Устав от Министерства образования

У тебя 5 по физике, а у меня 5 по русскому. Ну и как нам это пригодилось?

Разговор двух охранников
из к/ф «О чём ещё говорят мужчины»

В теории мы уже убедились в несостоятельности и необоснованности образовательного стандарта (в контексте принципа природосообразности). Сегодня поговорим, что представляет собой образовательный стандарт на практике.

В классе начинают новую тему. Учитель объясняет и раздаёт задания. Кто-то решил классную работу, решил домашнюю и плюёт в потолок и соседа по парте, кто-то работает в одном темпе с учителем, а кто-то ещё даже название темы не понял. И этот последний совсем не дебил, по другому предмету он лучший в классе, но стандарт не признаёт индивидуальных особенностей развития и никого ждать не намерен. У учителя тоже нет времени разжёвывать: за 45 минут ему нужно научить 30 человек. А это по 1,5 минуты на одного! А кто-то опоздал и свои 1,5 минуты потерял, минут 5 учитель потратил на восстановление дисциплины – и ещё 3 человека оказались за бортом.

А теперь представим иную ситуацию.

В класс входит учитель. Он записывает на доске тему урока: «Антонио Вивальди. Времена года», – и раздаёт всем ученикам (пусть их даже не 30, а 20) скрипки. Затем садится за свой стол, играет на скрипке «Летнюю грозу», потом берёт ноты и объясняет, что и как нужно играть ученикам. Один моментально схватывает, повторяет за учителем, получает свою отметку и возвращается на место ждать звонка. Остальные на полчаса превращают класс в филиал психиатрической клиники и, получив свои двойки и тройки за «неполное воспроизведение учебного материала» и «стремление к преодолению затруднений», направляются на урок саксофона.

Абсурд? Ещё какой! Но именно это происходит в каждой средней общеобразовательной белорусской школе.

В 2008 году я имел честь общаться с Людмилой Хухлындиной – начальником Главного управления учебной и научно-методической работы БГУ, человеком, ведающим образовательными программами ведущего университета страны.

Учитываются ли пожелания студентов, опыт преподавателей при составлении учебных планов?

Ну как студенты могут пожелать? Насколько студенты компетентны в том, что им нужно на выходе? Учитывается не столько мнение преподавателей, сколько требования со стороны работодателей. Мы должны ориентироваться на их потребности. Поэтому все новые учебные планы согласовываются с соответствующими министерствами и ведомствами, т.е. теми, кто заинтересован в кадрах.

Людмила Хухлындина в Советском Союзе закончила истфак. Советское государство основными дисциплинами видело Историю КПСС и политэкономию, а значит, и госпожа Хухлындина, наравне со всеми студентами, изучения этих курсов не избежала. Жаль только, что вот уже 22 года ни один работодатель, кроме узкоспециализированных институтов НАН, не смеет потребовать от студентов таких полезных знаний.

Ни в коем случае не хочу задеть Людмилу Михайловну, она целиком и полностью человек своего времени. Хочу сказать только, что ни один (!) образовательный стандарт не актуален. И не будет таковым до тех пор, пока его составлением занимаются «соответствующие министерства и ведомства». Пока ту или иную потребность работодателя погоняют по согласованиям, спустят по вертикали и начнут изучать, пройдёт немало времени. Ещё несколько лет пройдёт, пока школьник или студент, изучивший новое требование, выйдет на работу. И можете быть уверены: его новое знание окажется безнадёжно устаревшим.

Есть, конечно, дисциплины, содержание которых не меняется в течение целого года, но чтобы образовательная программа не менялась 5 и тем более 10 лет – это перебор. Вот зачем нас на информатике учили пользоваться приложением Калькулятор? Целая лабораторная работа была! Если продолжать работать по стандартам, то в информатике программу надо менять чуть ли не каждый месяц.

Министерство образования не способно на такую оперативность. Эта громадная неповоротливая бюрократическая скала способна только плодить невыполнимые рекомендации и невразумительные формулировки вроде речей макаренковского Шарина:

«Локализованная система медико-педагогического воздействия на личность ребенка, поскольку она дифференцируется в учреждении социального воспитания, должна превалировать настолько, насколько она согласуется с естественными потребностями ребенка и насколько она выявляет творческие перспективы в развитии данной структуры — биологической, социальной и экономической. Исходя из этого, мы констатируем…»

Из-за того что Министерство образования сегодня настолько не мобильно, процветают частные образовательные центры с IT-курсами и курсами иностранных языков, клиенты которых наконец поверили в силу реального знания и разочаровались в силе бумажной мистификации – школьном дипломе.

Чтобы составить адекватный востребованный стандарт, нужно заглянуть в будущее и увидеть, чтó действительно будет нужно выпускнику школы через 10 лет. К счастью, на это не способны ни родители, которые с первого класса отдают своего ребенка на растерзание трём репетиторам, ни Министерство образования, которое, как зашоренная лошадь, не видит ничего вокруг. Единственный, кто может менять образовательную программу пусть и не предварительно, но хотя бы в соответствии с обстоятельствами, – это учитель.

Но это уже совсем другая история.

One Response to “Устав от Министерства образования”

  1. Да. Безусловно система устарела, и вряд ли есть люди, сомневающиеся в этом. Конечно, чтобы создать новую систему хотя бы в мыслях и на бумаге, на мой взгляд, нужны усилия. Мне кажется, основная сложность в том, что нельзя предугадать, кем ребенок станет в дальнейшем. Это невозможно. Первоначальное и самое, на мой взгляд, правильное, что можно сделать, — это отменить во всех средних и высших учебных заведения подачу аттестата. Это со временем покажет, возможно, то, что это было правильно. Поступать станет легче, и человек уже в классе 8-9 будет уже ориентироваться сам, что ему нужно или нет. Я даже предлагаю разбить школу на 4 образовательных этапа: 1-4 класс, 5-7 (основная нагрузка), 8-9 (частично свободное посещение и обязательное присутствие лишь некоторых предметов(например, по которым он собирается поступать) человек выбирает сам.) 10-11(предлагаю аналогичную систему): это вытеснит слабых и оставит сильных, и люди будут заинтересованы лишь в своей профессии.

Обсуждение - Оставьте комментарий