Entries Tagged as ''

Недомысль # 11. Как относиться к посещению в 11-ом классе?

Все, кто сам был в одиннадцатом классе, у кого в 11-ом классе учились дети, и все, в выпускном классе когда-либо преподававшие, с проблемой этой прекрасно знакомы. Одиннадцатиклассники не ходят в школу (особенно этот факт показателен во втором полугодии). Держит их там разве что необходимость иметь некий приличный средний балл аттестата, который может скорректировать вступительные раскладки, а никак не жажда знаний. Более того, на удовлетворение этой (ныне несуществующей) жажды знаний не рассчитывает даже сама школа, отказываясь проводить со старшеклассниками полноценные занятия (ну, им же готовиться надо!) Рассматривать этот вопрос можно с разных сторон: ученической (поступление важнее посещения), родительской (здоровье ребенка важнее посещения «лишних» занятий) и нормативной (пропускать занятия без уважительной причины нельзя). Но «все всё понимают», и одиннадцатиклассники по-прежнему ходят «раз через четыре». Когда-нибудь нам так или иначе придется все стороны подружить. Давайте обсудим. [Читать далее →]

Недомысль # 10. Стакан наполовину пуст?

Мы уже много говорили об отметках и оценках, и все сказанное моими коллегами и нашими читателями заставило меня вспомнить свои факультетские практические занятия по методике преподавания русского языка и конкретно случай, когда мы с преподавателем стали активно спорить о справедливости оценивания такой формы работы, как словарный диктант (к нему у меня всегда было много вопросов). И вообще давайте задумаемся, почему школа концентрируется на задаче посчитать исключительно детские ошибки – почему ее категорически не интересуют их правильные ответы? [Читать далее →]

О преимуществах безотметочной системы. Идея кубка

Полуутопическое вступление

В первом классе малыши учатся по безотметочной системе. Это мотивируется тем, что в столь раннем возрасте дети еще не привыкли быть оцененными друг относительно друга и наличие десяток у одного и пятерок у другого может этого самого «другого» психологически травмировать. Посему на полях тетради появляются «умнички», «молодцы» и «зайчики», но дальше устных поощрений ничего не идет, так как и сосредоточиться нужно на самом процессе, и «вкатиться» в регламентированную школьную жизнь не за один день ребятне удастся.

Так вот, на самом деле, психологически не готовы воспринимать отметку не только младшенькие – многие школьники до самого выпуска главной своей фобией считают боязнь принести домой неудовлетворительный балл. Периодически это, конечно, обусловлено не совсем здоровым отношением к цифрам внутри семьи (некоторых детей за плохие отметки элементарно наказывают), также и система поступления в порядочной степени склоняет нас к зацикливанию на аттестате, но факт остается фактом: очень часто именно «оцениваемость» учебы становится первой причиной ее отторжения. [Читать далее →]

Зачем человеку аттестат?

«EDU.topia» уже неоднократно поднимала тему отметок: их продают, меняют и подрисовывают. Знают об этой ситуации ученики, учителя и администрации школ, а представители образовательной власти делают круглые глаза: «Да что вы говорите? Ай-ай-ай! Сейчас мы сделаем а-та-та!»

Давайте думать, почему так происходит. Что конкретно остается нам после школы? Человеку от школы кроме сколиоза и посаженного зрения достается только аттестат, который ничего общего с уровнем знаний не имеет [Читать далее →]

Как работать с изложением на уроке русского языка

В девятом–одиннадцатом классах на изучение русского языка отводится такое количество часов, будто дети уже всё в этой жизни касательно этого самого языка узнали и им остается только повторять определенные позиции да шлифовать единичные умения. На деле же оно выходит не так. Самое большое заблуждение учебников (и многих учителей) – уверенность в том, что учащиеся всё дословно помнят из пройденного, а нам предстоит на этой базе лишь надстраивать некие сооружения грамматического и речеведческого характера. Хотя, как показывает практика, в процессе обучения многое приходится объяснять не единожды и начинать несколько раз с нуля «новую» тему ничуть не зазорно – делать это нужно ой нередко. [Читать далее →]

Учиться даром — даром учиться

Мы рассмотрели уже много факторов, которые разъедают современную школу изнутри. Многие из них возникли в процессе функционирования, некоторые были заложены изначально. Так, изначально, наряду с массовостью, была заложена еще одна утопическая идея – образование должно быть свободно доступным, т.е. бесплатным. [Читать далее →]

Учитель и Интернет

Многие утверждают, что мобильные телефоны и Интернет – главные враги нашего образования: мол, из-за них наши дети стали меньше проводить времени за книгой да и в целом за учебой и на их совести, соответственно, падение уровня образованности молодого поколения. Отчасти это так: да, то самое «клиповое», или «мобильное», мышление тянет за собой рассеянное внимание, и большинство школьников уже неспособны сосредоточиваться на излагаемом (учителем или учебником) материале более пяти минут. А привычка читать информацию в виде «постов» отбивает желание (и умение) работать с литературой большего объема. Но сетовать на это  в целом наивно и бесперспективно: дети будут продолжать сидеть Вконтакте, а вы не постучите в скромную обитель Павла Дурова и не попросите его заблокировать путь в соцсети всем, кто еще не имеет аттестата о среднем образовании. Поэтому с Интернетом придется нам всем (учителям я имею в виду) дружить, и в этой статье я приведу несколько примеров форм подобной дружбы. [Читать далее →]