Entries Tagged as ''

О патриотизме

Я долго не решался писать на эту тему, поскольку мне всегда казалось, что, скажем так, пафос моей личности немножко не об этом. Еще с лицейских времен я знаю много людей, которым этот вопрос более к лицу, которые гораздо более имеют право высказываться, нежели я, всегда стоящий в стороне от таких разборок. Но за время работы в школе я получил в свой адрес одно обвинение в идеологической неблагонадежности, одно предложение снять меня с должности классного руководителя с формулировкой «человек с такими взглядами не может вести за собой молодежь», выговор за отказ от вступления в общественную организацию «Белая Русь», а также имел беседу с руководством школы, где мне в лоб задали вопрос «Как Вы понимаете идеологию белорусского государства?» и «Как Вы относитесь к своей стране?» Так что тему своей последней публикации я выбирал тщательно и взвешивал основательно. Завершить хочу размышлением о патриотизме. [Читать далее →]

О мышлении и массовой культуре

Материал для этой публикации я собирал не только в образовательной, но в разных сферах жизни и долго его обдумывал, поэтому, с вашего позволения, сегодня я выйду за рамки средней школы в частности и образования в целом.

Мы, господа, злоупотребляем термином «клиповое мышление». Нам так нравится эта проблема, что мы готовы спихнуть на нее всё вплоть до насморка и разбитых коленей. Но так ли самодостаточно клиповое мышление? Можно ли назвать его первопричиной?

Когда мы обвиняем учеников в «клиповости», мы не должны забывать, что

  1. не они сами выбрали такой тип мышления;
  2. не они единственные переходят на него.

[Читать далее →]

Недомысль # 16. О детском творчестве

На последнюю недомысль меня весьма спонтанно натолкнуло сопоставление событий восьмилетней давности с итогом моей работы в школе сейчас (недавно собирал свой самый первый подведомственный класс, с которого началась моя жизнь в профессии). В 2008 году мне довелось волонтерить в одной из школ-интернатов, где я случайно под столом нашел детское сочинение. Тогда ни о каких образовательных концепциях речи не шло – мы были совсем «зелеными» вожатыми и только искали свою линию в системе. Но сейчас, по прошествии n-ного времени, когда я уже прожил пару жизней с несколькими классами (причем очень творческими классами: у меня под крылом в разное время были и музыканты, и художники), хочу позволить себе пару реплик о детском творчестве и отношении к нему со стороны взрослых (в дополнение к разговору о своем и чужом небе). [Читать далее →]

Недадумка #15. Нефармальная фармальная

Падчас апошняй сустрэчы мы з вамі разважалі наконт тэорыі нефармальнай адукацыі, яе сутнасці і асаблівасцях. Сёння пагаворым пра пабудову нефармальных урокаў.

Звычайна нефармальныя заняткі ўтрымліваюць 3 часткі: трыгер (уступ), асноўная частка і праверка. Трыгер – гэта спосаб завалодаць увагай удзельнікаў, зачапіць іх. Гэта можа быць відэафрагмент, інсцэніроўка ці што заўгодна і можа доўжыцца як адну хвіліну, так і цэлы ўрок. З асноўнай часткай усё зразумела, пракаментую праверку. З-за таго што ў нефармальнай адукацыі няма адзнак, то высвятляць, куды падзелася інфармацыя, якая боўталася ў паветры апошнюю гадзіну, трэба тут і цяпер. Не варта нічога пісаць, устаўляць ці падкрэсліваць – ёсць шмат цікавых і элегантных методык. Напрыклад, калі на занятках вы праходзілі характарыстыку мастацтва Заходняй Еўропы на пачатку XX ст., не прымушайце вучняў пералічваць асаблівасці мадэрнізму — запрасіце іх намаляваць што-небудзь з кубізму. [Читать далее →]

Над моим домом всегда красивое небо

В школе ребенок формирует внутри и осознает для себя много новых боязней: это и боязнь получить плохую отметку, и боязнь не выполнить домашнего задания, и боязнь дисциплинарных взысканий. Но у детей и подростков зачастую доминирующей, главной является другая боязнь – боязнь быть осмеянными, боязнь выглядеть нелепо (вспомните себя в школе: ваши ощущения, когда вы поскользнулись и упали на переменке в коридоре, или сели на жвачку на виду у всего класса, или вымазались в мел, решая задачу у доски, или – не дай Бог! – начали икать посреди урока?) Механизм работает аналогично и применительно к учебе: ребенка может очень глубоко ранить, если его точку зрения (например, при разборе литературного произведения) сочтут слишком детской, или глупой, или несостоятельной. Одна осечка в этом отношении может стать фатальной и навсегда «закрыть» ребенка для активной работы на уроке, а в перспективе – для активной позиции по жизни.

[Читать далее →]