Зачем человеку аттестат?

«EDU.topia» уже неоднократно поднимала тему отметок: их продают, меняют и подрисовывают. Знают об этой ситуации ученики, учителя и администрации школ, а представители образовательной власти делают круглые глаза: «Да что вы говорите? Ай-ай-ай! Сейчас мы сделаем а-та-та!»

Давайте думать, почему так происходит. Что конкретно остается нам после школы? Человеку от школы кроме сколиоза и посаженного зрения достается только аттестат, который ничего общего с уровнем знаний не имеет (у кого в школе был предмет «музыка», помнит, что сложно было получить отметку ниже 5 или 9, в зависимости от системы). И школа, как любой человек, пытается произвести положительное впечатление. Чтобы абитуриент, когда придет в приемную комиссию, мог сказать: видите, мол, какая школа у меня хорошая, какие оценки хорошие ставит («какое моя корова молоко даёт!»), – и лихом лишний раз не поминал.

Аттестат, получается, приданое. Подчеркну, что знание приданым не является, как не является им трудолюбие, доброта и прочие непроверяемые характеристики, которыми невесту одаряют родители. Приданое учителя собирают всю сознательную жизнь ребенка и, выпуская его в жизнь взрослую, со слезами преподносят. Понимаете ли, аттестат – самое ценное, что у них для нас есть.

Ловко, правда? Если посчитать, сколько средств уходит на подготовку школьника в течение девяти минимальных лет, то на корову точно можно насобирать, а может, и на жеребенка. Уж во всяком случае не на картонную книжицу с цифрами, которые, хочу заметить, школа нигде не купила и не заработала, а взяла из головы.

Есть еще пару сомнительных достоинств у цифр, которые стоят в аттестате.

1. «Кто будет шуметь / списывать / подглядывать, получит 2 балла за работу», – слыхали? Это значит, что наши отметки – это не оценка дистиллированных знаний, это еще и оценка поведения. В случае со списыванием оценка негативная, а если дежурить в столовой, положительная.

Отметка – универсальный инструмент наказания-поощрения. Если уж мы такие прагматичные, то давайте отведем в журнале отдельный разворот, назовем «Общественная значимость», куда любой преподаватель может выставить наказание за поведение или поощрение за культпоход, выступление или дежурство. Эта отметка и пойдет отдельной строкой в аттестат, потому как сейчас она является составной частью всех отметок и искажает реальную картину.

2. Два ученика, получивших одинаковую отметку за работу, не два одинаковых ученика. Их развитие совершенно точно находится на разных уровнях. И далее по нарастанию: двое с одинаковой отметкой в четверти, двое с одинаковой отметкой в году, и, самое печальное, двое с одинаковым средним баллом аттестата.

Если я хочу оценить класс из 25 человек и избежать вопросов типа «А почему мне отметка ниже, чем соседу?», в конечном итоге мне понадобится 25-балльная система. Можно считать, что дети не любят, когда их сравнивают с остальными и сравнение не в их пользу, но в этом случае мы хотя бы честны перед ними и самими собой.

3. Ученик прекрасно понимает, что его отметка складывается из знаний И поведения (положения, общественной деятельности). Причем удельный вес этих составляющих в конечной отметке зависит от настроения учителя. А согласитесь: делать вид, что ты хороший, гораздо проще, чем делать вид, что ты умный. Этим дети с удовольствием и пользуются. Если ты не сумел таковое провернуть, то ты лох, лузер и тормоз. Поэтому для ученика сегодня не страшно не знать чего-то, страшно получить нежелаемую отметку.

Напоследок хочу с вами порассуждать, из чего складывается проходной балл в вуз. Это 3 ЦТ + аттестат или 2 ЦТ + 2 внутренних экзамена + аттестат. С тестированием и внутренними экзаменами все понятно: в 11-м классе все дружно идем к репетиторам, на подготовительные курсы, платим деньги, пишем тесты (здесь я тоже скажу, что 2 одинаковых результата на ЦТ, даже если это 100, не свидетельствуют об одинаковой подготовке абитуриентов). И вот 0,75-0,8 от поступления у нас в кармане.

Чувствуете, к чему веду?

Чтобы заработать 75-80% проходного балла, мы тратим 1 год, а чтобы заработать остальные 20-25%, – 11 лет. Т.е. ради части в 3-4 раза меньше основной мы тратим в 11 раз больше времени!

Помните поговорку про выделку, свечи, игру и овец?

One Response to “Зачем человеку аттестат?”

  1. Хорошо написано.
    Логика поступления совершенно правильная в школе не учиться, оценки все равно нарисуют красивые, а ты себе «прокачивай боевые навыки», т.к. если их прокачать до уровня 100, а в школе получить средний бал пусть даже 30, все равно поступаешь почти в любой ВУЗ республики. К слову, даже у отпетых идиотов средний балл тянулся к 60, так стоит ли абитуриенту за несчастные 20-40 школьных баллов тратить свои силы и нервы на такую незначительную разницу, когда нужно решить вопрос о судьбе 0-300 баллов на ЦТ?
    И не призывайте меня к мукам совести. Мне не стыдно, я выживаю так, как требует от меня этого государство.
    К слову, мои 85 баллов в аттестате набрались за «хорошую девочку, которая на уроках русского занимается русским и какая разница что не по школьной программе, остальные ведь вообще ничего не делают?», ну, еще за природное любопытство и хитрость.

Обсуждение - Оставьте комментарий