Entries Tagged as ''

Формальное-неформальное

За историю нашей эры в образовании менялось многое: и состав учеников, и социальные институты, поставляющие педагогов, и материальная база, и, конечно, содержание. Но если раньше придворные философы читали Вергилия в оригинале королевским отпрыскам, а сегодня пригонные учителя демонстрируют параграф по истории на проекторе всем подряд, то не поменялась суть: один человек, который считает себя – или которого назначили – уполномоченным, с умным видом распинается и втирает нечто группе отстающих от него в развитии людей (детей – как частный пример). (А часто: человек, которому осточертело, делает одолжение тем, кому еще не осточертело.) Т.е. идея в том, чтобы этот «умный» как можно больше рассказал, а «отстающие» как можно больше запомнили. Идеал такой системы выглядит следующим образом: на месте учителя стоит магнитофон – на месте учеников лежат диктофоны. [Читать далее →]

Недомысль # 14. «Мы живем, на себе слишком чуя страну…»

Меня часто упрекают в том, что, говоря о школе, я как бы нарочно забываю о главных, мол, ее бедах, основных причинах, из-за которых оттуда бегут молодые (и не только) специалисты: широченный бумагооборот (ведомости, отчеты, акты, планы-конспекты и проч.) и постоянные рейды-посещения массовых мероприятий, парадов да демонстраций. Я уже говорил, что для меня это проблемы далеко не первого порядка (о первых и было сказано в первых статьях), но справедливости ради замечу, что мысли в этом направлении у меня, конечно, тоже есть. Поэтому четырнадцатой недомыслью мне хотелось бы опубликовать два текста, написанных мною еще в первый сезон работы в школе, в 2010-ом году. Если таковые возникли у меня как у молодого специалиста, уверен, с ними столкнутся многие педагоги, пришедшие в школу за чистым творчеством, а получившие взамен нефильтрованную жизнь. Что уж тут поделаешь? Но, если вдруг буду кому-то созвучен… [Читать далее →]

Послушайте!..

На уроке мы учим детей говорить (причем неважно, «языковой» это урок или нет: в любых, даже самых точных, науках нужно уметь рассуждать и отвечать устно). О тех, кто не участвует в коллективных обсуждениях да прочих разговорах «ни о чем», мы говорим, что они замкнуты. Да и вообще в классе обычно выделяются учащиеся, бойкие на слова. Но ведь на самом деле мы часто упускаем из виду главное умение, которое пригодится ребенку в дальнейшей жизни (учебной или простой, не по линии «ученик-учитель», а по линии «человек-человек», для выстраивания элементарных отношений), – умение СЛУШАТЬ. Скажете: банальность? Но эта банальность стала камнем преткновения для многих учеников: о ком-то составила превратное впечатление среди учителей и одноклассников, кому-то помешала подготовиться к поступлению. В этой статье я хочу связать три мысли, которые, на мой взгляд, органично переплетаются друг с другом и друг друга обусловливают: насколько важно успеть научить детей интеллигентно слушать, существует ли в школе острая проблема рассеянного внимания и так ли опасны мобильные телефоны на уроке (последняя не притянута за уши – утверждаю, что это нынче серьезное препятствие для усвоения информации). [Читать далее →]

Девальвация

По отношению к 2000-му количество школьников в Беларуси в текущем учебном году сократилось на 40% (1 548 тыс. в 2000 против 931,3 тыс. в 2013)*. Следовательно, где-то на 40% сократилось и число выпускников. Не так значительно сократилась численность учащихся ССУЗов (150,3 тыс. в 2000 против 138 тыс. в 2013)*. Но – вот чудеса! – на 40% выросла численность студентов ВУЗов (281,7 тыс. в 2000 против 395 тыс. в 2013)*. А за счет сокращения общей численности населения, число студентов на 10 000 человек выросло без малого в 1,5 раза (280 в 2000 против 418 в 2013)*.

А теперь самое интересное. [Читать далее →]