Увольнение

Работа 01

Приезд киношников не только взбудоражил общественность – он ускорил процессы, неизбежно назревавшие и в коллективе, и за его пределами. По большому счету, постепенно у нас на глазах случалось неизбежное. То неизбежное, логику которого все чувствовали, не все называли вслух, но потихоньку морально готовились. Дети подходили к Дмитрию Маратовичу и спрашивали, почему он не будет работать дальше, посреди уроков спрашивали, останусь ли я, если уйдет товарищ. И все это с учетом того, что официально никто никому ничего не объявлял. В сегодняшней публикации финал мая и часть развязки нашей истории.

Почувствовал неладное я еще в середине четверти. Отправившись на работу в школу, я встретил Любу из клуба. Она остановила меня и спросила, собрал ли Дмитрий Маратович вещи и где он планирует работать дальше. Я тогда несколько опешил, но виду не подал и отшутился тем, что переспрошу у коллеги, куда он решил податься. Придя на место работы, я невзначай подошел к своему товарищу: мол, слышал ли ты новость про себя? Вообще в нашей деревне всё случается по очень своеобразной слуховой схеме. Обычно говорят: «На одном конце села чихнул – на другом сказали «Будь здоров!» Так вот у нас сначала говорят «Будь здоров», и только потом ты намереваешься чихать. Слухи опережают события на порядок, и лишь по прошествии n-ного времени ты понимаешь, что следовало бы не мудрить и подчиниться молве народной, даже не пытаясь выяснять, откуда растут ноги. Так, наверное, получилось и с моим коллегой. Честно, мы проморгали тот момент, когда под него начали активно копать, и, пожалуй, только на майских посиделках осведомленная сорока принесла на не менее осведомленном хвосте информацию, которая, в общем, уже не была такой секретной. Директор просит декретного работника выйти на год раньше, чтобы у Дмитрия Маратовича не было законодательных путей к отступлению.

Когда в нашей жизни появилась съемочная беларусьфильмовская группа, эти слухи усилились и превратились в некое подобие официальной информации. Сам Виктор, режиссер фильма, сказал, что это проблема, которая может помешать дальнейшему сотрудничеству, и посоветовал окончательно выяснить и планы руководства, и намерения старого-нового сотрудника. Тогда, набравшись наглости и театральности, я звоню потенциальному сменщику-возвращенцу, представляюсь учителем белорусского языка и набрасываю приблизительно такую речь: «Вітаю Вас! Маё імя Дзмітрый Маратавіч, я выкладчык беларускае мовы і літаратуры Жыліхаўскай школы. Справа ў тым, что мне прапанавалі кантракт з іншае школы ў раёне, але я жадаў бы застацца тут хаця б на сезон. Таму мне патрэбна ведаць дакладна, ці збіраецеся Вы з верасня выходзіць на працу». Этот ход был моей инициативой – даже коллега мой и товарищ не знал об этом. Но фокус в том, что получил я отрицательный ответ. На том конце меня уверили, что даже если и собираются выходить, то лишь через год, а никак не первого сентября нового сезона. В некотором роде мы могли спать спокойно? Нет, давайте всё же по порядку.

В последние дни мая случился еще один показательный эпизод, подчеркивающий иллюзорность наших шансов задержаться здесь еще на год. Помните, когда я рассказывал о посиделках 1 мая, в составе приглашенных гостей были наши друзья по лагерю Гастелло, с которыми мы вместе росли. Так вот одна из девчонок-гастелловцев сейчас работает в развлекательном агентстве «Варенье», которое занимается организацией детских праздников (клоуны, пираты, разные забавные киношные и мультяшные сценарии – в общем, всё что угодно, чтобы толпе малышей было интересно). Уезжая тогда, она предложила отработать благотворительную программу у нас в детском саду на выпускном утреннике (так называемое прощание с детским садом).

Однако с клоуном у нас тоже вышел небольшой конфуз. Праздник должен был состояться 21 мая, в пятницу в 10 часов утра. Чтобы доставить клоуна в Жилихово, мне нужно было съездить за ним в Минск, привезти его на место действия, а потом вернуть обратно. В тот день (в пятницу) первыми уроками у меня были язык и литература в пятом классе, но мои черти были задействованы в подготовке праздника малышам. В Минске оказалось, что мы несколько задерживаемся и я не успеваю на урок. Впрочем, выпускной – такое дело: готовятся к нему все, и пятница не сулила быть учебной (сами понимаете: репетиции, украшения, приглашения родителей, последние приготовления – вся школа превращалась в один большой улей). Праздничное настроение, как мед, должно было растекаться по классам, задевая даже тех, кто к утреннику в детском саду не имел прямого отношения). И я, в целом не сильно задумавшись и рассматривая это как само собой разумеющееся, попросил коллег, занятых подготовкой праздника, меня немного «прикрыть» и забрать моих чертей на репетицию или занять чем-нибудь, пока я везу клоуна детям.

Когда мы приехали, нас на пороге встречала администрация. С клоуна потребовали документ – сертификат на право ведения индивидуальной предпринимательской деятельности (мол, имеет ли она право легально работать с детьми), а Сергей Сергеевич получил строгое предупреждение за самовольство и неоправданное возложение на себя функций начальства. Но этим дело не ограничилось. Посреди утренника была объявлена экстренная «летучка» в учительской по поводу трудовой дисциплины в коллективе. Как вы понимаете, в сельской школе нет должности звукорежиссера или техника, ответственного за аппаратуру. На любых мероприятиях эти функции разделяют между собой учителя: кто-то «сидит на ноутбуке», кто-то «сидит на проекторе», кто-то «сидит на колонках» и так далее. То есть при объявлении экстренной планерки все учителя, обслуживающие детский утренник, были вынуждены резко подняться со своих мест и проследовать в учительскую. Праздник был поставлен на паузу, а дети… Да какие дети: это же школа!

Может быть, я чего-то не понимаю в этой жизни. Может быть, я слишком много возлагаю на себя несуществующих функций (в том числе и административных), но давайте рассудим по-человечески. Неужели, когда к вам приезжает человек с благотворительным посылом, первое, что следует от него потребовать на входе, – это справка о состоянии здоровья? Неужели внутренние разборки (кстати, на утреннике работали киношники и всё это видели) важнее детского праздника? Неужели, если мы в конце концов УПК, праздник детского сада не является праздником общешкольным и в торжественный день все не должны быть вместе? Неужели моё воспитание пионерским лагерем автоматически перевело мои представления о жизни в разряд нелепых? Черт, я снова хочу в свой пионерский лагерь!

Но вернемся к основной линии сюжета. Как оказалось, тот самый декретный работник не потерял контактов со школой и эпизод с моим обращением (от лица Дмитрия Маратовича) сразу же вынес на обсуждение администрации. На следующий день после моего звонка коллегу вызвали в кабинет и официально объявили о непродлении контракта на будущий год. Итак, 28 мая 2015 – минус один человек в проекте «EDU.topia».

Однако тут есть еще один нюанс. Конец мая на дворе – приближается пора последних звонков, полным ходом идет подготовка, съемок фильма тоже никто не отменял, да и не забывайте, где мы живем: новость об увольнении Дмитрия Маратовича спустя несколько часов была уже совершенно не новостью и ждала своего резонанса. Итак, 30 мая, суббота, официальный праздник последнего звонка. На торжестве присутствуют дети, учителя, родители, администрация, представитель копыльского райисполкома, киношники снимают всё на камеру. Все сказали свои речи, отыграли сценки, прозвучал последний звонок, мы с коллегой спели финальную песню, и вот, как только мы поклонились и ушли, дети развернули плакат «Дмитрий Маратович, не уходите!!!» – 10 метров на обоях. Помните (даже из школьных лет по Гоголю) есть такая штука, которая зовется «немая сцена». Вот это была она, во всех красках. Прелесть еще и в том, что камера работает в режиме онлайн – с плакатом ничего особо и сделать нельзя.

Наш педагог организатор попыталась как-то разрулить ситуацию: мол, извините, это был небольшой экспромт, – потихоньку корпусом выталкивая детей за пределы площадки для обозрения. Но факт остается фактом: последний звонок у нас был немного с флэшмобом. Сказать, что я не знал о том, что готовится, было бы лукавством. Конечно, знал. Знал, правда, без подробностей: видел, что дети закрывались в кабинете и что-то разрисовывали. Но в нюансы не вдавался и тем паче не инициировал. Белорусская кровь партизанская, и, когда дети поняли, что на обряд похищения невесты можно не только посмотреть – в нем можно и поучаствовать, с удовольствием включились. Для детей подполье – это вообще приключение, тем более если оно искреннее и связано с человеком, которого за этот год они полюбили и к которому привязались.

Работа 02

P.S. В качестве финальной песни на последний звонок мы с Дмитрием Маратовичем выбрали «Развітальны вальс». Эту песню написал наш лицейский преподаватель географии Дмитрий Константинович Кравцевич – замечательный неформальный учитель и прекрасный человек. Несколько поколений выпускников Лицея танцевали свой последний вальс именно под нее (я не исключение). Сейчас в Лицее ее почему-то уже не поют, поэтому мы посчитали совершенно законным реинкарнировать ее на нашем новом месте работы. А поскольку выпускников у нас в этом году всего пять (3/2 в соотношении мальчики/девочки), сложно было поставить классический выпускной танец. Поэтому мы решили тоже пойти на экспромт и попросили малышей-второклассников без предупреждения во время исполнения песни пригласить выпускников на импровизированный вальс (как они умеют, конечно). Получилось мило, наивно и по-семейному, неуклюже и от этого еще более тепло.

Продолжение следует…

13 Responses to “Увольнение”

  1. Обидно!
    Не только за ребят: они обязательно найдут свою дорогу, к огромному сожалению, не школьную.
    Обидно за школу. За школу, которой не нужны очень грамотные , творческие, бесконечно любящие детей, состоявшиеся учителя.
    Я не хочу, чтобы мои внуки учились в такой школе. Хочу, чтобы учитель был «удобен» для детей, а не для администрации и чиновников от образования всех рангов.

  2. Прабачце, але я адчувала, што усё гэта скончыцца неяк так. Спадзявалася на лепшае і радавалася за вас, але слаба верылася, што беларуская школа можа прыняць такіх, як вы :( Сумна.

  3. Держитесь, ребята. Болею за вас.

  4. Итог вполне закономерен. Уж слишком публичными стали ребята, а районные начальнички такую публичность вряд ли перенесут спокойно — ведь не они же оказались главными. Даже представляю какое-нибудь заседание завроно местного разлива — с темой «Не брать на работу неместных, которые приехали по собственному желанию«.

  5. Читала все записи с удовольствием и ностальгией, сама начинала работать в школе, в которой было 80 человек, из которых 30 чел — начальные классы. А остальные — средняя и старшая школа — от 3 до 11 чел в классах, с которыми прошли и открытие школы, и концерты, и районные конкурсы «брали». Первый раз пожалела, что ушла из школы (начинала завучем по воспитательной работе))), может, уже до директора доросла бы ))), пригласила бы с удовольствием вас на работу… Вы молодцы. И все у вас все равно получится…

  6. На собственном выпускном не плакала — а тут слезы навернулись. Очень трогательное видео — и одно, и второе.
    Хотела бы, чтобы мои дети учились именно у таких учителей.
    Вы большие молодцы, ребята.

    Создавайте свой профсоюз — нестандартных учителей. молодых и настоящих. Мы будем искать вас по школам и приводить своих деток именно к вам. Не теряйтесь из виду. Хотя бы через этот сайт будем следить за вашей судьбой.

  7. Мне очень жаль. Даже нет слов, чтобы выразить мысли.
    Школа потеряла много.
    Но хоть дети поняли, что можно быть другими…

  8. Уважаемые Учителя!Не хочу выглядеть высокопарной сентиментальной дурой,но на данный момент я реву.Я жалею себя за то,что у меня на дороге не случились ТАКИЕ Учителя;что я сама,ввиду бесхребетности, не пошла против этой системы,а искала другую работу;за то,что у моего сына шансы учиться у Вас сведены к нулю.Надеюсь только на то,что Вы сможете продержаться,пока не подтянутся такие,как я в молодости,болеющие душой за детей,их развитие и образование,но не рискующие выйти первыми.Мне не хватило Вас после окончания универа,я присоединилась бы.Вы даете толчок хорошим,но нерешительным начинающим учителям,за Вами будущее!

  9. Не ужели никого не волнует вся фальшь происходящего???
    Ясно же что детей то подначили…. сейчас такая малышня, что пальцем не пошевелит за идею. Вообще что за бред тут вы разводите, 70% всех статей просто разжигание срача. Причем в половине вообще вами же и спровоцированного. И еще это кино, сразу видно что подвязки с начальством у вас есть хорошие. Не удивлюсь, если кто-то из этих мачо-менов имеет родню на «верхах». Иначе бы нафиг кому-то не сдался этот фильм, да и вообще лучше бы что-то стоящее сняли бы.
    И вы никогда не задумывались над этим: Если ото всюду воняет говном может это ты сам насрал в штаны?

  10. Дорогие ГЕРОИ.

    Я знал, что Вы в опасности сжечь себя в нашей стране занимаясь так искренне любимым делом. Что с Вами сейчас? Если нет больше блога, есть ли путь узнать как дела в Жилихово?

  11. Дети получили наглядный урок: не выбивайся из ряда и не конфликтуй с начальством. Оно победит, каким бы ты ни был хорошим и как бы тебя ни поддерживали люди. Серый, но у власти- побеждает…

  12. Очень интересно!А что будет дальше?И как там школа?

  13. Ребята, как вы поживаете, чем занимаетесь? Очень интересно было читать этот блог, хотя я к образованию не имею отношения. Жаль, что прогнившая система так боится молодых и активных. Я думаю, что дети будут вас вспоминать с теплотой.

Обсуждение - Оставьте комментарий