжения учителем на личную территорию»
    Я в принципе против вторжения кого бы то ни было куда бы то ни было. Учитель не варвар. Он наступает на вашу личную территорию не с целью разрушения или завоевания.

    «А давайте дружно ученики будут ходить и проверять как живет учитель»
    У меня есть несколько примеров, когда класс приходил в дом учителя. Примеры эти исключительные в своей ценности. Любой совместный поход — это очень сильный инструмент для сплочения коллектива.
    Поэтому да, давайте ученики будут ходить.

    «то надо наказывать»
    Я не заметил, чтобы из-за введения административной ответственности за курение в общественных местах кто-то бросил курить. Или стал курить меньше. Или в принципе обратил внимание на наказание.
    Так же было с антикоррупционным законодательством (чиновники продолжают воровать), ПДД (пьяные продолжают садится за руль), заборами вокруг школ (дети продолжают попадать под колёса) и т.д.
    Это всё самоуспокоение и формализм. Метод преступления-наказания НЕ РАБОТАЕТ.

  13. для Дмитрия Макарчука
    Пьяных штрафуют, хоть кого-то это останавливает.
    А на улице и в школе действительно формализм, поэтому система не работает, а я за наказание, настоящее, жесткое, желательно публичное.
    И давайте вы не будете цепляться только за первую половину предложения, вы потеряли весь смысл моих, старательно напечатанных, слов.
    «А давайте дружно ученики будут ходить и проверять как живет учитель, а еще отчет напишут». Слово отчет дважды подчеркните.

  14. Извините за вмешательство в вашу оживленную дискуссию, но скажите, пожалуйста, что Вы подразумеваете под «наказание, настоящее, жесткое, желательно публичное».
    На кол их сажать, что ли? Розгами пороть?
    Конечно, известны школы, в которых телесные наказания применяются и ныне. Например, в Итонском колледже директору и заместителю директора разрешено применять такой вид наказания. Но то дань вековым традициям одного из престижнейших учебных заведений Англии. Боюсь, менталитет белорусских школ не дорос до такого уровня. Да к тому же публичное унижение (а наказание — это всегда унижение) только ещё больше усугубит ситуацию. Особой любви к школе и преподавателям это не прибавит, да и публичное обвинение, как правило, озлобляет человека. Нужно изначально относиться к людям, как к душевнобольным, на которых не действуют жесткие меры наказания просто потому, что они не понимают, за что же их наказывают. С больными людьми нужно быть настойчивым, но терпеливым. Вспомните слова профессора Преображенского: «Никого драть нельзя! Запомни это раз навсегда. На человека и на животное можно действовать только внушением».

    Да, конечно, самый первый урок стоит потратит на то, чтобы полностью оговорить правила игры. Ведь играть, не зная правил, как минимум бессмысленно и неинтересно. Но всё-таки нужно признать, что у всех людей способность осознавать происходящее разная, и поэтому, если один из участников сбился с курса, необходимо напомнить ему, о чем игра и что в ней надо делать. А вот устраивать воспитательные разборки на каждом уроке из-за того, что дети сидят в телефоне и не слушают материал, не надо. Ведь, скорее всего, это произошло по причине невнимательности ведущего(учителя): он начал игру, забыв о том, что не посвятил участников в её правила.
    У нас тоже была проблема телефонов и интернетов на биологии. До тех пор, пока мы не установили такое правило: каждый, у кого телефон издаст хоть какой-нибудь звук на уроке, идет к доске и расписывает все стадии клеточного дыхания. Поверьте, проблема гаджетов исчезла за считанные уроки. Особенно после того, как у самого преподавателя зазвонил телефон, и ему-таки пришлось распинаться у доски. Если играть, то только всем вместе.

  15. to Аноним

    «Слово отчет дважды подчеркните»
    Так вас отталкивает составление отчёта? А к чему были слова про вторжение и нейтральные территории?
    Да ради бога, после визитов класса к учителю домой пусть дети хоть завалят РОНО своими отчётами. Я твёрдо убеждён, что не в отчётах счастье (или несчастье).

    По поводу наказаний.
    В настоящей ситуации публичное наказание вызывает скорее сострадание толпы, нежели осуждение. А неоправданно жесткое (за телефон-то?) вызовет ещё и волну протеста.

  16. Елизавета, прошу не путать жесткость с жестокостью.
    И да, я против отчетов и хождений. Потому что при наличие отчета ситуация превращается в обязаловку.
    Хождение учителя в гости — панибратство, а я против этого. Учитель, даже если рассматривать его как компаньона, а не шефа, не друг. Люди, работающие в одном офисе, дружить не обязаны.

Обсуждение - Оставьте комментарий