Язык и рэч

Не пакідайце ж мовы нашай беларускай, каб не ўпёрлі!

Титан белорусского Возрождения
с изменениями и дополнениями

Система среднего образования сегодня дает достаточные знания по белорусскому и русскому языкам, чтобы использовать их параллельно.

БелТА. 13.08.2013

Давайте угадаем, кто это мог сказать.

Очевидно, что чиновник. Но явно не министр образования, т.к. он имеет довольно посредственное отношение к изучению языков и к школе и не будет так категоричен. Также очевидно, что это не вузовский преподаватель, ведь кому, как не ему, знать, насколько знания достаточны. Это должен быть человек близкий к филологии и далекий от образования. Догадались? Это директор Института языка и литературы имени Якуба Коласа и Янки Купалы НАН Беларуси, доктор, профессор, член-корреспондент Александр Лукашанец.

Конечно, догадались! Что может быть проще! Это ведь тот самый человек, с легкой руки которого в 2008 году нам перепал новый Закон «О правилах белорусской орфографии и пунктуации».

И в связи с его высказыванием хочется спросить, когда он последний раз видел обычную белорусскую школу и живого белорусского школьника. Господин Лукашанец живет в том утопическом мире, о котором мы смеем только мечтать на страницах проекта «EDU.topia».

Приглашаю всех обратно на бренную землю, где подавляющее большинство считает родным белорусский язык и подавляющее же большинство (видимо, другое) говорит, пишет и думает по-русски.

Я бы хотел спихнуть все на языковую среду (ее отсутствие), но не могу. Кто хочет, найдет себе и белорусскоязычных друзей, и будет читать белорусские книги (нет, серьезно, новые даже сейчас выходят) и интернет-издания, и смотреть фильмы и спектакли на белорусском, и по-белорусски же говорить. При всем уважении, такой благотворной дискриминации не было давно.

А вот школа! Школа – да. Школа – это вещь! Это потрясающая в своей успешности попытка отвернуть белорусов от родного языка. Тот пафос, с которым учитель произносит на уроках правила, тот трепет, с которым завуч зачитывает на школьной линейке девиз «Тыдня беларускай мовы», можно сравнить лишь с речами античных жрецов. За одиннадцать лет у белорусского языка в глазах ученика вырисовывается нимб и прорезаются крылья, и у школьника складывается впечатление, что войти в этот ореол святости дано далеко не каждому смертному. Да, собственно, не очень-то и хотелось.

Изучение белорусского языка в школе – это отнюдь не тотальное умиление. Это целая религия со своими священными книгами, пантеоном и первосвященниками. Но, чтобы следовать религии, нужно верить, а зачем верить в белорусский, если есть русский?

Пока белорусский язык почивает на облаке, никому (за редким исключением) до него дела нет.

К сожалению, присвоение языка происходит сначала на разговорном уровне, а потом на письменном. Иначе мы могли бы выучить графику и грамматику некоторого языка – и стать его носителем. Если мы осознаём и признаём, что разговорный белорусский язык не усвоен на том же уровне, что и русский, то мы не имеем права преподавать их в школе по одинаковым программам. Прежде чем учить, как писать, надо заиметь представление, что писать.

Редкая семья или (и) детский сад могут обеспечить ребенку равный доступ к двум языкам, и каждая перепись населения об этом сообщает. В Министерстве образования, конечно, ни о чем подобном не слышали.

Выход я вижу в том, о чем мой коллега уже вскользь упоминал: изучение белорусского как иностранного. Со всеми вытекающими.

Начинаем изучение с базовых конструкций («Меня зовут…», «Как дела?» и т.п.), пишем диалоги, сдаем устные темы, проводим аудирования. В общем, перед использованием инструментов по развитию письменной речи, развиваем речь устную.

В уже упомянутой новости Александр Лукашанец говорит об изданном в Москве учебнике белорусского языка для граждан СНГ. Так вот впору его внедрять и в белорусские школы: мы ведь тоже граждане СНГ.

One Response to “Язык и рэч”

  1. Мы жывём у краіне блакітных азёр!!!Не так важна на якой мове ты размаўляеш, важна кім ты сабе адчуваеш!Я навучалася з пачатковай школы на беларускай (люблю яе), потым у МІНІСТЭРСТЭРСТВЕ АДУКАЦЫІ ВЫРАШЫЛІ:ДОСЫЦЬ….І, нас масюпулечак, пачалі навучаць по -русски…І мае адносіны да роднай мовы не змяніліся!!!А сённяшнія вучні не ведаюць самых лёхкіх слоў, каб выказаць свае думкі, бо яны НЕ ЧЫТАЮЦЬ, ГВАЛТ!!!Каго ў гэтым абвінавачваць? настаўнікаў?бацькоў?міністраў?каго?Чаму дзеці яшчэ з пачатковай школы пачынаюць вывучаць не родную мову, яны рускай не ведаюць, а беларуская- гэта аааа…Беларускіх дапаможнікаў хапае, хай Александр Лукашанец не говорит об изданном в Москве учебнике белорусского языка для граждан СНГ.Где этот учебник впервые о нём слышу)))Сучасныя вучні не толькі беларускі не вучаць, а яшчэ і рускі, хімію, фізіку, гісторыю, геаграфію Беларусі( на рускай мове,жах!)Каго ў гэтым абвінавачваць?

Обсуждение - Оставьте комментарий